г. Саратов |
|
14 декабря 2012 г. |
Дело N А12- 21503/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Борисовой Т.С., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
рассмотрев апелляционную жалобу Волгоградского открытого акционерного общества "Химпром"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2012 г. по делу N А12-21503/2012 (судья Кулик И.В.)
по заявлению Волгоградского открытого акционерного общества "Химпром" (г. Волгоград, ИНН 3447006030, ОГРН 1023404290800)
о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (г. Волгоград) от 14.08.2012 г. N 3/14-12-Э по делу об административном правонарушении,
заинтересованное лицо: Волгоградская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (г. Волгоград),
УСТАНОВИЛ:
Волгоградское открытое акционерное общество "Химпром" (далее - ВОАО "Химпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Росприроднадзор, административный орган) по делу об административном правонарушении N 3/14-12-Э от 14.08.2012 г.
Заявление принято Арбитражным судом Волгоградской области, возбуждено производство по делу N А12-21503/2012.
Внешний управляющий ВОАО "Химпром" Петрущенков Ю.М. обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с аналогичным заявлением. Заявление принято, возбуждено производство по делу N А12-21537/2012.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.09.2012 г. дело N А12-21503/2012 и дело N А12-21537/2012 объединены в одно производство, с присвоением единого номера N А12-21503/2012.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2012 г. в удовлетворении заявления отказано.
ВОАО "Химпром", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Волгоградским межрайонным природоохранным прокурором совместно с Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности заявителя, которая завершена 14.05.2012 г.
По результатам проверки 13.06.2012 г. прокурором вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ВОАО "Химпром" по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Основанием для возбуждения административного производства послужили установленные в ходе проверки обстоятельства, свидетельствующие о том, что в отчете 2-ТП (отходы) за 2011 год Общество в строке 426 указывает факт полного отсутствия в отчетном году на предприятии образования и размещения минерального шлама от фильтрации сточных вод при фактичесом наличии таких отходов, что свидетельствуют о нарушении статей 11, 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.07.1998 г. N 89-ФЗ (далее - Закон об отходах) и приказа Федеральной службы государственной статистики РФ от 28.01.2011 г. N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления".
Постановлением по делу об административном правонарушении от 14.08.2012 г. N 3/14-12-Э Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях Общества состава вменённого административного правонарушения, не установив процессуальных нарушений при привлечении юридического лица к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм права.
Согласно статье 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В данном случае объективная сторона состава административного правонарушения выражается в умышленном искажении лицом информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Под искажением информации понимается сообщение неполных или неверных данных заинтересованным лицам (органам).
Как следует из оспариваемого постановления, обществу вменяется нарушение, выразившееся в представлении Управлению Росприроднадзора недостоверной информации в форме статистического наблюдения "ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2011 год.
Данное нарушение административный орган обоснованно расценил как представление искажённой и недостоверной отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке, предусмотренном частью 3 статьи 18 Закона об отходах, согласно которой субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Пунктами 3-5 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. N 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с пунктом 7 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)", отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
В связи с тем, что в результате деятельности ВОАО "Химпром" образуются отходы, на него распространяется установленная частью 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления обязанность по представлению в уполномоченные органы власти отчетности об образовании отходов.
Материалами дела подтверждается, что общество размещало в 2010 году и продолжало в 2011 году размещать (хранить) минеральные шламы на промышленной площадке от фильтрации сточных вод цеха N 15 ВОАО "Химпром", однако в отчете 2-ТП за 2011 год (т. 1 л.д. 130) не отразило данные статистические сведения как на начало отчётного года, так и на период отчётного года.
Таким образом, наличие в действиях ВОАО "Химпром" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ, является доказанным.
Довод жалобы о том, что минеральный шлам от фильтрации сточных вод цеха N 15 ВОАО "Химпром" в 2011 году не образовывался и не размещался, а был транспортирован в составе шламового стока по трубопроводу сточных вод на собственное гидротехническое сооружение - пруд-испаритель, расположенный в Светлоярском районе Волгоградской области, подлежит отклонению.
Данный довод не подтвержден заявителем документально, в отчете 2-ТП об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов за 2011 год указанное обстоятельство не отражено.
