г. Киров |
|
14 декабря 2012 г. |
Дело N А82-8090/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Устюжанинова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании во Втором арбитражном апелляционном суде:
представителя заявителя Гусарова А.Н., действующего на основании доверенности от 11.05.2012,
с использованием систем видеоконфренц-связи в Арбитражном суде Костромской области:
представителя ответчика Архиреевой Ю.В., действующей на основании доверенности от 01.03.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.09.2012 по делу N А82-8090/2012, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области (ОГРН 1043700530015, Ивановская область, г. Шуя, ул. Ленина, д. 1)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (ОГРН 1047600431966, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Корабельная, д. 1),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Компания "Верхневолжсквторсырье" (ОГРН 1067627030657),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области (далее - заявитель, МИФНС России N 3 по Ивановской области) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (далее - ответчик, МИФНС России N 7 по Ярославской области) с требованиями о признании недействительными решений МИФНС России N 7 по Ярославской области от 12.01.2012 NN 1227, 1228.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 12.09.2012 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения N 1228, в остальной части производство по делу прекращено в связи с отказом заявителя от требования о признании недействительным решения N 1227.
МИФНС России N 7 по Ярославской области с принятым решением суда в части удовлетворенного требования не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом пункта 4.1 статьи 9, статей 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц). В апелляционной жалобе ответчик указывает, что у МИФНС России N 7 по Ярославской области не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации; на момент принятия обжалуемого решения у МИФНС России N 7 по Ярославской области отсутствовали доказательства недостоверности сведений о местонахождении Общества; постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Шуя от 19.04.2012 вынесено позже принятия обжалуемого решения МИФНС России N 7 по Ярославской области; протокол осмотра от 18.11.2011 N 23 составлен в рамках проверки иного юридического лица задолго до принятия решения МИФНС России N 7 по Ярославской области обжалуемого решения; в отношении Общества контрольные мероприятия МИФНС России N 3 по Ивановской области не проводились.
МИФНС России N 3 по Ивановской области в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит отказать в ее удовлетворении.
ООО "Компания "Верхневолжсквторсырье" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.
В заседании суда представители сторон поддержали свои доводы.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 27.12.2011 участниками ООО "Компания "Верхневолжсквторсырье" приняты решения (л.д. 29) об исключении из состава участников Общества Богданова А.В., передаче его доли уставного капитала Обществу; об изменении места нахождения Общества на адрес: Ивановская область, г. Шуя, Южное шоссе, дом 5, офис 3, в связи с заключением договора аренды от 27.12.2011 N 9/32 (л.д. 30-33).
28.12.2011 директор ООО "Компания (Студеникин О.П.) "Верхневолжсквторсырье" представил в МИФНС России N 7 по Ярославской области заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица. В качестве нового места нахождения юридического лица указан адрес: Ивановская область, г. Шуя. Южное шоссе, дом 5, офис 3 (л.д. 24-27). К указанному заявлению были приложены протокол общего собрания участников Общества, изменения в учредительные документы, документ об уплате государственной пошлины (л.д. 11).
12.01.2012 ответчиком вынесено решение N 1228 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Компания "Верхневолжсквторсырье" (л.д. 23), и внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ (л.д. 11).
12.01.2012 ООО "Компания "Верхневолжсквторсырье" поставлено на учет в МИФНС России N 3 по Ивановской области (л.д. 22).
19.04.2012 мировой судья судебного участка N 1 г. Шуя Ивановской области вынес постановление (л.д. 12-13) о признании директора ООО "Компания "Верхневолжсквторсырье" Студеникина О.П. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25. КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде дисквалификации на срок 1 год. Из указанного постановления следует, что Студеникин О.П. представил в регистрирующий орган заведомо ложные сведения о месте нахождения Общества - Ивановская область, г. Шуя. Южное шоссе, дом 5, офис 3. По данному адресу находится нежилое одноэтажное здание мазутного хозяйства, ООО "Компания "Верхневолжсквторсырье" не располагается.
Сочтя, что государственная регистрация изменений в учредительные документы осуществлена МИФНС России N 7 по Ярославской области на основании заведомо ложных сведений о месте нахождения ООО "Компания "Верхневолжсквторсырье", и, соответственно, решение МФНС России N 7 по Ярославской области от 12.01.2012 N 1228 не соответствует требованиям законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что решение МИФНС России N 7 по Ярославской области от 12.01.2012 N 1228 принято с нарушением требований пункта 4.1 статьи 9, статьи 17, статьи 23 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде иски, в том числе о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из пунктов 1.2, 4.1 статьи 9 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц следует, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пункт 1.2). Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждена форма N Р13001 - "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица"
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица (пункт 1). В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (пункт 4).
Статьей 23 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
По смыслу положений пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган в рамках проверки формы заявления о государственной регистрации проверяет сведения об адресе места нахождения юридического лица, указанные в данном заявлении.
Материалами дела подтверждено, что директор ООО "Компания "Верхневолжсквторсырье" Студеникин О.П. обратился в МИФНС N 7 России по Ярославской области с заявлением заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица. В качестве нового места нахождения юридического лица Студеникин О.П. указал адрес: Ивановская область, г. Шуя. Южное шоссе, дом 5, офис 3.
Между тем согласно протоколу осмотра от 18.11.2011 N 23, составленному в рамках проведенной МИФНС России N 3 по Ивановской области выездной налоговой проверки ООО "Альянс" по адресу: г. Шуя, Южное шоссе, дом 5 находится котельная, принадлежащая Шуйскому МУП ОК и ТС, и мазутное хозяйство. Из постановления мирового судьи судебного участка N 1 г. Шуя Ивановской области, которым Студеникин О.П. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 14.25. КоАП РФ, следует, что Студеникин О.П. представил в регистрирующий орган заведомо ложные сведения о месте нахождения Общества - Ивановская область, г. Шуя. Южное шоссе, дом 5, офис 3. По данному адресу ООО "Компания "Верхневолжсквторсырье" не располагается.
Следовательно, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что обжалуемое решение МИФНС России N 7 по Ярославской области вынесено с нарушением требований пункта 4.1. статьи 9, статьи 17, статьи 23 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел основания для удовлетворения заявленного требования.
Доводы о том, что у МИФНС России N 7 по Ярославской области не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации; на момент принятия обжалуемого решения у МИФНС России N 7 по Ярославской области отсутствовали доказательства недостоверности сведений о местонахождении Общества; постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Шуя от 19.04.2012 вынесено позже принятия обжалуемого решения МИФНС России N 7 по Ярославской области; протокол осмотра от 18.11.2011 N 23 составлен в рамках проверки иного юридического лица задолго до принятия решения МИФНС России N 7 по Ярославской области обжалуемого решения; в отношении Общества контрольные мероприятия МИФНС России N 3 по Ивановской области не проводились, отклоняются судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон об информации) правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе на принципе достоверности информации и своевременность ее предоставления.
Из пункта "а" статьи 17 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны.
Следовательно, действительной может быть признана государственная регистрация, произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых сведений.
В рассматриваемой ситуации заявление Общества по форме N Р13001 содержало недостоверные сведения о новом адресе местонахождения Общества, что согласно положениям статьи 23 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц влечет отказ в государственной регистрации, поскольку указанное заявление считается непредставленным.
Доказательства того, что по адресу, указанному в заявлении по форме N Р13001 расположен или может располагаться исполнительный орган Общества, в материалах дела отсутствуют.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 12.09.2012 по делу N А82-8090/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-8090/2012
Истец: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области
Третье лицо: ООО "Компания "Верхневолжсквторсырье", ООО "Компания "Верхневолжсквторсырьё"