г. Вологда |
|
14 декабря 2012 г. |
Дело N А05-8700/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области и Правительства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 сентября 2012 года по делу N А05-8700/2012 (судья Шашков А.Х.),
установил:
администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ОГРН 1028301646779; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558; далее - Минфин Архангельской области) о взыскании 2 701 200 руб. 00 коп., из которых 2 699 000 руб. - расходы, связанные с предоставлением жилья Роля А.В., имеющему статус лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и 2200 руб. - расходы, связанные с оплатой услуг независимого эксперта по оценке рыночной стоимости квартиры.
Определением суда от 23 июля 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Архангельской области и Министерство образования и науки Архангельской области.
Решением суда от 18 сентября 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. С Минфина Архангельской области за счет казны Архангельской области в пользу Администрации взыскано 2 701 200 руб. убытков.
Минфин Архангельской области с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований к казне Архангельской области отказать. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Предоставленная Роля А.В. квартира не была приобретена за счет средств бюджета муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", а передана безвозмездно из государственной собственности Ненецкого автономного округа для целей обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями. Апеллянт полагает, что предъявленные требования являются необоснованными как по праву, так и по размеру и удовлетворению не подлежат в связи с отсутствием в действиях ответчика фактического нарушения какого-либо конкретного обязательства, отсутствием документально подтвержденных данных о наличии и размере понесенных истцом убытков, а также причинной связи между правонарушением ответчика и возникшими у истца убытками. Стоимость жилого помещения была установлена по результатам оценки, а не на основании конкретного договора, заключенного органами местного самоуправления муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар". Следовательно, предъявленная к возмещению сумма дополнительных расходов, понесенных органами местного самоуправления муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", не подтверждена документально.
Правительство Архангельской области также не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Ссылки истца в обоснование заявленных требований на положения гражданского законодательства, в частности на нормы статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, применительно к спорным отношениям являются несостоятельными. В данном случае спор носит характер публично-правовых межбюджетных отношений. Кроме того, поскольку городской округ "Город Нарьян-Мар" не нес расходов на приобретение жилого помещения, а получил предоставленное Роля А.В. жилое помещение безвозмездно от субъекта Российской Федерации - Ненецкого автономного округа, правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2010 по делу N ВАС-15215/10 к данному делу неприменима. Ссылка истца на то, что он за счет собственных средств исполнил государственное полномочие Архангельской области, не обеспеченное средствами субвенции, что привело к возникновению у Архангельской области обязанности по компенсации понесенных расходов, несостоятельна. Положениями Порядка предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области и Ненецкого автономного округа на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 12.01.2010 N 1-пп (далее - Порядок), не предусмотрена возможность оплаты муниципальным образованиям Архангельской области стоимости жилых помещений, переданных детям-сиротам или лицам из их числа, из муниципального жилищного фонда. Также апеллянт ссылается на то, что средняя рыночная стоимость жилья, подлежащего предоставлению в Ненецком автономном округе на состав семьи из одного человека, составляет 869 000 руб.
Администрация в отзывах просит апелляционную коллегию решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Минфина Архангельской области и Правительства Архангельской области - без удовлетворения.
Министерство образования и науки Архангельской области в отзыве поддержало доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Стороны и третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела, Роля А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 01.03.2011 N 266 Роля А.В. поставлен на учет на получение муниципальной жилой площади в очередь в общем списке - 1980, во внеочередном списке - 76.
Постановлением Администрации от 20.12.2011 N 2251 на основании статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации Роля А.В., имеющему статус лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 37,7 кв.м в г. Нарьян-Маре по адресу: ул. Рыбников, д. 3Б, кв. 38. Договор социального найма с Роля А.В. заключен 23.12.2011.
Указанная квартира является муниципальной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.10.2011 серии 29 АК N 669961 (т.1, л.42).
Указанная квартира предоставлена по договору социального найма Роля А.В. в соответствии с Законом Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-03 "О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" (далее - Закон АО N 84-5-03).
По мнению Администрации, в силу жилищного законодательства она не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку квартира обременена жилищными правами граждан, и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Согласно отчету N 34/12 об оценке рыночной стоимости квартиры общей площадью 36,7 кв.м, расположенной по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Рыбников, д. 3Б, кв. 38, от 01.02.2012, рыночная стоимость указанной квартиры на 23.12.2011 составляет 2 699 000 руб.
Стоимость услуг по оценке указанной квартиры согласно счету от 30.01.2012 N 30 составила 2200 руб.
В целях компенсации расходов, связанных с предоставлением квартиры Роля А.В., Администрация направила в адрес губернатора Архангельской области письмо от 19.04.2012 N 2934/01-11 с предложением возместить указанные расходы.
В ответе от 22.05.2012 на письмо Администрации заместитель губернатора Архангельской области по экономике и финансам указал, что расходы Администрации, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам, в том числе Роля А.В., из бюджета Архангельской области возмещению не подлежат.
В связи с отказом Архангельской области компенсировать указанные расходы Администрация обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании убытков.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление следующих обстоятельств: противоправности действий (бездействия) ответчика; факта и размера понесенного ущерба; причинной связи между действиями ответчика и возникшими убытками.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичное положение закреплено в статье 7 Закона Архангельской области от 05.07.2001 N 49-7-ОЗ (ред. от 23.09.2009) "О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" (принят Архангельским областным Собранием депутатов 05.07.2001).
Согласно статье 5 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-03 "О порядке наделения органов муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 45 настоящего Областного закона, наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статьей 45 этого Закона государственными полномочиями, указанными в статье 46 настоящего Областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.
Следовательно, администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" как орган местного самоуправления наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Вместе с тем согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Суд первой инстанции правомерно сослался на то, что, предоставив жилое помещение Роля А.В., Администрация в силу жилищного законодательства за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Соответственно, убытки Администрации составляют рыночную стоимость квартиры, предоставленной Администрацией Роля А.В., на момент ее предоставления.
Довод подателей апелляционных жалоб о том, что квартира, предоставленная Роля А.В., имеющему статус лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не была приобретена за счет средств бюджета муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", а передана безвозмездно из государственной собственности Ненецкого автономного округа для целей обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, признается апелляционной коллегией несостоятельным.
Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 09.09.2010 N 172-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы Ненецкого автономного округа "Жилище" на 2011-2022 годы" утверждена долгосрочная целевая программа Ненецкого автономного округа "Жилище" на 2011-2022 годы (далее - Программа). Приложением 6 к Программе является подпрограмма "Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения" (далее - Подпрограмма).
Механизм реализации Программы предусматривает предоставление государственной поддержки в виде субсидий из окружного бюджета бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа на софинансирование расходных обязательств, возникающих у органов местного самоуправления при выполнении полномочий по решению вопросов местного значения - обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства муниципального жилищного фонда.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется государственным заказчиком - координатором в рамках реализации подпрограмм "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа", "Строительство (приобретение) жилых помещений в целях предоставления гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения" и "Обеспечение земельных участков коммунальной и транспортной инфраструктурами в целях жилищного строительства" на условиях софинансирования из расчета 97% - средства окружного бюджета и 3% - средства местных бюджетов и при наличии муниципальных долгосрочных программ, предусматривающих мероприятия, аналогичные мероприятиям, указанным в подпрограммах.
В соответствии с Подпрограммой Администрацией была утверждена долгосрочная целевая программа "Строительство специализированного жилищного фонда и жилых помещений, предоставляемых гражданам по договорам социального найма в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на 2011-2022 годы" (постановление Администрации от 07.10.2010 N 1518).
Во исполнение долгосрочной целевой программы "Строительство специализированного жилищного фонда и жилых помещений, предоставляемых гражданам по договорам социального найма в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Администрацией были заключены муниципальные контракты долевого участия в строительстве жилья в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа. От имени Администрации размещение заказа на заключение муниципального контракта долевого участия в строительстве жилья в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа осуществляло муниципальное бюджетное учреждение "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара" на основании соглашения от 14.10.2010. Все обязательства по оплате выполненных работ по муниципальным контрактам исполнены в полном объеме.
Таким образом, квартира, предоставленная Роля А.В., имеющему статус лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не была безвозмездно передана из государственной собственности Ненецкого автономного округа в муниципальную собственность муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему иску о взыскании убытков является Минфин Архангельской области.
Убытки в сумме 2 699 000 руб. определены истцом исходя из отчета N 34/12 от 01.02.2012 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости" по состоянию на 23.12.2011. Расходы по проведению оценки стоимости квартиры подтверждаются договором N 30 от 30.01.2011 на оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов имущества, актом сдачи-приемки услуг по оценке от 01.02.2012, счетом от 30.01.2012 N 30 и платежным поручением от 29.02.2012 N 143416.
Поскольку заявленные требования доказаны истцом по праву и размеру, суд правомерно удовлетворил иск в полном объеме.
Так как судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 сентября 2012 года по делу N А05-8700/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области и Правительства Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8700/2012
Истец: Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Ответчик: Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области
Третье лицо: Министерство образования и науки Архангельской области, Правительство Архангельской области