г. Пермь |
|
13 декабря 2012 г. |
Дело N А50-1213/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,
при участии:
от заявителя (общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Люкс") (ОГРН 1105904008132, ИНН 5904230303): Сергиенко Ю.А., представитель по доверенности от 03.09.2012, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Региональная энергетическая комиссия Пермского края) (ОГРН 1025900537574, ИНН 5902184588): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Региональной энергетической комиссии Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 24 сентября 2012 года по делу N А50-1213/2012, принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Комфорт-Люкс"
к Региональной энергетической комиссии Пермского края:
о признании незаконным бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комфорт-Люкс" (далее - ООО "Комфорт-Люкс", общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованиями о признании незаконным бездействия Региональной энергетической комиссии Пермского края (далее - РЭК Пермского края, РЭК), выразившегося в ненаправлении в адрес общества в срок, предусмотренный законом: 1) извещения об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу; 2) извещения о дате, времени и месте заседания правления (коллегии) РЭК Пермского края по вопросу установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ООО "Комфорт-Люкс"; 3) постановления об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ООО "Комфорт-Люкс", протокола правления (коллегии) РЭК Пермского края по вопросу установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ООО "Комфорт-Люкс"; 4) неустановлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии ООО "Комфорт-Люкс" в срок, предусмотренный законом (с учетом уточнения требований, в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д.55-56).
Определением суда от 24.05.2012 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу решения арбитражного суда Пермского края по делу N А50-8182/2012 по заявлению ООО "Комфорт-Люкс" о признании недействующим постановления РЭК Пермского края от 24.01.2010 N 3-т "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "Комфорт-Люкс" (Александровский район, Яйвинское городское поселение)".
Решением арбитражного суда от 24.09.2012 (резолютивная часть объявлена 17.09.2012) заявленные требования удовлетворены, бездействие, выразившееся в неустановлении в предусмотренный законом срок тарифа на поставку тепловой энергии признано незаконным. На РЭК Пермского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ее подателем приведены доводы о том, что оценка действиям РЭК Пермского края в рамках процедуры по установлению тарифа дана при рассмотрении арбитражным судом дела N А50-8182/2012, предметом рассмотрения которого было постановление РЭК Пермского края от 24.01.2012 N 3-т, отдельные действия РЭК в рамках процедуры рассмотрения заявления общества по установлению тарифа не влекут правовых последствий для общества.
РЭК Пермского края, надлежащим образом извещенное о дате и времени рассмотрения дела апелляционным судом, представителей в судебное заседание не направило, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела судом.
ООО "Комфорт-Люкс" против доводов, изложенных в апелляционной жалобе возражает, оснований для отмены судебного акта не усматривает.
Присутствующий в судебном заседании представитель общества поддержал изложенные в отзыве на жалобу доводы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основанием для обращения ООО "Комфорт-Люкс" в арбитражный суд послужили следующие обстоятельства.
20.09.2011 общество обратилось в РЭК Пермского края с заявлением об утверждении тарифа на транспортировку тепловой энергии на 2011-2012 годы, приложив к заявлению расчет тарифа и подтверждающие документы; 15.11.2011 обществом в РЭК направлены дополнительные документы, необходимые для установления тарифа (л.д.8-10, 44).
Поскольку извещение об открытии дела об установлении тарифов и результаты рассмотрения представленных документов не поступили, общество, не располагая информацией об установлении тарифа или отказе в установлении тарифа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия РЭК, допущенного при рассмотрении заявления об установлении тарифа.
При рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции установлена совокупность оснований для признания незаконным бездействия РЭК Пермского края, в связи с чем требования общества удовлетворены.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, заслушав представителя заявителя в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
То есть для признания действий (бездействия) незаконными необходимо установить совокупность двух условий: несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемых действий и бездействия закону или иному нормативному правовому акту возлагается на совершивший их государственный орган (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются (в том числе) соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.
Частью 1 ст. 10 Закона N 190-ФЗ установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Учитывая вышеприведенные положения, арбитражный суд первой инстанции обоснованно проверил действия (бездействия) РЭК Пермского края на предмет соответствия требованиям, предусмотренным Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 N 14-п "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Пермского края" РЭК Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим реализацию единой политики в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению и организациям для бытовых нужд населения, а также других цен (тарифов) и предельных индексов, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края.
На основании п. 4 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов. При этом установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов (п. 7 Правил).
Решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), и не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления (п. 18 Правил).
Как предусмотрено п. 23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов доводит указанное решение, а также протокол до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и представляет в Федеральную службу по тарифам заверенную копию этого решения, а также информацию о составе тарифов, показателях, использованных при расчете тарифов, по формам (в том числе электронным), направленным Федеральной службой по тарифам в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
24.01.2012 на заседании правления РЭК Пермского края рассмотрен вопрос об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "Комфорт-Люкс" (Александровский район), установлены и введены в действие с 01.02.2012 тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что по факту обращения ООО "Комфорт-Люкс" с заявлением об установлении тарифа на транспортировку тепловой энергии РЭК Пермского края вышепоименованные требования Правил были нарушены, то есть общество не было извещено в установленном порядке об открытии дела об установлении тарифа; о дате, времени и месте заседания правления; общество не было ознакомлено с материалами тарифного дела, проектом постановления об утверждении тарифа; представители общества не присутствовали на заседании правления; информация об установленном тарифе не была доведена до общества. Указанные нарушения РЭК Пермского края не опровергнуты.
При рассмотрении арбитражным судом Пермского края дела N А50-8182/2012, предметом рассмотрения которого являлось постановление РЭК Пермского края от 24.01.2012 N 3-т "О тарифах на услуги по передаче тепловой энергии по сетям ООО "Комфорт-Люкс" (Александровский район)", вышеуказанные нарушения процедуры установления тарифа по заявлению общества нашли подтверждение.
В результате незаконного бездействия РЭК Пермского края, допущенного в рамках процедуры по установлению тарифа, общество было лишено возможности принимать участие в процедуре установления тарифа (давать письменные и устные пояснения, представлять доказательства, подтверждающие факт понесения затрат). Следствием незаконного бездействия явилось установление РЭК Пермского края тарифа с нарушением требований законодательства, что в конечном итоге лишило общество возможности предъявлять плату за оказанные услуги по передаче тепловой энергии, поскольку постановление РЭК Пермского края от 24.01.2012 N 3-т арбитражным судом признано несоответствующим Федеральному закону "О теплоснабжении", Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Таким образом с момента обращения за установлением тарифа до установления РЭК Пермского края в порядке, предусмотренном законодательством, тарифа на услуги по транспортировке тепловой энергии общество лишено возможности предъявлять плату за оказанные услуги.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда о доказанности совокупности оснований, необходимых для признания обжалуемого бездействия незаконным. Заявленные обществом требования удовлетворены судом правомерно.
Доводы апеллянта об отсутствии для общества негативных правовых последствий от нарушений, допущенных в рамках процедуры по установлению тарифа, противоречат установленным по настоящему делу обстоятельствам и подлежат отклонению как несостоятельные.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 сентября 2012 года по делу N А50-1213/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1213/2012
Истец: ООО "Комфорт-Люкс"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Пермского края, РЭК Пермского края