г. Томск |
|
20 декабря 2012 г. |
Дело N А03-6142/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 декабря 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей: Бородулиной И.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной А.Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Некрасова Е.С. по доверенности N 04-15/35604 от 23.12.2011 года (сроком до 01.01.2013 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю, г. Бийск
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 04 октября 2012 года по делу N А03-6142/2012 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Втормет", г. Барнаул (ОГРН 1102223005280, ИНН 2222788330)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю, г. Бийск
о признании недействительным и отмене постановления от 17.04.2012 года N КД-00404 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Втормет" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (далее по тексту - заинтересованное лицо, административный орган, Инспекция) о признании недействительным и отмене постановления от 17.04.2012 года N КД-0040 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 04 октября 2012 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, поскольку вывод арбитражного суда об отсутствии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ является необоснованным и противоречит материалам дела.
Подробно доводы административного органа изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Общество в отзыве на жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу административного органа не подлежащей удовлетворению, поскольку в рассматриваемом случае в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Общество, участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив материалы дела, в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 04 октября 2012 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения от 05.03.2012 года N РПО-053-5371 Инспекцией по месту нахождения Общества (обособленного подразделения) по адресу: г. Бийск, проведена проверка полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций при осуществлении наличных денежных расчетов за период с 01 февраля 2012 года по 04 марта 2012 года.
В ходе проверки административным органом установлено, что в нарушение пунктов 1.8, 3.1, 5.1, 5.4 и 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12 октября 2011 года N 373-П в кассу Общества не оприходована денежная наличность в общей сумме 198 605 руб., то есть в проверяемый период с 01 февраля 2012 года по 04 марта 2012 года и с 05 марта 2012 года по 03 апреля 2012 кассиром ООО "Втормет" не учитывались в кассовой книге все поступления наличных денег, записи в кассовую книгу не произведены сразу же после получения денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу, ежедневно в конце рабочего дня не подсчитывала итоги операций за день, не выведен остаток в кассе на следующее число и не передан в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копия записей в кассовой книге за день) с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге, которые сняты сотрудниками (подотчетными лицами) с бизнес-счета ООО "Втормет".
Усмотрев в действиях юридического лица состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 10.04.2012 года Инспекция составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении.
17.04.2012 года постановлением N КЮ-0040 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Полагая указанное выше постановление незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов в виде наложения административного штрафа в размере от 40 000 руб. до 50 000 руб.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует совершение любого из перечисленных деяний.
Центральным банком Российской Федерации 12.10.2011 года утверждено Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации N 373-П.
Положение распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением Центрального банка Российской Федерации), а также на юридических лиц, на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункт 1.1 Положения).
Пунктом 5.1 Положения определено, что для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, организация, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Согласно пункту 5.2 Положения о порядке ведения кассовых операций записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.
Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись (пункт 5.3 Положения о порядке ведения кассовых операций).
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку (пункт 5.4 Положения о порядке ведения кассовых операций).
В соответствии с пунктом 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).
Таким образом, названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Данная правовая позиция поддержана в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 года N 10196/05.
Как установлено административным органом, 15 декабря 2010 года ОАО "Сбербанк России", именуемое в дальнейшем "Банк", в лице заведующего дополнительным офисом (универсальным) N 8203/0154 Городского отделения N 8203 ОАО "Сбербанк России" Масленниковой Е.Н., и ООО "Втормет", именуемое в дальнейшем "Предприятие", в лице генерального директора Халикова Р.Б., заключили договор N 40702/38438 на обслуживание счета для расчетов по операциям с использованием международных корпоративных карт Сбербанка России.
Согласно пункта 1.1 договора N 40702/38438 от 15 декабря 2010 года банковская корпоративная карта (далее "Карта") - международная платежная карта Visa Business (MasterCard Business), являющаяся персонализированным платежным средством, предназначенным для оплаты товаров, услуг и получения наличных денежных средств на территории России и за рубежом.
На основании пункта 4.1.7 договора N 40702/38438 от 15 декабря 2010 года предприятие обязано осуществлять с использованием "Карта" следующие операции: получением наличных денежных средств в валюте РФ для осуществления на территории РФ в соответствии с порядком, установленным Банком России, расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе, с оплатой командировочных и представительских расходов; безналичная оплата расходов в валюте Российской Федерации, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе, с оплатой командировочных и представительских расходов на территории РФ; иные операции в валюте Российской Федерации на территории РФ, в отношении которых законодательством РФ, в том числе нормативными актами Банка России, не установлен запрет (ограничение) на их совершение; получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории РФ для оплаты командировочных и представительских расходов; безналичная оплата командировочных и представительских расходов в иностранной валюте за пределами территории РФ; иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства РФ.
