г. Хабаровск |
|
14 декабря 2012 г. |
Дело N А73-5758/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
в отсутствие лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Формат" на решение от 22 августа 2012 года по делу N А73-5758/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Формат"
к Отделу надзорной деятельности по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска
об оспаривании постановления
третье лицо: Прокуратура Центрального района города Хабаровска
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Формат" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Отдела надзорной деятельности по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска N 71/01 от 25.04.2012 о привлечении к административной ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Прокуратура Центрального района г. Хабаровска.
В обоснование требований заявитель ссылается на недоказанность события административного правонарушения, существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, получение доказательств с нарушением закона.
Представитель отдела надзорной деятельности и представители прокуратуры с заявленными требованиями в суде первой инстанции не согласились, считают оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Решением арбитражного суда от 22 августа 2012 года в удовлетворении требования ООО "Формат" о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска от 25.04.2012 N 71/01 о назначении административного наказания отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Формат" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой настаивает на том, что административным органом не доказано событие административного правонарушения, а доказательства получены с нарушением закона.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 АПК РФ применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 30.03.2012 прокуратурой Центрального района г. Хабаровска совместно со специалистом ОНД по Железнодорожному и Центральному району г. Хабаровска проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещении кафе, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Тургенева, 68, и арендуемом ООО "Формат" в присутствии его руководителя Чижкова Р.В.
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, установленных "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)", утвержденными приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003, СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", НПБ 88-01 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Системы фотолюминесцентные эвакуационные", НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", а именно:
- в нарушение пунктов 3, 40 ППБ 01-03, пункта 7.7 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", в помещении кухни кафе ООО "Формат", расположенного в подвальном этаже, эксплуатируется печь для приготовления пищи, в которой применяется горючая жидкость (дизельное топливо - "солярка");
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 3 таблицы 2 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", помещения кафе ООО "Формат", расположенные в подвальном этаже, не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией 3 типа (речевой способ оповещения);
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пунктов 6.13*, 6.16 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений", из помещений кафе ООО "Формат", расположенного в подвальном этаже, с числом посадочных мест более 50 (согласно подсчета посадочных мест (лавки, стулья)), отсутствует второй эвакуационный выход шириной не менее 1.2 м;
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 52 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации", пункта 6.17 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", внутренние двери эвакуационного выхода из помещений кафе ООО "Формат" выполнены открывающимися не по направлению выхода из здания;
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 12.48* НПБ 88-01 "Установка пожаротушения и пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования", приборы приемно-контрольные и приборы управления автоматической пожарной сигнализации установлены в подсобном помещении без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, чем не обеспечивается раздельная передача извещения о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений;
- в нарушение пункта 40 ППБ 01-03 в оконных проемах подсобных помещений, кухни установлены глухие металлические решетки;
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.28* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" перепад высот на путях эвакуации из помещений кафе ООО "Формат" на ул.Тургенева выполнен лестницей высотой более 45 см. не оборудованной ограждением с перилами- в нарушение пункта 13 ППБ 01-03 во всех производственных и вспомогательных помещениях ООО "Формат" не вывешены на видных местах таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;
- в нарушение пункта 16 приложения 3 ППБ 01-03 каждый огнетушитель, установленный на объекте, не имеет порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской;
- в нарушение пункта 16 ППБ 01-03 план эвакуации вывешенный в помещениях не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Системы фотолюминесцентные эвакуационные";
- в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 31 НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" руководитель ООО "Формат" Чижков Р.В., лицо назначенное ответственным за пожарную безопасность Чеграева С.Л. (приказ N 9 от 01.01.2011 г.) не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума;
- в нарушение пунктов 3, 7 ППБ 01-03, пунктов 39, 40, 51, 53 ППБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" обучение работников ООО "Формат" проводится по программе, не согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора.
