г. Москва |
|
19 декабря 2012 г. |
Дело N А41-13694/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: генеральный директор Степанюк Н.В., паспорт,
от заинтересованного лица: Метелевский В.М., доверенность от 29.12.2011 N 101/11-10,
от третьего лица: Положенцева Т.А., доверенность от 26.12.2011 N 3-юр,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения Щелково Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2012 по делу N А41-13694/12, принятое судьей Панкратьевой Н.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Океан" к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.п. Щелково Московской области, администрации городского поселения Щелково Московской области, при участии третьего лица - администрации Щелковского муниципального района об оспаривании бездействия в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Океан" (далее - заявитель, ООО "Океан") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г.п. Щелково Московской области (далее - Управление), с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, признать незаконным бездействие администрации городского поселения Щелково Московской области в выдаче разрешения строительство объекта капитального строительства - магазина "Смешанные товары" на земельном участке по адресу: Московская область, г. Щелково, вблизи ст. Соколовская, обязать Управление архитектуры и градостроительства администрацию городского поселения Щелково Московской области выдать разрешение на строительство магазина "Смешанные товары" на земельном участке по адресу: Московская область, г. Щелково, вблизи ст. Соколовская.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена администрация городского поселения Щелково Московской области (далее - администрация городского поселения, заинтересованное лицо).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация Щелковского муниципального района Московской области (далее - администрация муниципального района, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07.09.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация городского поселения Щелково Московской области обратилась с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании представитель администрации городского поселения Щелково Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, представил суду заявление в администрацию городского поселения Щелково Московской области от 22.11.2012.
Представитель третьего лица в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации городского поселения Щелково Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.07.2004 комиссией по вопросам регулирования организации торговли, общественного питания и бытовых услуг на территории Щелковского района Комитета потребительского рынка администрации муниципального района ИП Гречухину А.А. разрешено строительство магазина со смешанным ассортиментом товаров между АЗС и ст. Соколовская, что оформлено протоколом заседания комиссии N 05.
18.08.2004 ИП Гречухину А.А. межведомственной комиссией по градостроительному регулированию и земельным отношениям при администрации Щелковского района разрешен выбор земельного участка, что оформлено протоколом N 14.
31.08.2004 оформлен акт выбора земельного участка ИП Гречухину А.А. под строительство магазина "Смешанные товары" вблизи ст. Соколовская на землях ТСП администрации Щелковского района по Мальцевскому с/о.
19.04.2005 ГУП МО "Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства" согласовал градостроительное заключение по размещению 2-этажного магазина "Смешанные товары" общей площадью 700 кв.м. на земельном участке площадью 0,25 га, расположенного на землях ТСП администрации Щелковского района по Мальцевскому сельскому округу вблизи платформы "Соколовская" (с замечаниями).
23.05.2005 Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области сообщило (исх. 3058/638) администрации Щелковского района, что Главархитектура считает возможным использование указанного земельного участка под заявленные цели, при условии разработки градостроительного заключения, оформления землеустроительного дела, разработки проекта планировки отводимой территории с учетом транспортной развязки Западного обхода г. Щелково, планируемой генеральным планом г. Щелково.
26.05.2005 межведомственной комиссией по градостроительному регулированию и организации территории Московской области Правительства Московской области согласовано размещение магазина "Смешанные товары" на земельном участке площадью 0,25 га для ИП Гречухина А.А. из земель сельского округа вблизи ст. Соколовская в Щелковском районе, что оформлено протоколом N 5 заседания комиссии.
Предварительная градостроительная проработка размещения указанного магазина также разработана и согласована.
16.06.2006 Комитетом по вопросам градостроительства администрации муниципального района оформлено архитектурно планировочное задание N 42 на разработку проекта строительства магазина "Смешанные товары" вблизи ст. Соколовская Щелковского района (с приложением выкопировки с генплана г. Щелково).
25.09.2008 постановлением Главы Щелковского муниципального района N 3308 ИП Гречухину А.А. представлен в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером 50:14:040102:35 площадью 2500 кв.м. по адресу: г. Щелково, вблизи ст. Соколовская для строительства магазина.
01.12.2008 между администрацией муниципального района (арендодатель) и ИП Гречухиниым А.А. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 16-981/08, в соответствии с которым арендатору предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 2500 кв.м. с кадастровым номером 50:14:040102:35, расположенный по адресу Московская область, г. Щелково, вблизи ст. Соколовская, для строительства магазина.
01.07.2009 между ИП Гречухиным А.А. и ООО "Океан" заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, в соответствии с которым ООО "Океан" переданы права и обязанности арендатора по вышеуказанному договору аренды земельного участка.
25.07.2011 ГУП МО "Научно-исследовательский и проектный институт градостроительства" внесены изменения в градостроительное заключение (исх. N 15/307-1397).
20.09.2011 постановлением администрации муниципального района продлен срок аренды вышеуказанного земельного участка до 25.09.2016.
26.09.2011 между администрацией муниципального района и ООО "Океан" заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в вышеуказанный договор аренды, в соответствии с которым срок аренды земельного участка установлен на 8 лет, до 25.09.2016.
10.11.2011 получено согласование строительства вышеуказанного магазина "Мосавтодор" N 3030.
13.12.2011 администрацией городского поселения (исх. N 3290-с) ООО "Океан" отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка в связи с тем, что размещение здания магазина на указанном земельном участке не предусмотрено генеральным планом г. Щелково.
23.12.2011 ООО "Океан" вновь обратилось в администрацию городского поселения с просьбой пересогласовать предварительную градостроительную проработку, утвердить Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:14:040102:35, разработанный филиалом ГП МО "АПУ Московской области - АПУ по Щелковскому району" 25.11.2011, и выдать разрешение на строительство.
19.01.2012 администрация муниципального района сообщила ООО "Океан" (исх. N 4362-с), что земельный участок был предоставлен арендатору для строительства магазина и на период строительства, но не более, чем на 3 года с даты подписания договора, применялся коэффициент деятельности 1,5, а по истечении трех лет был применен коэффициент деятельности 4,2, что повлекло существенное увеличение арендной платы для ООО "Океан".
20.01.2012 администрация городского поселения повторно сообщила ООО "Океан" (исх. N 3541-с), что размещение магазина на земельном участке с кадастровым номером 50:14:040102:35, расположенном по адресу: Московская область, г. Щелково, вблизи ст. Соколовская, не предусмотрено Генеральным планом г. Щелково, утвержденным Советом депутатов Щелковского района 27.04.2004 N 267/50.
Не согласившись с действиями администрации, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями. Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о том, что действия (бездействие) администрации городского поселения Щелково Московской области не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Администрация городского поселения располагает всеми необходимыми сведениями и документами как для составления градостроительного плана, так и для выдачи разрешения на строительство магазина, при этом в случае необходимости вправе запросить недостающие сведения и документы в уполномоченных органах и заявителя.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
На основании пункта 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 указанной статьи Кодекса федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.
Таким образом данной статьей установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство. В числе таких документов указан градостроительный план.
Не представление указанного документа или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до установления Правительством РФ формы градостроительного плана для получения разрешения на строительство застройщик представлял в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган кадастровый план земельного участка. В связи с тем что в таком случае проектная документация разрабатывалась на основе архитектурно-планировочного задания, то соответственно для получения разрешения на строительство необходимо было представлять в уполномоченный орган также и архитектурно-планировочное задание.
Форма градостроительного плана утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840. Инструкция о порядке ее заполнения утверждена Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, опубликована и с 27.11.2006 вступила в действие.
ООО "Океан" обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство 23.12.2011, то есть после утверждения формы градостроительного плана земельного участка и введения в действие инструкции о порядке ее заполнения.
Следовательно, к спорным правоотношениям подлежал применению порядок выдачи разрешения на строительство, который устанавливал наличие градостроительного плана земельного участка в качестве обязательного документа для получения названного разрешения.
В силу части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Из содержания части 3 статьи 44 ГрК РФ следует, что градостроительный план представляет собой план земельного участка с указанием границ зон публичных сервитутов, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения допустимого размещения зданий, сооружений, строений, за пределами которых запрещено строительство зданий, сооружений, строений, информации о градостроительном регламенте (если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), о разрешенном использовании земельного участка, требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, о технических условиях подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; о границах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 44 ГрК РФ установлено, что подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Статьей 6 ГрК РФ предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Частью 1 статьи 46 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В соответствии с частью 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Из нормы части 5 статьи 41 ГрК РФ следует, что градостроительный план является разновидностью документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (часть 5 названной статьи).
Частью 10 названной статьи установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Градостроительным кодексом Российской Федерации основания для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрены.
Градостроительный план представляет собой документ, носящий исключительно информативный характер, однако именно на соответствие данному документу проходит проверку проектная документация, по результатам которой принимается решение о возможности осуществления строительства.
Из изложенных норм ГрК РФ следует, что процедура утверждения градостроительного плана земельного участка предшествует получению разрешения на строительство.
Учитывая, что приложенный обществом градостроительный план земельного участка, подготовленный АПУ по Щелковскому району 25.11.2011, в установленном порядке не утвержден, отказ администрации городского поселения Щелково от 13.12.2011 N 3290-С и от 20.01.2012 N 3541-С в выдаче градостроительного плана земельного участка не обжалован и предметом настоящего спора не является, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о невозможности удовлетворения требований о признании незаконным бездействия администрации по невыдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство.
Также суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что после вынесения решения судом первой инстанции по настоящему делу, которым суд обязал администрацию выдать разрешение на строительство, ООО "Океан" 22.11.2012 обратился в администрацию с заявлением об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:14:040102:35.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделаны выводы при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.09.2012 по делу N А41-13694/12 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13694/2012
Истец: ООО "Океан"
Ответчик: Администрация городского поселения Щелково
Третье лицо: Администрация г. п. Щелково, Администрация Щелковского муниципального района Московской области, Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. п.Щелково Московской области