г. Хабаровск |
|
14 декабря 2012 г. |
Дело N А04-5694/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И. В.
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А. А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А. В.
при участии в заседании:
от Заместителя прокурора Амурской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Администрации Тамбовского сельсовета: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Крестьянского (фермерского) хозяйства Суровегина Н.А.: Журавлева Татьяна Николаевна, представитель по доверенности от 05.09.2012 N 28АА 0298067
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Заместителя прокурора Амурской области на решение от 19.09.2012 по делу N А04-5694/2012 Арбитражного суда Амурской области принятое судьей Т.А. Корниенко Т.А.
по иску Заместителя прокурора Амурской области
к Администрации Тамбовского сельсовета, Крестьянскому (фермерскому) хозяйству Суровегину Н.А.
о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Амурской области (далее-Прокурор) обратился в Арбитражный суд Амурской области в интересах публично-правового образования - Тамбовский сельсовет Тамбовского района Амурской области в лице Администрации Тамбовского сельсовета с исковым заявлением к Администрации Тамбовского сельсовета (ОГРН 1022801199244, место нахождения: 676950, Амурская область, Тамбовский район, с. Тамбовка, ул. Калининская, 45б; далее- Администрация), Главе Крестьянского (фермерского) хозяйства Суровегину Николаю Александровичу (ОГРНИП 311282707400027, ИНН 282700091532, далее - Глава КФХ Суровегин Н.А.) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка площадью 4073682 кв. м. с кадастровым номером 28:25:011106:14, расположенного по адресу: Амурская область Тамбовский район, в 5 метрах на юго-запад от с. Привольное (далее-спорный земельный участок), заключенного между Администрацией Привольненского сельсовета и Главой КФХ Суровегиным Г.Н и применении последствий недействительности сделки путем обязания Главу КФХ Суровегина Н.А. возвратить спорный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 19.09.2012 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Прокурор обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в связи с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что для предоставления земельного участка в аренду заблаговременное опубликование сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, не требуется. После публикации 18.02.2011 в газете Амурская правда N 29 (27092) Администрацией Привольненского сельсовета Тамобовского района объявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 28:25:011106:14 площадью 180 га и подачи заявления Главой КФХ Суровгиным Г.Н., ответчики в дальнейшем никаких действий по оформлению земельного участка не совершили, а договор был заключен только 28.11.2011, что свидетельствует о несоблюдении Администрации статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку отсутствовала заблаговременная публикация о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Глава КФХ Суровегин Н.А. в представленном отзыве на апелляционную жалобу, не согласился с ее доводами, полагает, что правила части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не распространяются на случаи предоставления земельных участков в аренду в соответствии с иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Главы КФХ Суровегина Н.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Прокурор и Администрация, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в порядке статей 121-123 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), своих представителей в суд апелляционной инстанции к назначенному времени не направили.
Администрация Тамбовского сельсовета в своем заявлении поддержала апелляционную жалобу Прокурора и просила рассмотреть дело без участия ее представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие истца и ответчика в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьям 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Муниципальному образованию Привольненского сельсовета на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 441,23 га, расположенный по адресу: Амурская область, Тамбовский район, Привольненский с/с, с. Привольное, примерно в 5 метрах по направлению на юго-запад от ориентира (т.1, л.д. 14-15).
18.02.2011 года в газете Амурская правда N 29 (27092) Администрацией Привольненского сельсовета Тамбовского района опубликовано объявление о предоставлении в аренду земельного участка категории "земли сельскохозяйственного назначения", кадастровый номер 28:25:011106:14, площадью 180 га, расположенного по адресу: Амурская область, Тамбовский район, Привольненский сельсовет, находящегося в муниципальной собственности Привольненского сельсовета для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. В объявлении указан срок подачи заявок - течение 30 дней после данной публикации (т.1, л.д. 134).
17.03.2011 от Главы КФХ Суровегина Н.А., поступило заявление о предоставлении ему в аренду спорного земельного участка (т.1, л.д. 135).