10 февраля 2012 года сотрудник ООО "Втормет" Пшеничников Валерий Юрьевич посредством терминала N 21148, установленного по адресу: г. Бийск, ул. Ленина, 153, получал наличные денежные средства в сумме 605 руб., которые сняты им с бизнес-счета организации ООО "Втормет". 16 марта 2012 года по чеку N 0231 и по чеку N 0232 данный сотрудник так же посредством банкомата N 21148 получил наличные денежные средства в сумме 100 000 руб. и 98000 руб., соответственно, которые сняты им с бизнес-счета заявителя.
По состоянию на 03 апреля 2012 года данные суммы в кассу Общества не оприходованы, чем заявитель, как было указано выше, нарушил 1.8, 3.1, 5.1, 5.4 и 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12 октября 2011 года N 373-П.
Инспекция полагает, что поскольку в соответствии с выпиской из Учетной политики общества на 2012 год ООО "Втормет" (пункт 4.16.3) предусмотрена выдача денежных средств под отчет материально-ответственным лицам двумя способами: безналичный расчет по корпоративным банковским картам и наличный расчет путем получения денежных средств из кассы общества, а согласно документов, которые были представлены в ходе проведения проверки, следует, что 10 февраля и 16 марта 2012 года выдача денежных средств в сумме 605 руб. и 198 000 руб. соответственно под отчет материально-ответственным лицам путем безналичного расчета не осуществлялась, а на основании карточки счета 55.4 за февраль 2012 года и чеков от 16 марта 2012 года N 0231 и от 16 марта 2012 года N 0232 по банкомату N 21148 следует, что выдача денежных средств осуществлялась путем получения наличных денежных средств посредством банкоматов, то данные факты свидетельствуют о нарушении пункта 4.16.3 Учетной политики на 2012 год ООО "Втормет" в части получения наличный денежных средств из кассы предприятия.
То есть, при условии обналичивания денежных средств с бизнес счета Общества, подотчетное лицо должно было первоначально оприходовать наличные денежные средства в кассу обособленного подразделения, а затем получить их в подотчет на определенные цели (закуп лома черных металлов и иные хозяйственный нужды).
Между тем, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что обособленные подразделения заявителя не имеют самостоятельного баланса, расчетного счета, не занимаются реализацией товаров (работ, услуг), выручки не имеют. Кроме того, обособленные подразделения Общества имеют ККМ, которые настроены только на выдачу денежных средств при покупке лома черных металлов у населения, за исключением головного офиса. Денежные средства передаются начальникам промышленных площадок (материально ответственным лицам) в подотчет двумя способами: а) путем выдачи денежных средств из кассы предприятия по адресу: г.Барнаул, ул. Попова, 254; б) посредствам перечисления на бизнес карты, то есть безналичным путем.
Как было указано выше, для этих целей у Общества открыт бизнес счет посредством подписания договора N 40702/38438 от 15.12.2010 года на обслуживание счета для расчетов по операциям с использованием международных корпоративных карт Сбербанка России с Городским отделением N 8203 ОАО "Сбербанк России". Начальники промышленных площадок предоставляют заявления на выдачу в подотчет заместителю генерального директора по финансам, на основании которых составляется реестр и утверждается генеральным директором Общества. Утвержденный реестр является основанием для перечисления денежных средств с расчетного счета на бизнес-счет (специальный счет), после чего с бизнес-счета денежные средства зачисляются на корпоративные банковские карты начальников промышленных площадок, согласно их заявлениям.
Таким образом, денежные средства, списанные со счета юридического лица (банковской корпоративной карты) в результате совершения операций (оплата по терминалу, снятие денежных средств в банкомате) с использованием банковской карты, считаются выданными в подотчет непосредственно держателю карты.
Арбитражным судом правомерно отмечено, что корпоративная банковская карта - это платежное средство, предназначенное для совершения работниками организации (держателями карт) операций с ее деньгами, находящимися в банке. Корпоративная карта открывается в банке на имя конкретного сотрудника, уполномоченного организацией на совершение операций по карте (то есть она является именной). Деньги на этой карте принадлежат не сотруднику, а организации.
Сотрудник, которому выдана карта, получает возможность распоряжаться деньгами на банковском счете организации. Однако проводить операции держатель карты может только в пределах лимита, указанного в договоре с банком.
