Тула |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А23-3022/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В., Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 29.10.2012 по делу N А23-3022/2012 (судья Носова М.А.), принятое по заявлению отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Калужской области (г. Калуга, ИНН 4027008237, ОГРН 1024001181346) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (г. Калуга, ИНН 4026003620, ОГРН 1024001345598), третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Барс" (Калужская область, г. Обнинск, ИНН 4025410912, ОГРН 1064025095815), о признании незаконными решения и предписания от 16.07.2012 в части, при участии от заявителя - Илюхина С.В. (доверенность от 23.05.2012 N 32), от ответчика - Прысевой Ю.А. (доверенность от 10.01.2012 N 2д), в отсутствие третьего лица, установил следующее.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калужской области (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее - Управление, антимонопольный орган, ответчик), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, общества с ограниченной ответственностью "Барс", о признании незаконными решения и предписания от 16.07.2012 в части запрета установления в документации об аукционе требования к участникам размещения заказа о предоставлении во второй части заявки копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ, являющихся предметом аукциона по видам выполняемых работ, и копии лицензии, выданной МЧС России на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, на следующие виды работ: работы по огнезащите строительных конструкций и изделий; монтаж противопожарных дверных блоков - при условии о личном выполнении работ.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 29.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Пенсионный фонд подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение и нарушение судом первой инстанции норм права.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, полагая, что он принят в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Третье лицо извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в суд апелляционной инстанции не направило, в связи с чем в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, извещением от 05.07.2012 N 0237100000112000022 единая аукционная комиссия Пенсионного фонда объявила о проведении открытого аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Обнинске Калужской области.
В адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Барс" на действия аукционной комиссии и заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0237100000112000022 на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания Пенсионного фонда в городе Обнинске Калужской области, выразившиеся в установлении в документации об аукционе незаконных требований к участникам размещения заказа (т. 1, л. 129 -132).
По результатам внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона N 94-ФЗ Управление решением от 16.07.2012 признало жалобу ООО "Барс" обоснованной в части незаконности установления в документации об аукционе требования к подрядчику о проведении государственной или независимой экспертизы сметы на выполнение работ и в части незаконности объединения в один лот строительных работ и работ, требующих наличия лицензии, выданной МЧС России, и необоснованной в части незаконности установления в документации об аукционе запрета на привлечение к выполнению работ субподрядных организаций. Кроме того, антимонопольный орган признал незаконным отсутствие в документации об аукционе требования о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства и обязательное наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом аукциона, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (т. 1, л. 12-16).
На основании данного решения Управление выдало заявителю предписание от 16.07.2012, которым обязало Пенсионный фонд устранить нарушение законодательства путём внесения изменений в документацию об аукционе в электронной форме, а именно: отменить требование к подрядчику о проведении государственной или независимой экспертизы сметы на выполнение работ; внести требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам по организации строительства; исключить требование об обязательном наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом аукциона, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; исключить требование к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии, выданной МЧС России на выполнение работ по огнезащите строительных конструкций и изделий; продлить срок окончания приёма заявок в соответствии с законом.
Срок исполнения предписания антимонопольный орган установил до 30.07.2012 (т. 1, л. 17-18).
Частично не согласившись с данными решением и предписанием, Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении требований в заявленной части, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
На основании пункта 2 части 6 статьи 41.8 Закона N 94-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона N 94-ФЗ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Закона N 94-ФЗ при размещении заказов путём проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа, одним из которых является соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (часть 2 статьи 34 Закона N 94-ФЗ).
Как следует из части 2.1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ, не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требованиям к функциональным характеристикам (потребительским свойствам товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны иметь выданное саморегулирующей организацией свидетельство о допуске к данным работам.
Пункт 3 статьи 52 ГрК РФ устанавливает, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несёт ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Виды работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В силу пункта 3.1 статьи 52 ГрК РФ работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на официальном сайте zakupki.gov.ru заказчиком - Пенсионным фондом 05.07.2012 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0237100000112000022 на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Обнинске Калужской области, в редакции N 2 от 12.07.2012 (т.1, л. 127-128).
Согласно аукционной документации к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме установлены требования, которые определяют, что вторая часть заявки должна содержать следующие документы и сведения: копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к видам работ, являющихся предметом аукциона по видам работ; копию лицензии, выданной МЧС России на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на следующие виды работ: выполнение работ по огнезащите строительных конструкций и изделий (т. 1, л. 135-136).
Согласно дефектным ведомостям в капитальный ремонт здания включены работы общестроительные, по устройству вентиляции, по горячему водоснабжению, по отоплению, бытовой канализации, водопроводу (т. 1, л. 144 - 153, т. 2, л. 1 - 4).
Работы, требующие наличия лицензии, выданной МЧС России на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на выполнение работ по огнезащите, не выделены отдельно, а установка противопожарных дверей включена в общестроительные работы - пункты 21-23 дефектной ведомости по общестроительным работам.
Таким образом, включение в документацию об аукционе требований к участникам размещения заказа о представлении во второй части заявки копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к видам работ, являющихся предметом аукциона по видам выполняемых работ, и копии лицензии, выданной МЧС России на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности здания и сооружений, на следующие виды работ: работы по огнезащите строительных конструкций и изделий; монтаж противопожарных дверных блоков, ставит в зависимость основные виды работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые могут быть выполнены лицом, имеющим выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, которое, в свою очередь, вправе выполнять определенные виды работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких работ соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ, чем устанавливаются дополнительные требования к участнику размещения заказа в нарушение части 2.1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ, запрещающей включение требований к участнику размещения заказав данном случае по предмету контракта - капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Вместе с тем с учётом положений части 3 статьи 52 ГрК РФ участник размещения заказа по капитальному ремонту объекта капитального строительства должен иметь выданное саморегулирующей организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Как установлено судом, выполнение работ по установке противопожарных дверных блоков возможно как в случае капитального ремонта здания, так и в том случае, когда капитальный ремонт не выполняется. Выполнение работ по капитальному ремонту здания не подразумевает в безусловном порядке выполнение работ по установке противопожарных дверных блоков.
Кроме того, на осуществление данных работ, не связанных между собой технологически и функционально, требуются разные разрешительные документы, подтверждающие правоспособность лиц, выполняющих такие работы.
Так, для выполнения работ по установке противопожарных дверных блоков требуется получение лицензии МЧС России. Требования к соискателям данной лицензии установлены нормативными правовыми актами в сфере противопожарной безопасности, тогда как к лицам, осуществляющим строительные работы, претендующим на получение допуска саморегулируемой организации, требования устанавливаются градостроительным законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в данном случае наличие у участника размещения заказа свидетельств о допуске по конкретным видам работ и лицензии, выданной МЧС России, не может являться условием допуска к участию в торгах по капитальному ремонту объекта капитального строительства - административного здания управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Обнинске Калужской области.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что подрядчик должен выполнить работы лично, без привлечения других лиц, поскольку в соответствии с п. 1. ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации в договор подряда может быть включено условие о личном выполнении подрядчиком работ.
Кроме того, исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017 по делу N А06-6611/2009, включение требования о запрете привлекать к исполнению контракта субподрядчика представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора подряда и не противоречит положению ст. 34 Закона N 94-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал решение и предписание Калужского УФАС России от 16.07.2012 в обжалуемой части соответствующими Закону N 94-ФЗ, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требований заявителя в оспариваемой части.
С учетом изложенного доводы подателя жалобы о том, что наличие у участника размещения заказа лицензии МЧС России и свидетельства саморегулируемой организации о допуске к отдельным видам работ являются обязательными требованиями к участнику размещения заказа, а не дополнительными, а также то, что установление заказчиком названных требований влечет ограничение количества этих участников, отклоняются судом апелляционной инстанцией.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 29.10.2012 по делу N А23-3022/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 АПК РФ кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-3022/2012
Истец: ОПФ РФ (ГУ) по Калужской области
Ответчик: УФАС по Калужской области
Третье лицо: ООО "Барс"
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-560/13
17.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5903/12
22.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5903/12
29.10.2012 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-3022/12