Иных заявлений о предоставлении земельного участка, указанного в публикации не поступало.
Между тем, договор аренды на указанный земельный участок Администрацией Привольненского сельского совета и КФХ Суровегиным Н.А. заключено не было.
31.10.2011 (вх. N 201 от 07.11.2011) Глава КФХ Суровегин Н.А. обратился в администрацию Привольненского сельского совета с заявлением о предоставлении ему в аренду на 49 лет в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74 -ФЗ "О крестьянском фермерском хозяйстве" спорного земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Рассмотрев указанное заявление Администрация Привольненского сельсовета Тамбовского района постановлением от 28.11.2011 N 53 предоставила Главе КФХ Суровегину Н.А. спорный земельный участок в аренду на 49 лет и в тот же день заключила договор N 1 аренды земельного участка, передав его по акту приема-передачи (т.1, л.д. 18-21).
Полагая, что при предоставлении в аренду спорного земельного участка были нарушены нормы статьи 10 Федерального закона Российской Федерации "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101 - ФЗ от 24.07.2002, поскольку земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются в аренду при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и далее, при поступлении заявлений от претендентов на них- по результатам торгов, а сообщение о предоставлении в аренду земельного участка не было опубликовано в средствах массовой информации, в том числе в газете "Амурская правда", Прокурор обратился в Арбитражный суд Амурской области с настоящими исковыми требованиями.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, выслушав позицию представителя ответчика, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, в том числе, признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ничтожной сделкой является сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с пунктом 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Гражданский кодекс Российской не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
Под заинтересованностью лица следует понимать наличие у лица юридически значимого интереса в данном деле. Заинтересованными являются участники сделки, либо лица, чьи права и законные интересы прямо нарушены оспариваемой сделкой.
Иск заявлен на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в интересах публично-правового образования - Тамбовский сельсовет Тамбовского района Амурской области в лице администрации Тамбовского сельсовета, поскольку в соответствии с законом Амурской области от 30.06.2011 N 498-ОЗ "Об объединении Тамбовского, Привольненского и Придорожненского сельсоветов в Тамбовском районе и внесении изменений в закон Амурской области "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Тамбовского района и муниципальных образований в его составе", в состав территории вновь образованного Тамбовского сельского совета входят территории объединяемых Тамбовского, Привольненского и Придорожненского сельсоветов.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом и Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления.
Орган местного самоуправления на основании данного заявления, с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07. 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении этого земельного участка.
Таким образом, статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации, а также специальным федеральным законом крестьянскому (фермерскому) хозяйству, как субъекту, которому уполномоченные государством органы содействуют в создании фермерских хозяйств и осуществлении ими своей деятельности, оказывают поддержку, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве (статья 2 Закона N 74-ФЗ), предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в аренду, что обуславливает необходимость применения специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству в аренду.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи.
В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Между тем, нормы Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и указанными нормами проведение торгов в отношении земельных участков, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения их деятельности, а также опубликование сообщения о предоставлении таких земельных участков в аренду, не предусмотрено.
При этом, судом апелляционной инстанции учитывается, что с момента публикации Администрацией первого сообщения 18.02.2011, иных заявлений в отношении спорного земельного участка не поступало, в связи с чем, утверждение о том, что предоставление земельного участка без опубликования сообщения о сдаче его в аренду по результатам аукциона, нарушило права Администрации, так как лишило бюджет муниципального образования определенной части доходов отклоняется, как носящее предположительный характер.
Установив, что глава КФХ Суровегин Н.А. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, оформленным в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что крестьянскому (фермерскому) хозяйству предоставлено право на получение земельного участка непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения в аренду на основании порядка, установленного специальным Федеральным законом, поэтому отказал в удовлетворении исковых требований.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка. Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 19.09.2012 по делу N А04-5694/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5694/2012
Истец: Заместитель прокурора Амурской области, Заместитель прокурора области
Ответчик: Администрация Тамбовского сельсовета, КФХ Суровегин Н. А.