г. Москва |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А41-22222/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей: Александрова Д.Д., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания Алчаковым В.Х.,
в судебном заседании участвуют:
от Комитета по управлению имуществом Талдомского муниципального района: не явились, извещены;
от Территориального управления Росимущества в Московской области - не явились, извещены;
от Управление Росреестра по Московской области - не явились, извещены;
от Стрельцова С.В. - не явились, извещены;
от Жукова Д.А. - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 августа 2012 года по делу N А41-22222/12 принятое судьей Неяскиной Е.А. по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок, третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Стрельцов С.В., Жуков Д.А.
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Талдомского муниципального района (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее ответчик, ТУ ФАУГИ в МО) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:01:0030702:0026, общей площадью 105мI., расположенный по адресу: Московская область, г. Талдом, м-н Юбилейный, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под размещение торгового павильона".
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, а также граждане Стрельцов Сергей Викторович и Жуков Дмитрий Александрович.
Решением от 03 августа 2012 года Арбитражный суд Московской области удовлетворил исковые требования Комитета по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, в которой ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В качестве оснований для отмены ответчик указывает на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили, истец и третье лицо отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 09.04.2004 между Комитетом по управлению имуществом Талдомского муниципального района (Арендодатель) и гражданином Стрельцовым Сергеем Викторовичем заключен договор аренды N 103 земельного участка, в соответствии с которым Стрельцову С.В. передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:01:0030702:0026, общей площадью 105мI., расположенный по адресу: Московская область, г. Талдом, м-н Юбилейный, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под размещение торгового павильона" (т.1 л.д.5-6).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке Московской областной регистрационной палатой 16.04.2004.
Согласно выписке от 08.04.2012 из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией (т.1 л.д.11).
Истец полагает, что государственная регистрация права федеральной собственности на земельный участок проведена с нарушением ст. 17 ЗК РФ и Федерального закона от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее Закон N 101-ФЗ), действовавшего на момент регистрации права собственности РФ на спорный участок, и является ошибочной.
Истец, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 101-ФЗ, а также ст. 17 Федерального закона от 21.07.1999 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Закон N 122-ФЗ), основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
В рассматриваемом случае, органы исполнительной власти РФ не вносили спорный земельный участок в перечень земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности. Правительство РФ не принимало решения об отнесении спорного земельного участка к собственности РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Доказательств обращения органа, обладающего соответствующей компетенцией, в УФРС по МО с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:01:0030702:0026, общей площадью 105мI., расположенный по адресу: Московская область, г. Талдом, м-н Юбилейный, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под размещение торгового павильона" (т.1 л.д.5-6) ответчиком не представлено. Также не представлено доказательств, предъявления актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции о праве собственности на земельный участок. Кроме того, сторонами не представлено доказательств наличия на спорном участке объектов недвижимости, принадлежащих Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из части 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101 -ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее Закон N 137-ФЗ), распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Законом N 137-ФЗ установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1999 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Из материалов дела следует, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерации о регистрации права собственности на спорный участок суду так же не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Между тем, из представленных в дело доказательств, следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных статьей 17 Закона N 122-ФЗ, а ответчик не представил доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок.
Таким образом, права собственности на спорный земельный участок у Российской Федерации не возникло.
Следовательно, в силу пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ спорный земельный участок земельный участок с кадастровым номером 50:01:0030702:0026, общей площадью 105мI., расположенный по адресу: Московская область, г. Талдом, м-н Юбилейный, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "под размещение торгового павильона" (т.1 л.д.5-6), является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
В своей апелляционной жалобе ответчик указал, для оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок необходимо доказать, что наличие указанного права нарушает право истца.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным ввиду нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки у Комитета по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области отсутствует право распоряжения земельными участками, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки нарушает законные права Комитета по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области на распоряжение данным земельными участками, сдачу их в аренду, осуществление контроля за использованием арендованных земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Апелляционный суд считает, что запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельных участков и не позволяют ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
В части 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
То есть, такой способ защиты возможен по спорам о праве на недвижимое имущество и тогда, когда право истца не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, что имеет место в настоящем споре.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 03 августа 2012 года по делу N А41-22222/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.М. Мордкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22222/2012
Истец: Комитет по управлению имуществом Талдомского муниципального района, Комитет по управлению имуществом Талдомского муниципального района Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществлм по МО
Третье лицо: Жуков Д. А., Стрельцов С. В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области