г. Вологда |
|
13 декабря 2012 г. |
Дело N А66-8739/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверьэнергосбыт" Брагиной Е.Н. по доверенности от 16.07.2012 N 347,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 25 октября 2012 года по делу N А66-8739/2012 (судья Белова А.Г.),
установил:
открытое акционерное общество "Тверьэнергосбыт" (ОГРН 1056900000354; далее - общество, ОАО "Тверьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - управление, УФАС по Тверской области, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.07.2012 N 03-5/1-29-2157ЛП о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 650 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 25 октября 2012 года по делу N А66-8739/2012 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения наказания в сумме 650 000 рублей, наказание обществу назначено в размере 300 000 рублей.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие законных оснований для определения размера штрафа в сумме 300 000 рублей.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.
Антимонопольный орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 03-6/1-44-2010, возбужденного в отношении ОАО "Тверьэнергосбыт" на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Тверская энергосбытовая компания" (далее - ООО "Тверская энергосбытовая компания"), антимонопольным органом принято решение от 25.08.2011 N 03-6/1-44-2846ИД, которым общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) в связи с необоснованным уклонением от заключения с ООО "Тверская энергосбытовая компания" договора купли-продажи (поставки) электрической энергии в интересах потребителя - общества с ограниченной ответственностью "Ржевский домостроительный комбинат" (далее - ООО "РДК).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 января 2011 года по делу N А66-9244/2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2011 года установлен факт уклонения ОАО "Тверьэнергосбыт" от заключения вышеназванного договора, на общество возложена обязанность по заключению с ООО "Тверская энергосбытовая компания" договора купли-продажи (поставки) электрической энергии в отношении точек поставки ООО "РДК".
В пункте 3 решения УФАС по Тверской области от 25.08.2011 N 03-6/1-44-2846ИД указано на необходимость рассмотреть вопрос о возбуждении в отношении ОАО "Тверьэнергосбыт" административного производства по статье 14.31 КоАП РФ.
Поэтому УФАС по Тверской области составлен протокол от 04.07.2012 N 03-5/1-29-2012 об административном правонарушении, вынесено постановление от 18.07.2012 N 03-5/1-29-2157ЛП, которым ОАО "Тверьэнергосбыт" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 650 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 названного Закона).
На основании пункта 5 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В части 1 статьи 5 Закона N 135-ФЗ установлено, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
ОАО "Тверьэнергосбыт" на розничном рынке продажи электрической энергии в географических границах Тверская область занимает доминирующее положение.
Приказами Региональной энергетической комиссии Тверской области от 26.10.2006 N 108/1, от 28.04.2009 N 44-нп данной организации присвоен статус гарантирующего поставщика.
В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
Согласно статье 3 названного Закона гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная в соответствии с названным Законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Правительство Российской Федерации постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
В соответствии с пунктом 5 Основных положений гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии на территории своей зоны по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Пунктом 61 Основных положений предусмотрено, что гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности, а также принять на обслуживание граждан при отсутствии их обращения в случаях, установленных разделом VI настоящих Правил ("Правила деятельности гарантирующих поставщиков на розничных рынках и правила заключения публичных договоров с гарантирующими поставщиками и их исполнения").
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае: отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям; нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
В случае отказа от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, гарантирующий поставщик должен в 5-дневный срок со дня обращения заявителя в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.
В соответствии с пунктом 62 Основных положений лицо, которое намерено заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии), направляет гарантирующему поставщику заявку о заключении соответствующего договора с указанием планируемого объема потребления электрической энергии (мощности) и приложением документов, подтверждающих выполнение необходимых для его заключения условий: присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации в установленном порядке, обеспечение учета электрической энергии, надлежащее техническое состояние энергопринимающих устройств потребителя, удостоверенное федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.
Для заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии с гарантирующим поставщиком энергосбытовая организация дополнительно представляет поставщику сведения о точках поставки, в которых данная организация собирается приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика, о приборах учета электрической энергии, которыми оснащены указанные точки поставки.
Пунктом 63 Основных положений установлено, что в течение 30 дней со дня получения заявки о заключении договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) гарантирующий поставщик обязан ее рассмотреть и направить (передать) заявителю подписанный со своей стороны проект соответствующего договора, а в случае если заявителем представлен проект договора - подписать его или направить ему протокол разногласий.
Заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к включаемым в договор сведениям о покупателе электрической энергии, и направляет один подписанный экземпляр договора гарантирующему поставщику.
В случае несогласия с условиями, содержащимися в проекте договора или протоколе разногласий, заявитель вправе в свою очередь направить гарантирующему поставщику протокол разногласий.
Из материалов дела следует, что ООО "Тверская энергосбытовая компания" заключило с ООО "РДК" (потребитель) договор энергоснабжения от 01.11.2007 N 04-07/ЭС-08/ЭС, в соответствии с которым обязалось осуществлять продажу электрической энергии потребителю в его точках поставки (диспетчерское наименование точки поставки: ПС-110/10 кВ "НТПФ" ф. 16 г. Ржев п. Есенка).
В целях организации энергоснабжения по точкам поставки потребителя ООО "Тверьэнергосбыт" в порядке пункта 62 Основных положений письмом от 04.08.2010 N 402 направило в адрес ОАО "Тверьэнергосбыт", как гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены энергопринимающие устройства потребителя, заявку о заключении договора купли-продажи электроэнергии в интересах потребителя, содержащую все необходимые условия, с приложением проекта договора.
Данная заявка с приложениями (в количестве 7 единиц) получена ОАО "Тверьэнергосбыт" 04.08.2010, что подтверждается оттиском печати с подписью лица, получившего его, и указанием даты получения на сопроводительном письме ООО "Тверская энергосбытовая компания".
ОАО "Тверьэнергосбыт" письмом от 17.08.2010 N 022-02/2138 выдвинуло ряд замечаний к представленным документам, которые ООО "Тверская энергосбытовая компания" учло и письмом от 25.08.2010 N 425 направило полный пакет документов, необходимых для заключения договора купли-продажи и удовлетворяющих требованиям пункта 62 Правил.
В связи с не заключением договора купли-продажи (поставки) электрической энергии ООО "Тверская энергосбытовая компания" обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о понуждении общества заключить такой договор на условиях проекта, направленного с заявкой от 04.08.2010 N 402.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 28 января 2011 года по делу N А66-9244/2010 на ОАО "Тверьэнергосбыт" возложена обязанность в недельный срок с момента вступления решения в законную силу заключить с ООО "Тверская энергосбытовая компания" договор купли-продажи (поставки) электрической энергии в отношении точек поставки ООО "РДК" на условиях проекта договора, представленного с заявкой от 04.08.2010.
При рассмотрении названного дела установлено, что ООО "Тверская энергосбытовая компания" при направлении обществу заявки и проекта договора купли-продажи (поставки) электрической энергии соблюдены все требования Основных положений, необходимые для заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии, а у ОАО "Тверьэнергосбыт" отсутствовали основания для отказа ООО "Тверская энергосбытовая компания" в заключении такого договора. Рассмотрение заявки и проекта договора купли-продажи (поставки) электрической энергии произведено обществом с нарушением тридцатидневного срока, установленного пунктом 63 Основных положений. При этом судом сделан вывод, что ОАО "Тверьэнергосбыт" неправомерно уклонилось от заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии.
На основании изложенного, невыполнение ОАО "Тверьэнергосбыт" требований пунктов 61, 61 и 63 Основных положений и несоблюдение им тридцатидневного срока правильно расценено антимонопольным органом как уклонение от заключения договора с ООО "Тверская энергосбытовая компания".
Вместе с тем суд первой инстанции признал оспариваемое постановление незаконным и отменил в части назначения наказания в сумме 650 000 рублей, назначил наказание обществу в размере 300 000 рублей.
Податель жалобы полагает, что при принятии решения суда имело место неправильное толкование положений КоАП РФ.
Апелляционная коллегия не может согласиться с данным утверждением ввиду следующего.
Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 404-ФЗ) статья 14.31 КоАП РФ принята в новой редакции. Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде наложения штрафа от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 4 примечания к данной статье при назначении административного наказания за совершение данного правонарушения в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 названного Кодекса; обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 данного Кодекса, а также обстоятельства, отягчающие административную ответственность, указанные в пунктах 2, 3 этого примечания.
Ранее за совершение действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ статьей 14.31 КоАП РФ было установлено наказание юридическим лицам в виде штрафа в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров и не менее ста тысяч рублей.
Антимонопольный орган, не выявив при назначении наказания ни смягчающих, ни отягчающих ответственность обстоятельств, проанализировав диспозиции статьи 14.31 КоАП РФ, действовавшей в период совершения административного правонарушения и на дату вынесения оспариваемого постановления, определил штраф по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в размере 650 000 руб.
Оценивая правомерность размера штрафной санкции, суд первой инстанции с учетом того, что смягчающих и отягчающих ответственность общества обстоятельств не имеется, установил, что размер штрафа по настоящему делу должен составить 650 000 рублей (300 000 + (1 000 000 - 300 000) : 2).
Общество в свою очередь согласно с размером штрафных санкций, определенных судом первой инстанции, решение суда не обжаловало.
Суд первой инстанции, учитывая обстоятельства дела (заключение договора купли-продажи от 30.11.2010 N 635 до вынесения оспариваемого постановления) и то, что право суда на применение минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, не ограничено правилами расчета штрафа, приведенного в пункте 4 примечания к той же норме, снизил размер штрафных санкций до 300 000 рублей.
Таким образом, снижение штрафа произведено судом в рамках полномочий и в пределах санкции, установленной статьей 14.31 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения, согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 19 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина управлением в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25 октября 2012 года по делу N А66-8739/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8739/2012
Истец: ОАО "Тверская энергосбытовая компания", ОАО "Тверьэнергосбыт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тверской области.