Отчет о целевом расходовании денежных средств по корпоративной банковской карте представляется держателем карты директору организации не позднее 3 рабочих дней со дня проведения расчетов по карте (в том числе дня снятия наличных денежных средств) или со дня возвращения работника из командировки. К отчетам, кроме документов, подтверждающих расходы, должны прилагаться чеки, подтверждающие оплату картой.
Учет всех операций по выдаче подотчета в безналичной форме производится согласно требований Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Положений ("Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", "О бухгалтерском учете").
Согласно Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации предусмотрены следующие счета: Счет 51 "Расчетные счета" Счет 55 "Специальные счета в банках" Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Независимо от того, рассчитался работник при помощи карты или снял наличные через банкомат, списание денег с карточного счета отражается проводкой по дебету счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и кредиту счета 55 "Карточный счет".
То есть до того момента, как в организацию поступят первичные документы, подтверждающие расход, средства, списанные со счета юридического лица в результате совершения операций держателем корпоративной карты, так же как и в случае снятия наличных денег, считаются выданными под отчет работнику.
Когда работник представит отчет, приложит документы и отчет утвердит руководитель, суммы с кредита счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" будут списаны в дебет счетов: (или) 26 "Общехозяйственные расходы"; (или) 60 "Расчеты с поставщиками или подрядчиками"; (или) 91 "Прочие доходы и расходы" и др.
В налоговом учете расходы, оплаченные картой, тоже учитываются в обычном порядке. Отчет работник может представить по унифицированной форме N АО-1. Сумма, полученная по карте, отражается по строке "Получен аванс". При этом в авансовом отчете указывается, что деньги получены со счета с использованием банковской карты, и привести номер выданной работнику карты.
Согласно пункту 1.4 Положения N 266-П, банковские карты являются видом платежных карт как инструмента безналичных расчетов, предназначенного для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами, операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором с эмитентом.
Пунктом 1.9 Положения N 266-П предусмотрено, что кредитные организации осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, так же выдают наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимися клиентами указанных кредитных организаций.
В соответствии с пунктом 1.12 Положения N 266-П, Клиент (юридическое лицо) совершает операции с использованием расчетных (дебетовых) карт по специальному банковскому счету, открытому этому юридическому лицу на основании договора банковского счета, предусматривающее совершение операций с использованием расчетных (дебетовых) карт.
Согласно пункту 2.5 Положения "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", утвержденного ЦБ РФ 24.12.2004 года N 266-П, клиент - юридическое лицо вправе осуществить с использованием расчетной карты следующие операции: получение наличных денежных средств для осуществления на территории РФ в соответствии с порядком, установленным Банком России, расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью; оплату расходов, связанных с хозяйственной деятельностью; иные операции, в отношении которых законодательством РФ, в том числе нормативными актами Банка России, не установлен запрет (ограничение) на их совершение.
Таким образом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, Общество вправе выдать денежные средства под отчет работнику в безналичной форме путем перечисления денежных средств на корпоративную банковскую карту при условии закрепления такого порядка в локальных нормативных актах.
Порядок выдачи денежных средств работникам Общества под отчет содержится в Учетной политике ООО "Втормет" на 2012 год, то есть закреплен в локальном нормативном акте Общества, а также в Порядке ведения кассовых операций в обособленных подразделениях ООО "Втормет", находящихся вне места нахождения головной организации на 2012, утвержденный приказом генерального директора.
Доказательств обратного административным органом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Таким образом, поскольку указанные действия являются выдачей под отчет денежных средств сотруднику безналичным путем, операции, связанные с оприходованием денежных средств в кассу Общества, бухгалтерией не осуществлялись, что и закреплено в учетной политике Общества и предусмотрено Планом счетов и инструкцией по его применению.
Списание денег с карточного счета отражается проводкой по дебету счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и кредиту счета 55 "Карточный счет".
Данное обстоятельство заявителем апелляционной жалобы по существу не оспаривается.
Материалами дела подтверждается, что в течение отчетного периода подотчетные денежные средства отражены заявителем в соответствующих бухгалтерских документах в полном объеме, расходование денежных средств, полученных с использованием банковской карты со счета Общества (обналичивание), подотчетным лицом 04.02.2012 года и 16.03.2012 года подтверждено авансовыми отчетами, с приложением соответствующих документов.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции в рассматриваемом случае пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Общества состава вмененного ему в вину административного правонарушения, в связи с чем, правомерно признал незаконным постановление Инспекции от 17.04.2012 года N КД-0040.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 04 октября 2012 года по делу N А03-6142/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6142/2012
Истец: ООО "Втормет"
Ответчик: МИФНС России N 1 по Алтайскому краю