По результатам проведенной проверки инспектором ОНД по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска Яковлевым С.В. на имя начальника отдела надзорной деятельности Бочкивского Б.В. составлен рапорт от 02.04.2012, на основании которого последним подготовлена справка от 03.04.2012 исх. N 260-2-23, направленная в прокуратуру Центрального района г. Хабаровска.
Прокуратурой Центрального района г. Хабаровска 10.04.2012 по результатам рассмотрения материалов проверки в отношении ООО "Формат" возбуждено дело по признакам административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, о чем в присутствии законного представителя общества - директора Чижкова Р.В., вынесено соответствующее постановление.
Постановление с материалами проверки направлено для рассмотрения в ОНД по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска, главным государственным инспектором которого Бочкивским Б.В. 13.04.2012 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Формат" на 25.04.2012.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручено лично директору ООО "Формат" Чижкову Р.В. 19.04.2012.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 25.04.2012 вынесено постановление N 71/01 о привлечении ООО "Формат" к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, обществу назначен административный штраф в размере 150 000 руб.
Оспаривая постановление о привлечении к административной ответственности, ООО "Формат" обратилось в арбитражный суд, решением которого в удовлетворении требований заявителю отказано.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что действия общества образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена вменяемой нормой КоАП.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно статье 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая, что помещение кафе, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Тургенева, 68, находится в пользовании ООО "Формат" согласно договору аренды нежилого помещения от 01.01.2012, указанное юридическое лицо является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
На момент привлечения общества к административной ответственности (постановление N 71/01 от 25.04.2012) действовали Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - Правила пожарной безопасности, ППБ 01-03), утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313. Указанные Правила утратили силу в связи изданием приказа МЧС РФ от 31.05.2012 N 306.
Согласно пункту 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения, в том числе, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности наряду с Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: хранение и применение в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, пороха, взрывчатых веществ, баллонов с газами, товаров в аэрозольной упаковке, целлулоида и других взрывопожароопасных веществ и материалов, кроме случаев, оговоренных в действующих нормативных документах; устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке (пункт 40 указанных Правил пожарной безопасности, пункт 7.7 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7).
В силу пункта 3 таблицы 2 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" предприятия общественного питания, размещаемые в подвале (цоколе) должны оборудоваться СОУЭ 3 типа (речевой способ оповещения).
Пунктами 6.13, 6.16 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений" предусмотрены требования к количеству эвакуационных выходов.
Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности (пункт 52 ППБ 01-03, пункт 6.17 СНиП 21-01-97*"Пожарная безопасность зданий и сооружений").
В силу пункта 12.48 Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" приборы приемно-контрольные и приборы управления, как правило, следует устанавливать в помещении с круглосуточным пребыванием дежурного персонала. В обоснованных случаях допускается установка этих приборов в помещениях без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре и о неисправности в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений. В указанном случае помещение, где установлены приборы, должно быть оборудовано охранной и пожарной сигнализацией и защищено от несанкционированного доступа.
Пунктом 6.28* СНиП 21-01-97* установлено, что в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами.
В соответствии с пунктом 13 ППБ 01-03, во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
Согласно пункту 16 приложения 3 ППБ 01-03 каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме.
В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре (пункт 16 ППБ 01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2009).
Согласно пункту 31 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (НПБ) руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем (пункт 7 ППБ 01-03).
В силу пункта 39 НПБ по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются, в том числе руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.
Пунктом 40 НПБ установлено, что обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций (пункт 51 НПБ).
В соответствии с пунктом 53 НПБ согласование специальных программ организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или структурными подразделениями соответствующих специальных или воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.
