г. Киров |
|
14 декабря 2012 г. |
Дело N А82-8560/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.09.2012 по делу N А82-8560/2012, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС" (ОГРН 1067606005500, г. Ярославль, Волжская наб. 4, 36)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (ОГРН 1047600432000, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Нованта Комерс" (г. Новосибирск, проспект Красный, дом 101), общество с ограниченной ответственностью "ТреДис Консалтинг" (г. Москва, Балаклавский проспект, д. 28 "б", ООО "Консультационно-экспертное агентство "ЮНИОН" (г. Москва, проспект Мира, д. 69, стр. 1), общество с ограниченной ответственностью "Наутик" (г. Москва, проспект Мира, д. 69, стр. 1), общество с ограниченной ответственностью "Лана-Трейдинг" (г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 1),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС" (далее - заявитель, ООО "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконным решения Инспекции об отказе в государственной регистрации от 26.03.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Нованта Комерс" (далее - третье лицо, ООО "Нованта Комерс"), общество с ограниченной ответственностью "ТреДис Консалтинг" (далее - третье лицо, ООО "ТреДис Консалтинг"), общество с ограниченной ответственностью "Консультационно-экспертное агентство "ЮНИОН" (далее - третье лицо, ООО "Консультационно-экспертное агентство "ЮНИОН"), общество с ограниченной ответственностью "Наутик", общество с ограниченной ответственностью "Лана-Трейдинг" (далее - третье лицо, ООО "Лана-Трейдинг") (л.д. 163-164).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 14.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что заявление по форме N Р12003 не содержит заведомо ложных сведений; Голубев А.И. при жизни, будучи правоспособным, исполнив обязанность оплаты доли в уставном капитале общества, стал обладателем обязательственного права в отношении ООО "Трейд"; момент возникновения обязательственных прав участника общества не связан с государственной регистрацией юридического лица; Голубев А.И. является участником юридического лица; в сложившейся ситуации наследник Голубева А.И. не может участвовать в процедуре реорганизации и стать участником создаваемого Общества.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.11.2012 и 29.11.2011 участники обществ с ограниченной ответственностью "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС", "Нованта Комерс", "ТрэДис Консалдинг, "Консультационно-экспертное агентство "ЮНИОН", "НАУТИК", "Лана-Трейдинг" приняли решения (л.д. 67-72) о реорганизации каждого из указанных юридических лиц в форме слияния с остальными, об утверждении передаточных актов, договора о слиянии, устава создаваемого в результате слияния юридического лица - ООО "Трейд". Из указанного решения следует, что на ООО "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС" возложена обязанность по сообщению в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации и размещению публикации от имени всех участвующих в реорганизации обществ сообщения о реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации".
29.11.2011 ООО "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС" обратилось в Инспекцию с заявлением по форме N Р12003 - уведомление о начале процедуры реорганизации (далее - заявление-уведомление от 29.11.2011) (56-66).
02.12.2011 Инспекцией в отношении всех реорганизуемых обществ вынесены решения о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме слияния (л.д. 50-55).
19.03.2012 директор ООО "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС", обратился в МИФНС N 5 России по Ярославской области с заявлением по форме N Р12001 о государственной регистрации юридического лица - ООО "Трейд", создаваемого путем реорганизации в форме слияния (л.д. 73-105). Согласно расписке регистрирующего органа (л.д. 18) вместе с заявлением на регистрацию представлены протокол N 1 совместного собрания участников ООО "Трейд" (л.д. 9-10), решения о реорганизации (л.д. 139-150), договор о слиянии от 29.11.2011 (л.д. 135-138), передаточные акты (л.д. 151-156), устав ООО "Трейд" (л.д. 110-120), документ об уплате государственной пошлины (л.д. 109).
26.03.2012 Инспекция, руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц) приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением документов, определенных статьей 14 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц (л.д. 8). При принятии указанного решения регистрирующий орган исходил из того, что среди представленных на государственную регистрацию документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, поскольку по причине недостоверности сведений об участнике вновь создаваемого юридического лица данное заявление считается непредставленным.
Не согласившись с решением Инспекции от 26.03.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое решение не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, сто способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами (пункт 1). Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
Из пункта 1 статьи 32, подпункта 11 пункта 2 статьи 33, пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон об обществах с ограниченной ответственностью) следует, что общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Высшим органом общества является общее собрание участников общества. К компетенции общего собрания участников общества относятся, в том числе принятие решения о реорганизации или ликвидации общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.1 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Из пункта 1 статьи 14 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц следует, что при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица создаваемого путем реорганизации; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральным законом; передаточный акт или разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.
Из статьи 23 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц следует, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Согласно пунктам 1.2, 4.1 статьи 9 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пункт 1.2). Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1).
Таким образом, отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае непредставления определенных Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц необходимых для государственной регистрации документов. При этом регистрирующий орган в рамках проверки формы заявления о государственной регистрации проверяет сведения об участниках (учредителях) юридического лица, указанные в данном заявлении. Правоспособность физического лица прекращается смертью. Лицо, правоспособность которого прекращена, не может быть включено в Единый государственный реестр юридических лиц в качестве участника юридического лица.
Материалами дела подтверждено, что директор ООО "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС" 19.03.2012 обратился в Инспекцию с заявлением по форме N Р12003 о государственной регистрации юридического лица - ООО "Трейд", создаваемого путем реорганизации в форме слияния. При этом в указанном заявлении участником вновь создаваемого юридического лица - ООО "Трейд" указан Голубев А.И.
Между тем, справкой о смерти N 927 отдела ЗАГС г. Ярославля (л.д. 177) подтверждено, что Голубев А.И. умер 09.01.2012, что свидетельствует о прекращении правоспособности данного гражданина.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не имел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявление по форме N Р12003 не содержит заведомо ложных сведений; Голубев А.И. при жизни, будучи правоспособным, исполнив обязанность оплаты доли в уставном капитале общества, стал обладателем обязательственного права в отношении ООО "Трейд"; момент возникновения обязательственных прав участника общества не связан с государственной регистрацией юридического лица; Голубев А.И. является участником юридического лица, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон об информации) правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе на принципе достоверности информации и своевременность ее предоставления.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 14 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц следует, что при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны.
Согласно пункту 9 статьи 14 Федерального закона об информации информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе.
Следовательно, государственная регистрация может быть произведена на основании заявления, содержащего достоверную информацию относительно регистрируемых сведений.
В рассматриваемой ситуации заявление по форме N Р12003 считается непредставленным, поскольку содержит недостоверные сведения об участнике ООО "Трейд", что согласно положениям статьи 23 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц влечет отказ в государственной регистрации.
Довод апелляционной жалобы о том, что наследник Голубева А.И. не сможет являться ни участником ООО "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС", ни участником ООО "Трейд", не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из пункта 2 статьи 16 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц следует, что реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.
В рассматриваемой ситуации реорганизация ООО "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС" в форме слияния не завершена, данное юридическое лицо свою деятельность не прекратило, в связи с чем наследники участника ООО "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС" Голубева А.И. могут реализовать свои права в порядке, установленном законодательством.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по жалобе в размере 1000 рублей относятся на заявителя жалобы, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.09.2012 по делу N А82-8560/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью ""ИНКОМСТРОЙСЕРВИС" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 15.10.2012 N 2041257817.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-8560/2012
Истец: ООО "ИНКОМСТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области
Третье лицо: ООО "Консультационно-экспертное агентство "ЮНИОН", ООО "Лана-Трейдинг", ООО "Наутик", ООО "Нованта Комерс", ООО "ТреДис Консалтинг"