г. Красноярск |
|
06 декабря 2012 г. |
Дело N А69-1502/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" декабря 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дунаевой Л.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Казенновой Е.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "24" сентября 2012 года по делу N А69-1502/2012, принятое судьей Ханды А.М.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Демир даг" (далее - заявитель, общество, ООО "Демир даг") (ОГРН 1034217005987, ИНН 4217005770) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва (далее - ответчик, регистрирующий орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 27.06.2012 и обязании внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о государственной регистрации ООО "Демир-даг" в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 24 сентября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований на том основании, что обществом нарушены требования относительно достоверности представленного в регистрирующий орган ликвидационного баланса, поскольку в нем отсутствовала информация о наличии у общества кредиторской задолженности.
Общество с апелляционной жалобой не согласилось, представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на соблюдение ликвидатором требований действующего законодательства, в том числе в части достоверности данных ликвидационного баланса, поскольку сведения о ликвидации общества были опубликованы в установленном порядке, сумма задолженности общества перед обществами с ограниченной ответственностью "Саянэнергоресурс" и "Ачинский цемент" не была установлена вступившими в законную силу судебными актами; указанные общества с требованиями о включение задолженности в ликвидационный баланс к ликвидатору не обращались.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения от 09.11.2012 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/), в судебное заседание своих представителей не направили, Инспекция представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
20.03.2012 общим собранием участников общества принято решение о ликвидации ООО "Демир даг", ликвидатором назначена Куулар О.Б.
28.03.2012 в Журнале "Вестник Государственной Регистрации" ООО "Демир даг" опубликована информация о ликвидации общества, о порядке и сроках заявления требований кредиторами (часть 1 N 12(370) от 28.03.2012/125.)
29.05.2012 ликвидатором ООО "Демир даг" после окончания срока для предъявления требований кредиторами составлен промежуточный ликвидационный баланс. Общим собранием участников ООО "Демир даг" принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса ООО "Демир даг", что оформлено протоколом общего собрания участников общества N 16.
ООО "Демир даг" 26.06.2012 обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица - общества в связи с его ликвидацией с приложением к нему ликвидационного баланса. Инспекцией 27.06.2012 вынесено решение об отказе в государственной регистрации ООО "Демир даг" в связи с его ликвидацией с указанием на то, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, в связи с чем считается не представленным в регистрирующий орган.
ООО "Демир даг", не согласившись с решением об отказе в государственной регистрации, в связи с его ликвидацией, обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения регистрирующего органа исходя из следующего.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ), регулирующим отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях (подпункт "а" пункта 1); ликвидационный баланс (подпункт "б" пункта 1).
В силу положений подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, толкуя указанные положения Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при рассмотрении дела о законности решения регистрирующего органа, указал, что требования Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в частности подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 в части достоверности информации, содержащейся в представленных для регистрации документов, не были выполнены при ликвидации общества, что следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, и как следствие, наличие основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Согласно положениям статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица включает в себя принятие ликвидатором мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторами составление ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности, установленной статьей 64 данного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции установлено, что 20.06.2012 ООО "Демир даг" обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица - общества в связи с его ликвидацией с приложением к нему ликвидационного баланса. Ликвидационный баланс общества составлен по данным бухгалтерского учета на 19.06.2012, подписан ликвидатором; согласно указанному балансу сумма активов общества составила 1 323 000 рублей, сумма пассивов - 0 рублей.
В свою очередь Инспекция, отказывая в государственной регистрации ликвидации общества на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в решении от 27.06.2012 указало на недостоверность информации, содержащейся в ликвидационном балансе в связи с неотражением кредиторской задолженности перед обществами "Саянэнергоресурс" и "Ачинский цемент".
Наличие у ООО "Демир даг" задолженности перед названными общества подтверждается судебными актами по делам N N А74-6312/2011, А33-16884/2011, а именно:
- решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15.03.2012 по делу N А74-6312/2011, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012, с общества в пользу ООО "СаянЭнергоРесурс" взыскано 503 908 рублей 90 копеек долга и расходов по государственной пошлине в сумме 13 078 рублей;
- решением Арбитражного суда Красноярского края от 23.04.2012 по делу N А33-16884/2011, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.09.2012, с общества в пользу ООО "Ачинский Цемент" взыскано 40 940 рублей 22 копеек долга, 42 987 рублей 00 копеек неустойки, 3189 рублей 17 копеек судебных расходов на уплату государственной пошлины, всего 87 116 рублей 39 копеек.
Доводы общества и выводы суда первой инстанции о том, данные ликвидационного баланса являлись достоверными, поскольку на дату составления ликвидационного баланса (19.06.2012) решения арбитражных судов в законную силу не вступили, кредиторы не обращались с требованием о включении задолженности в ликвидационный баланс, суд апелляционной инстанции считает основанными на неверном толковании норм материального права.
Из приведенных положений статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что установленный порядок ликвидации юридического лица предполагает принятие ликвидационной комиссией (ликвидатором) мер для выявления кредиторов, в том числе посредством их уведомления о процедуре ликвидации. Как следует из материалов дела, ликвидатором соответствующие уведомления в адрес обществ "Саянэнергоресурс" и "Ачинский цемент" не направлялись, доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, в материалы дела не представлены, об их наличии не заявлено.
Следовательно, сам по себе факт публикации в органах печати информации о ликвидации общества, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами не свидетельствует о соблюдении ликвидатором установленного порядка ликвидации. Значит, в такой ситуации необращение кредиторов к ликвидатору с требованием о погашении задолженности не является основанием для невключения в ликвидационный баланс спорной задолженности.
Тот факт, что решения арбитражных судов по делам N N А74-6312/2011, А33-16884/2011 на момент составления ликвидационного баланса не вступили в законную силу, не влияет на выводы суда, поскольку, ликвидатору было известно о претензиях обществ "Саянэнергоресурс" и "Ачинский цемент". При этом по состоянию на 19.06.2012 решения арбитражных судов были приняты в пользу названных кредиторов.
Следовательно, ликвидатор неправомерно не включил в ликвидационный баланс спорную кредиторскую задолженность. Таким образом, ликвидатором не были соблюдены требования Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в части достоверности информации, содержащейся в представленном ликвидационном балансе ООО "Демир даг", что следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
С учетом изложенного Инспекция правомерно приняла решение от 27.06.2012 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица, что свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о признании указанного решения незаконным.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции от 24 сентября 2012 года об удовлетворении заявленных требований в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления общества.
Применительно к данной категории спора не имеют правого значения доводы общества о том, что производство по делу подлежит прекращению ввиду того, что решение суда первой инстанции исполнено и общество исключено из ЕГРЮЛ.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой. В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по оплате государственной пошлины при обращении с заявлением в арбитражный суд подлежат возмещению за его счет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "24" сентября 2012 года по делу N А69-1502/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.А. Дунаева |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1502/2012
Истец: ООО "Демир Даг"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва, МРИ ФНС России N 1 по РТ