Административным органом ООО "Формат" вменяется нарушение указанных норм в части эксплуатации в помещении кухни кафе, расположенного в подвальном этаже, печи для приготовления пищи, в которой применяется горючая жидкость; отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией 3 типа (речевой способ оповещения); при наличии посадочных мест более 50 отсутствует второй эвакуационный выход шириной не менее 1.2 м; открывание внутренних дверей эвакуационного выхода из помещений кафе не по направлению выхода из здания; отсутствие круглосуточного дежурства у приборов приемно-контрольных и приборов управления автоматической пожарной сигнализации; наличие глухих металлических решеток в оконных проемах подсобных помещений, кухни; отсутствие на видных местах табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны; перепад высот на путях эвакуации из помещений кафе выполнен лестницей высотой более 45 см. не оборудованной ограждением с перилами; огнетушитель, установленный на объекте, не имеет порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской; план эвакуации вывешенный в помещениях не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Системы фотолюминесцентные эвакуационные"; руководитель ООО "Формат" Чижков Р.В. и лицо ответственное за пожарную безопасность не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума; обучение работников ООО "Формат" проводится по программе, не согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора.
В подтверждение факта нарушения указанных норм административным органом представлены рапорт инспектора ОНД по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска Яковлева С.В. от 02.04.2012, справка Отдела надзорной деятельности от 03.04.2012 исх. N 260-2-23, постановление прокуратуры Центрального района г. Хабаровска от 10.04.2012 о возбуждении дела об административном правонарушении, договор аренды нежилого помещения от 01.01.2012.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, а также объяснения директора общества в заседании суда, на основании части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ исключил из нарушений, вменяемых заявителю, эпизод, связанный с отсутствием второго эвакуационного выхода шириной не менее 1.2 м при наличии посадочных мест более 50 за недоказанностью такого количества мест. В связи с чем, суд счел, что нарушение обществом пунктов 6.13*, 6.16 СНиП 21-01-97* административным органом не доказано.
По данному эпизоду административный орган в суд апелляционной инстанции возражений не заявил.
В остальной части суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности в действиях ООО "Формат" составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установлено, что вина общества выражается в непринятии всех необходимых мер по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, при этом у юридического лица имелась реальная возможность провести мероприятия по устранению нарушений в области пожарной безопасности до проведения проверки и обеспечить выполнение вышеуказанных требований.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.
Административное наказание назначено обществу с учетом характера совершенного правонарушения и положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в пределах срока привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений административным органом процедуры привлечения к административной ответственности не установлено.
В апелляционной жалобе представитель общества ссылается на то, что в нарушение статьи 25.8 КоАП РФ руководитель ООО "Формат" не был извещен прокурором о привлечении инспектора ОНД по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска в качестве специалиста в области пожарной безопасности.
На основании части 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 22 данного Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в пункте 1 статьи 21 данного Закона, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов.
В данном случае инспектор ОНД по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска привлечен прокурором в качестве специалиста на основании пункта 1 статьи 22 Закона о прокуратуре, а не части 1 статьи 25.8 КоАП РФ.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на применение специалистом прибора для измерения, не соответствующего установленным требованиям, подлежит отклонению.
В ходе проверки производились измерения с использованием рулетки измерительной неметаллической РТ (N 11), принадлежащей ОДН по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска, имеющей сертификат о калибровке N 005037 от 16.11.2011. Руководитель ООО "Формат", присутствовавший при измерениях возражений по данному эпизоду не заявлял.
Доводы представителя общества о том, что специалистом при проверке не устанавливался тип печи в подвальном помещении кафе, в связи с чем, не доказано, что такая печь работает именно на горючем топливе, заявлены необоснованно.
В соответствии с пунктом 40 ППБ 01-03, пунктом 7.7 СНиП 21-01-97* не допускается в подвалах и цокольных этажах размещать помещения, в которых хранятся или применяются взрывопожароопасные вещества.
В ходе проверки печь работала на жидком топливе, что было продемонстрировано работником кухни в присутствии руководителя ООО "Формат".
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции нет.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 22 августа 2012 года по делу N А73-5758/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5758/2012
Истец: ООО "Формат"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска, Отдел надзорной деятельности по Железнодорожному и Центральному району города Хабаровска
Третье лицо: ПРОКУРАТУРА ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА Г. ХАБАРОВСКА, Прокуратура Центрального района города Хабаровска