Кроме того, в разработанном в 2009 году и действующем в настоящее время Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для ВОАО "Химпром", указано, что в результате производственной деятельности станции нейтрализации и фильтрации сточных вод, - в цехе N 15, образуются отходы, - "минеральные шламы (шлам минеральный от фильтрации сточных вод)". Код отхода по ФККО - 3160000000000, класс опасности для окружающей среды - 4, масса (норматив) образования отхода - 36500,000 т/год. Как отмечено в действующем ПНООЛР, образующийся в цехе N 15 шлам, в количестве до 100 тонн в сутки (100 мЗ/сут.), размешается на "площадке временного хранения сырьевого компонента минерального вяжущего (цемента)".
Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора 12.02.2010 г. выдан и зарегистрирован под номером РРС 39 03-10 003686 "Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" для ВОАО "Химпром". Исходя из установленного лимита, на период 2010-2014 г.г предприятию разрешено ежегодно размещать (хранить) на собственном объекте отдельные виды отходов 4 класса опасности, в том числе, - весь образующийся в количестве 36500,000 т/год минеральный шлам (шлам минеральный от фильтрации сточных вод), с кодом отхода по ФККО 3160000000000.
Согласно письменным ответам предприятия от 31.10.2011 г. N 01-480 "Г" и от 02.11.2011 г. N 73/131 на запрос Волгоградского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, в результате производственной деятельности цеха N 15 ВОАО "Химпром" при фильтрации поступивших на очистку 1624,2 тыс.м3 шламовых сточных вод, в 2010 году образовалось 18306,0 тонн шлама. Также, ВОАО "Химпром" указало в своём ответе, что в 2010 году минеральный шлам от фильтрации сточных вод в количестве 31244,0 тонны спланирован (выровнен бульдозером) на промышленной площадке временного хранения минерального шлама от фильтрации сточных вод цеха N 15.
Кроме того, "Техническим отчётом о неизменности производственного процесса используемого сырья и обращения с отходами", принятым Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области 21.02.2011 г., ВОАО "Химпром" подтвердило, что сведения о перечне и количестве разрешённых к размещению отходов, внесённые в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N РРС 39 03-10 003686 от 12.02 2010 г. не изменились в связи с неизменностью производственных процессов и образованного сырья. При этом, "Технический отчёт _" содержит информацию о балансе образовавшихся, использованных и размещённых отходов за 2010 год.
Таким образом, Общество само подтвердило факт образования и размещения спорных отходов на промышленной площадке от фильтрации сточных вод цеха N 15 как 2010 году, так и в 2011 году.
Указанное свидетельствует о наличии отходов как начало, так и на период 2011 года, о чём Общество должно было сообщить в отчете 2-ТП за 2011 год.
Довод апелляционной жалобы о том, что административным органом допущено нарушение порядка привлечения Общества к административной ответственности, которое выразилось в вынесении постановления об административном правонарушении в отсутствие извещения законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, опровергается материалами дела.
В материалах дела имеется письменное уведомление административного органа от 06.07.2012 г., адресованное внешнему управляющему ВОАО "Химпром" Петрущенкову Ю.М. по адресам: 630001, г. Новосибирск, а/я 153 и г. Москва, Ленинский проспект, д. 29 стр. 8 - о времени и месте составления постановления о возбуждении в отношении ВОАО "Химпром" дела об административном правонарушении.
Данное обстоятельство подтверждается копией извещения, копиями квитанций об отправке заказной корреспонденции и копиями уведомлений о получении данного извещения (т. 1 л.д. 90-92).
Извещение получено по указанным адресам.
Кроме того, из оспариваемого постановления усматривается, что оно вынесено при участии представителя ВОАО "Химпром", действующего по доверенности от 25.04.2012 г. N 26/13-22 юр, подписанной внешним управляющим Общества Петрущенковым Ю.М. Таким образом, довод о ненадлежащем извещении законного представителя Общества опровергается материалами дела.
Размер административного штрафа назначен в пределах санкции, предусмотренной статьёй 8.5 КоАП РФ, с учётом совершения Обществом административного правонарушения повторно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований ВОАО "Химпром" о признании незаконным и отмене постановления Управления по делу об административном правонарушении N 3/14-12-Э от 14.08.2012 г. о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства. Правовых оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 октября 2012 года по делу N А12-21503/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
А. В. Смирников |
Судьи |
Т. С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-21503/2012
Истец: Внешний управляющий ВОАО "Химпром" Петрущенков Ю. М., Волгоградское открытое акционерное общество "Химпром"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области
Третье лицо: Волгоградская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах