г. Самара |
|
19 декабря 2012 г. |
Дело N А72-5665/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" - Шишкина И.И., по доверенности от 04.12.2012 года,
от Администрации города Ульяновска - не явился, извещен,
от Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2012 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Администрации города Ульяновска, Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 сентября 2012 года по делу N А72-5665/2012, судья Каданцев Ю.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл", г. Ульяновск, (ОГРН 1037300996930),
к Администрации города Ульяновска,
к Комитету архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска,
о признании незаконным отказа от 06.04.2012 г. N 01-13/1724, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа от 06.04.2012 г. N 01-13/1724 в обеспечении выбора земельного участка ориентировочной площадью 10 000 кв.м, расположенного юго-восточнее жилого дома N 85 по ул. Шолмова в Засвияжском районе г. Ульяновска, и предварительного согласования места размещения многофункционального объекта, об обязании произвести выбор указанного земельного участка, утвердить акт выбора и предварительно согласовать место размещения многофункционального объекта.
Решением суда первой инстанции от 27 сентября 2012 года признан недействительным отказ в выборе земельного участка, выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 06.04.2012 г. N 01-13/1724.
Суд обязал Администрацию города Ульяновска рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "Симбирк-Ойл" от 23.03.2012 г. N 11 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 10 000 кв.м, расположенного юго-восточнее жилого дома N 85 по ул. Шолмова в Засвияжском районе г. Ульяновска, под размещение многофункционального объекта в полном соответствии с требованиями статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90.
В апелляционной жалобе Администрация города Ульяновска и Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции вынесено необоснованно.
Указывают, что Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска был дан ответ, что испрашиваемый земельный участок накладывается на участок в отношении которого начата процедура оформления земельно-правовых документов и Постановлением мэрии города Ульяновска от 26.10.2011 г. N 4933 "О предварительном согласовании Главному управлению МЧС России по Ульяновской области места размещения пожарной части в Засвияжском районе города Ульяновска", утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. И выбор земельного участка площадью 23500 кв.м. по указанному адресу не представляется возможным.
Выбор земельного участка предусматривается статьей 31 Земельного кодекса РФ.
Считают, что доводы суда о непредставлении в материалы дела доказательств об утверждении Генерального плана города Ульяновска в данной части (л.д. 67) не соответствуют действительности.
Представителем ответчика в материалы дела был представлен Фрагмент Основного чертежа Генерального плана города Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 г. N 83 "Об утверждении Генерального плана города Ульяновска".
Согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 г. N 83, испрашиваемые земельные участки находятся на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций, городских магистральных улиц и дорог общегородского значения непрерывного движения.
В утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с частью 7 статьи 12 Правил может быть отказано в случае, если планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска.
Податели жалобы указывают, что в ходе судебного разбирательства представителем ответчика в обоснование доказательств наложения спорных земельных участков был представлен План города Ульяновска со схематическим отображением наложения земельных участков друг на друга по ул. Шолмова в Засвияжском районе 10 000 кв.м. - по заявлению ООО "Симбирск-Ойл", участок площадью 23500 кв.м. по заявлению ООО "Авент", а также земельный участок Главного управления МЧС площадью 10000 кв.м.
Отмечают, что данный факт был подтвержден судом и не отрицался представителем заявителя.
Податели апелляционной жалобы считают, что в связи с вышеизложенным ответ Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска от 06.04.2012 г. N 01-13/1724 является законным и обоснованным, и данным в соответствии с нормами действующего законодательства, правовые основания для предоставления испрашиваемого земельного участка расположенного юго-восточнее N 85 по ул. Шолмова, в Засвияжском районе, г. Ульяновска ориентировочной площадью 10000 кв.м., отсутствуют.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв на апелляционную жалобу заявитель в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Ответчики в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пунктом 1 части 5 статьи 40 Устава муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к полномочиям администрации города Ульяновска в области земельных отношений и градостроительства отнесено:
1) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования "город Ульяновск" до разграничения государственной собственности на землю:
1.1. организация проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков;
1.2. принятие решения о проведении землеустройства на территории города Ульяновска;
1.3. утверждение проектов границ земельных участков;
1.4. осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель;
1.5. резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд;
1.6. предоставление земельных участков в соответствии с генеральным планом, утвержденной градостроительной документацией на правах и для целей, предусмотренных действующим законодательством.
Статьей 31 Земельного кодекса РФ установлен порядок рассмотрения заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
В соответствие с частью 2 указанной статьи, орган местного самоуправления должен обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Статьей 12 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 г. N 90 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске", установлен порядок принятия решений о предоставлении разрешения на основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частями 1 и 2 статьи 12 указанных Правил предусмотрено, что граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для использования в соответствии с основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства обращаются с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта на имя Главы города Ульяновска, указанное заявление должно отвечать требованиям пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Правил после поступления заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, мэрия г. Ульяновска обеспечивает в течение двух недель с момента поступления заявления публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
В случаях, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявлений, земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения (часть 5 статьи 12 Правил).
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, проект постановления мэрии города Ульяновска о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в этом (часть 6 статьи 12 Правил). При рассмотрении заявления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии проводятся согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в Комитет архитектуры и градостроительства мэрии.
В утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории и (или) предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с частью 7 статьи 12 Правил может быть отказано в случаях, если испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны;
планируемая застройка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов;
планируемая застройка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия.
Приведенный перечень оснований является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, исходя из системного толкования вышеприведенных норм.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
Согласно части 2.1 указанной статьи земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.
Как установлено материалами дела общество с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл" 23 марта 2012 года обратилось в администрацию г. Ульяновска с заявле-нием об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения многофункционального объекта на земельном участке, расположенном юго-восточнее дома N 85 по ул. Шолмова, в Засвияжском районе г. Ульяновска, ориентиро-вочной площадью 10000 кв.м., предполагаемая площадь застройки 8000 кв.м., право на земельный участок - аренда.
Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска пись-мом от 06 апреля 2012 года N 01-13/1724 сообщил заявителю на его обращение о предоставлении земельного участка для строительства многофункционального объекта юго-восточнее жилого дома N 85 по ул. Шолмова в Засвияжском районе следующее: в администрацию города Ульяновска поступило несколько обращений о предоставлении земельного участка по указанному адресу.
Согласно пункту 5 статьи 12 "Правил землепользования и застройки в городе Уль-яновске", утверждённых Решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 13.10.2004 г. (в редакции решений Ульяновской Городской Думы от 26.03.2008 г. N 31, от 07.06.2010 г. N 66, от 29.06.2011 г. N 69), в случаях, если до опубликования информационного сооб-щения подано два или более заявлений, земельный участок предоставляется без предвари-тельного согласования места размещения. Администрацией города принято решение о разработке концепции застройки и благоустройства территории по улице Шолмова (от улицы Промышленной до улицы Камышинской). После утверждения данной концепции администрацией города будет рассмотрен вопрос о целевом использовании земельного участка по указанному адресу (л.д 17).
Заявитель, не согласившись с данным отказом, посчитав, что нарушаются его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд Ульяновской области с соответствующим заявлением
27 сентября 2012 года Арбитражный суд Ульяновской области принял обжалуемое решение.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как указывалось выше, Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска было направлено заявителю письмо от 06 апреля 2012 года N 01-13/1724, с указанием того, что в администрацию города Ульяновска поступило несколько обращений о предоставлении земельного участка по указанному адресу, и что администрацией принято решение о разработке концепции застройки и благоустройства территории по улице Шолмова (от улицы Промышленной до улицы Камышинской), после утверждения которой будет рассмотрен вопрос о целевом использовании земельного участка по указанному адресу.
Администрация города Ульяновска и Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска ссылаются на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций, городских магистральных улиц и дорог общегородского значения непрерывного движения, участок накладывается на земельный участок, в отношении которого начата процедура оформления земельно-правовых документов, постановлением мэрии города Ульяновска утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории. Кроме того, в отношении испрашиваемого земельного участка в администрацию города Ульяновска поступило заявление ООО "Авент" о предоставлении на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью 23500 кв.м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, северо-восточнее земельного участка с кадастровым номером 73:24:031104:15, для размещения торгово-развлекательного комплекса, на которое Комитетом был дан такой же ответ, что выбор земельного участка площадью 23500 кв.м по указанному адресу не представляется возможным.
Однако, Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска отказал обществу с ограниченной ответственностью "Авент" в предоставлении земельного участка 19 марта 2012 года за 4 дня до обращения Общества с заявлением от 23 марта 2012 г., на которое был принят оспариваемый отказ.
Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Авент" не может быть связан с заявлением общества, в связи с чем отсутствуют основания считать отказ в предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Авент" незаконным, так как в судебном порядке он оспорен не был. Следовательно, у ООО "Авент" отсутствуют какие-либо права на испрошенный им земельный участок, и Комитет при принятии оспариваемого отказа необоснованно сослался на наличие нескольких обращений о предоставлении земельного участка по адресу, указанному заявителем.
Не является обоснованным довод подателей жалобы относительно наличия оснований для предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения в связи с подачей двух или более заявлений до опубликования информационного сообщения, как это установлено пунктом 5 статьи 12 Правил.
Как следует из материалов дела в плане г. Ульяновска (л.д. 66) нанесены схемы расположения трех земельных участков, в том числе: земельного участка, предоставленного Главному управлению МЧС по Ульяновской области постановлением мэрии г.Ульяновска от 26.10.2011 г. N 4933 (л.д. 52); земельного участка, испрошенного обществом с ограниченной ответственностью "Авент", частично налагающегося на указанный земельный участок; земельного участка, испрошенного заявителем, частично налагающегося на земельный участок, испрошенный обществом с ограниченной ответственностью "Авент".
Согласно указанному плану земельный участок, испрошенный заявителем, не пересекается с другими иными земельными участками, кроме земельного участка, испрошенного обществом с ограниченной ответственностью "Авент", на который указанное Общество прав не имеет, следовательно, данный План г. Ульяновска не опровергает возможность предоставления заявителю земельного участка в полном объеме.
Более того, ответчиками не были представлены доказательства принятия администрацией решения, на которое ссылался Комитет в отказе, а также доказательства утверждения Генерального плана города Ульяновска в данной части.
С позиции изложенного, суд обоснованно указал на то, что ответчиками не были исполнены требования статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 12 Правил N 90 в части обеспечения в течение двух недель с момента поступления заявления публикации соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, а также обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом иных вариантов размещения земельного участка заявителю не предлагалось.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований общества с ограниченной ответственностью "Симбирск-Ойл".
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 сентября 2012 года по делу N А72-5665/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5665/2012
Истец: ООО Симбирск-Ойл
Ответчик: Администрация города Ульяновска
Третье лицо: Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска