город Воронеж |
|
19 декабря 2012 г. |
Дело N А48-2228/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Миронцевой Н.Д., Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Религиозной организации "Орловская Еврейская Религиозная Община": Ямпольского В.Н., доверенность б/н от 20.05.2012 г.; Шатиловой Г.О., доверенность б/н от 20.05.2012 г.,
от Правительства Орловской области: Сапрыкиной И.В., доверенность N 56 от 12.09.2012 г.,
от Управления государственного имущества Орловской области (ранее Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области): Селифоновой С.Ю., доверенность N 409/1 от 05.07.2012 г.,
от Бюджетного образовательного учреждения Орловской области среднего профессионального образования "Орловский автодорожный техникум": Ефремовой Е.Ю., доверенность 57 АА 0291636 от 12.10.2012 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Религиозной организации "Орловская Еврейская Религиозная Община" на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2012 по делу N А48-2228/2012 (судья Е.Е. Пронина) по заявлению Религиозной организации "Орловская Еврейская Религиозная Община" (ОГРН 1025700003856) к Правительству Орловской области, третьи лица - Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области, Бюджетное образовательное учреждение Орловской области среднего профессионального образования "Орловский автодорожный техникум", о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения, об обязании принять решение о передаче в собственность здания,
УСТАНОВИЛ:
Религиозная организация "Орловская Еврейская Религиозная Община" (далее - заявитель, религиозная организация) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Правительству Орловской области (далее - Правительство) о признании незаконным бездействия Правительства Орловской области, выразившегося в непринятии решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 Закона N 327-ФЗ по заявлению религиозной организации от 11.04.2012 г. о передаче здания синагоги, расположенного по адресу: г.Орле, ул.Советская, 16 в собственность, а также об обязании ответчика принять решение о передаче здания синагоги заявителю в собственность, с учетом принятых судом уточнений заявленных требований.
Определением суда от 29.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области, Бюджетное образовательное учреждение Орловской области среднего профессионального образования "Орловский автодорожный техникум".
Определением арбитражного суда от 20.07.2012 в связи с реорганизацией произведена процессуальная замена третьего лица по делу - Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области его правопреемником - Управлением государственного имущества Орловской области.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2012 в удовлетворении заявленных религиозной организацией требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, считает, что Правительством в нарушение положений Федерального закона N 327-ФЗ не рассмотрено заявление от 11.04.2012. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что письмо Правительства от 18.10.2011, которым религиозной организации было отказано в передаче здания синагоги, не может явиться законным основанием для игнорирования вновь направленного в уполномоченный орган заявления от 11.04.2012. Заявитель полагает, что из буквального содержания заявления от 11.04.2012 следует, что он не согласен с выводами, сделанными Правительством в письме от 18.10.2011. Также ссылается, что заявление от 11.04.2012 содержит аргументы, отсутствовавшие в заявлении от 09.09.2011, первоначально направленном в Правительство. По мнению подателя жалобы, однажды направленный отказ в передаче объекта недвижимости не освобождает государственный орган от обязанности рассматривать дальнейшие обращения организации.
Заявитель по делу считает, что порядок принятого 18.10.2011 решения об отказе в передаче ему в собственность здания синагоги не соответствует требованиям Закона, поскольку ни заявление религиозной организации, ни ответ Правительства на такое заявление на интернет сайте Правительства размещены не были. По мнению подателя жалобы, имеющийся в материалах дела скриншот портала Орловской области доказательством соблюдения уполномоченным органом положений ст. 11 Закона N 327-ФЗ не является, поскольку он был сделан 14.08.2012, что не подтверждает факт размещения необходимой информации на сайте в нормативно установленные сроки, в скриншоте отсутствуют реквизиты отказа, а также в материалах дела отсутствует текста письма от 18.10.2011, распечатанного непосредственно с портала Орловской области. В этой связи полагает, что письмо от 18.10.2011 не имеет юридического значения. По мнению религиозной организации, доказательства соблюдения Правительством процедуры принятия решения по результатам рассмотрения заявления, в силу ч. 3 ст. 198 АПК РФ, должны быть представлены органом публичной власти.
В представленных письменных объяснениях податель апелляционной жалобы также считает, что архивные справки N 1277 от 23.10.2012 и N 1377 от 08.11.2012, выданные Государственным архивом Орловской области, не являются доказательством разрушения синагоги, а подтверждают обратное. Ссылается на противоречивость сведений, содержащихся в архивной справке N 1277. Заявитель указывает, что согласно исторической справке о здании синагоги в г. Орле N 21 от 27.01.2011, сведений о здании синагоги за период с 1934 по 1943 не обнаружено. Вместе с тем, ссылается на план здания от 10.06.1944 (т.2, л.д. 100), из которого усматривается, что синагога по состоянию на указанную дату разрушена не была.
В судебном заседании апелляционного суда представители религиозной организации доводы апелляционной жалобы поддерживают, просят обжалуемое решение отменить.
Представитель Правительства Орловской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, полагая обжалуемое решение неподлежащим отмене.
В обоснование своих возражений ссылается на то, что принятое по результатам рассмотрения заявления от 09.09.2011 решение Правительства Орловской области от 18.10.2011 об отказе в передаче религиозной организации здания учебного корпуса общей площадью 927,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Орел, ул. Советская, д. 16, как здания бывшей синагоги, заявителем по делу в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано. В этой связи считает, что уже с 18.10.2011 заявителю было известно, что спорный объект недвижимости не является объектом религиозного назначения и не подлежит безвозмездной передаче в собственность подателю жалобы. По мнению Правительства, при повторном обращении 11.04.2012 организацией были указаны аналогичные приведенным в заявлении от 09.09.2011 основания для передачи здания, и какие-либо новые документы, обосновывающие позицию заявителя, в уполномоченный орган не поступали. Ответчик по делу полагает, что действующее законодательство не содержит норм, обязывающих уполномоченный орган при указанных обстоятельствах принимать повторное решение по аналогичному заявлению, содержащему тождественные основания. В этой связи полагает, что бездействие Правительства не противоречит требованиям Федерального закона N 327-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов заявителя. При этом ссылается на правовую позицию судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, изложенную в судебных актах по делу N А48-4436/2010.
Кроме того, ответчик по делу считает неподлежащим оценке апелляционным судом довод заявителя о нарушении Правительством предусмотренной ст. 11 Закона N 327-ФЗ процедуры при рассмотрении обращения религиозной организации от 09.09.2011, поскольку требование о признании недействительным решения об отказе в передаче имущества, изложенного в письме от 18.10.2012, судом первой инстанции не рассматривалось.
В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу Правительство указывает, что здание, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Советская, д. 16, было полностью реконструировано, перепрофилировано, его площадь существенно увеличилась, в связи с чем, в настоящее время оно представляет из себя новый объект недвижимого имущества - учебный корпус, отличный от здания синагоги, построенного по данному адресу в 1911 году, и не может рассматриваться в качестве имущества религиозного назначения. Данный вывод ответчик по делу основывает на сведениях, содержащихся в архивных справках N 1277 от 23.10.2012, N 1377 от 08.11.2012; обобщенных сведениях по учету ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками по состоянию на 05.04.1994 года; в справке к фотографии здания синагоги от 19.08.1943; плане Инвентаризационного бюро Горкомхоза по состоянию на 10.06.1944; техническом паспорте учебного корпуса; в свидетельстве о государственной регистрации права серии 57-АБN 058049.
Представитель Бюджетного образовательного учреждения Орловской области среднего профессионального образования "Орловский автодорожный техникум" отзыв на жалобу не представил, против ее удовлетворения возражает в судебном заседании апелляционного суда.
Представитель Управления государственного имущества Орловской области в судебном заседании также не соглашается с позицией заявителя жалобы, считает, что обжалуемое решение следует оставить без изменения. В представленном отзыве Управление указывает, что поступившее 11.04.2012 обращение религиозной организации в соответствии с положениями Закона Орловской области от 17.03.2009 N 879-ОЗ "О правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области", Постановления Правительства Орловской области от 29.02.2012 N 65 "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений граждан в органах исполнительной государственной власти Орловской области" было принято заместителем Губернатора и Председателя Правительства Орловской области - руководителем Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области И.Ю. Гармаш для организации последующей работы с ним. Ссылается также на то, что в соответствии с компетенцией Департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области (в настоящее время - Управление государственного имущества Орловской области), организация дальнейшего рассмотрения заявления религиозной организации была поручена руководителю Департамента, о чем свидетельствует листок поручения с соответствующими резолюциями. Управление указывает, что с учетом рассмотрения Правительством 18.10.2011 вопроса о безвозмездной передаче заявителю в собственность здания синагоги, Департамент в рамках своих полномочий подготовил и направил в адрес заявителя письмо от 25.04.2012 N 1245.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд апелляционной инстанции полагает необходимым обжалуемый судебный акт отменить.
Из материалов дела следует, что Религиозная организация "Орловская Еврейская религиозная организация", зарегистрированная Министерством юстиции Российской Федерации 15.04.1992 г. как некоммерческая организация (запись в ЕГРЮЛ о регистрации внесена 08.12.2002 г. за ОГРН 1025700003856), входит в структуру Централизованной религиозной организации "Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России", зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации от 24.06.1998 г. за N 228.
Из письма Централизованной религиозной организации "Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России" исх. N 19 от 13.12.2010 г. следует, что она дала согласие местной религиозной организации "Орловская Еврейская религиозная организация" на передачу-прием из собственности Орловской области в собственность местной религиозной организации "Орловская Еврейская религиозная организация" недвижимого имущества, расположенного по адресу: Россия, Орловская область, г.Орел, ул.Советская д.16, в том числе "Благолепного здания Молитвенного Дома (бывшего здания Синагоги) и земельного участка, на котором оно расположено.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.04.2012 г. N 01/001/2012-3241 объект недвижимости (в котором ранее располагалась Синагога) в настоящее время - учебный корпус, нежилой, площадью 927,4 кв.м., расположенный по адресу: Орловская область, г.Орел, ул.Советская, д.16, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Орловской области, на праве оперативного управления предоставлен областному государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Орловский автодорожный техникум".
В адрес Губернатора Орловской области Централизованная религиозная организация "Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России" направила письмо исх. N 8 от 16.08.2011 г. с указанием на то, что местная религиозная организация "Орловская Еврейская религиозная организация" является правопреемницей и продолжательницей дореволюционной общины, члены которой строили здание синагоги, в связи с чем просила оказать содействие в решении вопроса о передаче здания синагоги по адресу: ул.Советская, 16 в собственность местной религиозной организации.
Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области письмом N 2411 от 30.12.2011 сообщил религиозной организации "Орловская Еврейская религиозная организация" о том, что полномочия по управлению и распоряжению государственной собственностью Орловской области осуществляет Правительство Орловской области, и в этой связи с заявлением о безвозмездной передаче спорного здания следует обратиться в Правительство.
Религиозная организация "Орловская Еврейская религиозная организация" 09.09.2011 г. обратилась в адрес Правительства Орловской области с заявлением о передаче в собственность недвижимого имущества - учебного корпуса, общей площадью 927,4 кв.м., расположенного по адресу: г.Орле ул.Советская д.16 (ранее - ул.2я Никитская), как здания бывшей синагоги "Еврейского Молитвенного Дома" на основании вступившего в законную силу Федерального закона РФ от 30.11.2010 г. N 327-ФЗ, и земельного участка, расположенного под зданием. В письме Религиозная организация "Орловская Еврейская религиозная организация" излагает историческую справку по строительству и использованию здания синагоги, а также указывает, что учебный процесс Орловского автодорожного техникума, располагающегося в здании бывшей синагоги, влияет на разрушение памятника архитектуры и градостроительства, ссылаясь на пункт 4 статьи 5 Федерального закона РФ от 30.11.2010 г. N 327-ФЗ, просила прекратить право оперативного управления Орловского автодорожного техникума на указанное недвижимое имущество. К заявлению были приложены документы из 19 пунктов приложения.
Копия заявления от 09.09.2011 г., поданного в Правительство Орловской области, направлена заявителем в адрес ОГРУ СПО "Орловский автодорожный техникум" 09.09.2011 г. (т.1 л.д.139).
В ответ на указанное заявление Правительство Орловской области в письме от 18.10.2011 г. N 2-9458 отказало Религиозной организации "Орловская Еврейская религиозная организация" в передаче учебного корпуса, общей площадью 927,4 кв.м., расположенного по адресу: г.Орле ул.Советская д.16. При этом сослалось на то, что во время Великой Отечественной войны здание бывшей синагоги было разрушено, полностью выгорело, от него остался только фасад с двумя неполными прилегающими стенами, а в дальнейшем: с использованием оставшихся фрагментов здание реконструировалось и достраивалось со значительным увеличением площади силами преподавателей, учащихся и их родителей для государственных нужд в сфере профессионального образования.
Учитывая изложенное, а также то, что на момент обращения заявителя в Правительство в спорном здании располагалось областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Орловский автодорожный техникум", Правительство сославшись на ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", пришло к выводу о том, что данное имущество не является имуществом религиозного назначения, в связи с чем не подлежит безвозмездной передаче в собственность религиозных организаций.
Изложенное также содержится с письме, направленном уполномоченным органом заявителю 14.11.2011.
Не согласившись с отказом уполномоченного органа, Религиозная организация "Орловская Еврейская религиозная организация" в адрес Правительства Орловской области 11.04.2012 г. направила заявление, в котором руководствуясь статьями 3,4,6 Федерального закона N 327-ФЗ просила передать в собственность заявителю - здание бывшей синагоги, распложенное по адресу: г.Орел, ул.Советская, д.16, и в соответствии со статьей 7 Федерального Закона N 327-ФЗ - сообщить заявителю в месячный срок о результатах рассмотрения заявления. В данном заявлении организация приводит свои доводы относительно наличия у спорного имущества статуса объекта религиозного значения, а также отсутствия основания для отказа в передаче недвижимости в собственность.
Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области в письме от 25.04.2012 г. сообщил религиозной организации, что поступившее ранее аналогичное обращение было рассмотрено Правительством Орловской области, в результате чего был направлен мотивированный ответ с обоснованием позиции Правительства Орловской области о том, что указанный объект в соответствии с нормами статьи 2 Федерального закона N 327-ФЗ не является имуществом религиозного назначения и не подлежит безвозмездной передаче в собственность религиозных организаций.
Полагая, что имеет место незаконное бездействие Правительства Орловской области, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 Закона N 327-ФЗ, по заявлению религиозной организации от 11.04.2012 г. о передаче здания синагоги, расположенного по адресу: г.Орле, ул.Советская, 16 в собственность, заявитель обратился в арбитражный суд рассмотренным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что ненаправление уполномоченным органом в адрес религиозной организации ответа на письмо от 11.04.2012 г. не противоречит требованиям Федерального закона N 327-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку данное заявление повторно содержало просьбу о передаче в собственность спорного здания по тем же основаниям с приложением тех же документов, что указывалось в ранее поданном заявлении от 09.09.2011 г., и по которому уже принято решение от 18.10.2011 г.
Апелляционный суд позицию суда первой инстанции признает ошибочной исходя из следующего.
На основании статьи 12 ГК РФ, части 1 статьи 198 и части 1 статьи 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны судом недействительными (незаконными) по заявлению граждан, организаций и иных лиц при наличии одновременно двух условий: если такой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из названных норм, для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из части 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом в силу ст. 65 АПК РФ, обязанность доказывания наличия обстоятельств, на которые заявитель ссылается как на основание своих требований и возражений, в том числе факта нарушенных оспариваемыми актом, действием (бездействием) законных прав, лежит на лице, оспаривающем акт, действие (бездействие).
Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, регламентирован Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
Частью 2 статьи 2 Федерального закона N 327-ФЗ определено понятие уполномоченного органа как федерального органа исполнительной власти, или органа государственной власти субъекта Российской Федерации, или органа местного самоуправления, которые уполномочены соответственно федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на принятие решений о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
В силу п.п. 1, 5, 25 ст. 19 Закона Орловской области от 17 марта 2009 года N 879-03 "О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области", п. 6 ст. 3, п. 2 ст. 6 Закона Орловской области от 2 марта 2006 года N 584-03 "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Орловской области", полномочиями по распоряжению государственной собственностью области, в том числе по предоставлению в собственность имущества религиозного назначения, наделено Правительство области, которое принимает решения об отчуждении государственного имущества области в соответствии с законом Орловской области; утверждает порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности области.
В п.7 ч. 5 ст. 72.1 Устава (Основного Закона) Орловской области от 26.02.1996 N 7-ОЗ также закреплено полномочие Правительства Орловской области по управлению и распоряжению собственностью области.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 327-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации. Если на дату подачи заявления религиозной организации соответствующее имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному или муниципальному унитарному предприятию либо государственному или муниципальному учреждению либо на ином праве третьим лицам, копия заявления религиозной организации направляется ею в адрес указанных лиц.
В заявлении религиозной организации излагается просьба о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование с указанием наименования имущества религиозного назначения, его назначения, места нахождения, истории создания и использования, целей использования, вида права, на котором предлагается осуществить передачу такого имущества. К заявлению религиозной организации прилагаются документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения. Такие документы перечислены в "Перечне документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.04.2011 N 325.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что Религиозная организация "Орловская Еврейская религиозная организация" 11.04.2012 обратилась Правительство Орловской области с заявлением, в котором руководствуясь статьями 3,4,6 Федерального закона N 327-ФЗ просила передать в собственность здание бывшей синагоги, расположенное по адресу: г.Орел, ул.Советская, д.16.
К заявлению были приложены документы из 19 пунктов приложения, в том числе: нотариально заверенная копия Устава религиозной организации, документ, подтверждающий согласие вышестоящего руководящего органа (центра) на передачу имущества религиозного назначения религиозной организации; копия устава руководящего органа (центра) религиозной организации и документа, подтверждающего факт внесения записи о нем в Единый государственный реестр юридических лиц; справка, содержащая в том числе сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества (для имущества религиозного назначения); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанное заявление религиозной организации явилось повторным заявлением, содержащим просьбу о предоставлении спорного объекта недвижимости в собственность. На заявление Религиозной организации "Орловская Еврейская религиозная организация" от 09.09.2011 г. о передаче в собственность недвижимого имущества - учебного корпуса, общей площадью 927,4 кв.м., Правительство Орловской области письмом от 18.10.2011 г. N 2-9458 отказало религиозной организации в передаче объекта недвижимости.
Поскольку требование о признании недействительным решения об отказе в передаче имущества религиозного назначения, изложенного в письме от 18.10.2011, в рамках настоящего дела не заявлялось, суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения правомерно не давал оценку законности оснований указанного отказа в передаче здания.
Из сопоставительного анализа содержания указанных заявлений усматривается, что в заявлении от 09.09.2011 религиозная организация излагает историю создания организации, а также финансирования, строительства и конфессиональной принадлежности здания Синагоги.
В заявлении от 11.04.2012 организация дополнительно приводит свои доводы о наличии у спорного имущества статуса объекта религиозного значения, об отсутствии оснований для отказа в передаче недвижимости в собственность, излагает цели строительства здания, а также ссылается на недоказанность факта полного разрушения объекта недвижимости в годы Великой отечественной войны.
Апелляционный суд учитывает, что в последнем заявлении организация не соглашается с выводами, сделанными Правительством в письме от 18.10.2011, однако заявление от 11.04.2012 содержит аргументы, отсутствовавшие в заявлении от 09.09.2011, первоначально направленном в Правительство.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что в письме от 14.11.2011 N 2-9459 Правительство Орловской области, отказывая в передаче испрашиваемого объекта, сообщило религиозной организации о готовности уполномоченного органа рассмотреть предложения и оказать содействие религиозной организации по спорному вопросу.
Таким образом, заявления от 09.09.2011 и от 11.04.2012 нельзя признать тождественными, их содержание не является идентичным. Приложение к названным заявлениям одного пакета документов также не свидетельствует об идентичности обращений, поскольку речь идет об одном и том же объекте недвижимости - здании Синагоги, перечень документов-оснований, подлежащих представлению в целях получения в собственность имущества религиозного назначения, будет единым в обоих случаях.
В этой связи, заявление Религиозной организации "Орловская Еврейская религиозная организация" от 11.04.2012 о передаче ей в собственность здания бывшей синагоги, распложенного по адресу: г.Орел, ул.Советская д.16, явилось самостоятельным обращением в уполномоченный орган, содержащим вопрос о передаче религиозной организации государственного имущества религиозного назначения и аргументированные доводы, которые ранее не приводились и Правительством не рассматривались, а также подлежащим рассмотрению Правительством в порядке, установленном положениями Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
В силу ч. 1 ст. 7 Закона N 327-ФЗ, в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
В частях 1 и 2 ст. 8 названного закона, приведены случаи, при наличии которых принимается решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
В случае отказа в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения уполномоченный орган выдает религиозной организации мотивированное решение об отказе в такой передаче.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что по заявлению религиозной организации от 11.04.2012 решение о передаче заявителю здания бывшей Синагоги или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества, либо мотивированное решение об отказе в передаче такого имущества Правительством Орловской области не принималось.
Необжалование заявителем в порядке ст. 9 Закона N 327-ФЗ решения Правительства об отказе в передаче имущества, изложенного в письме от 18.10.2011, не лишает религиозную организацию права на безвозмездное получение в собственность бывшего здания Синагоги при наличии предусмотренных законом оснований, а также не препятствует повторному обращению заявителя в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, с указанием новых обстоятельств, обосновывающих возможность такой передачи.
Однажды принятое Правительством решение об отказе в передаче объекта недвижимости не освобождает государственный орган от обязанности рассмотреть и принять мотивированное решение по последующему заявлению религиозной организации, содержащему новые доводы и аргументы, которые не были учтены ранее.
Частью 2 статьи 7 Закона N 327-ФЗ уполномоченному органу предоставлено право отказать в рассмотрении заявления религиозной организации в случае, если документы, представленные религиозной организацией, не соответствуют перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, а также в случае, если вопрос о передаче имущества религиозного назначения не входит в компетенцию уполномоченного органа.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что 11.04.2012 заявителем в целях рассмотрения его заявления в компетентный орган были представлены необходимые документы, согласно "Перечню документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.04.2011 N 325.
Таким образом, законные основания, препятствующие рассмотрению заявления от 11.04.2012 в установленном законом порядке, у Правительства Орловской области отсутствовали.
Ссылка уполномоченного органа на судебные акты, принятые судами первой апелляционной и кассационной инстанций по делу N А48-4436/2010, не принимается апелляционной коллегией, поскольку обстоятельства, установленные в рамках данного дела, не являются для настоящего дела преюдициальными.
Направленное Департаментом имущества, промышленности и информатизации Орловской области заявителю письмо от 25.04.2012 г. по смыслу положений Закона N 327-ФЗ не является решением уполномоченного органа по результатам рассмотрения заявления о предоставления здания Синагоги в собственность, оно не содержит мотивированный отказ в передаче имущества с указанием оснований. В данном письме содержится лишь ссылка на отказ Правительства, изложенный в письме от 18.10.2011.
Кроме того, согласно п.п. 4.5, 4.6, 4.7 Положения о Департаменте имущества, промышленности и информатизации Орловской области, являющегося приложением к Постановлению Правительства Орловской области от 30 апреля 2009 г. N 25 (действовало в спорный период), Департамент вправе принимать решения о передаче в аренду объектов областной собственности; заключать договоры безвозмездного пользования объектами областной собственности; принимать решения о передаче объектов движимого имущества областной собственности в доверительное управление и заключать договоры о передаче объектов областной собственности в доверительное управление.
Однако, Департамент (в настоящее время Управление государственного имущества Орловской области) не является органом, уполномоченным распоряжаться государственным имуществом Орловской области путем безвозмездной передачи в собственность.
При этом, предоставленное Департаменту пунктами 4.43, 5.3 право организовывать прием граждан, обеспечивать своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, а также давать юридическим и физическим лицам разъяснения по возникающим вопросам, должно быть реализовано указанным органом только в пределах предоставленных ему полномочий.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконном характере бездействия Правительства Орловской области по принятию решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 Закона N 327-ФЗ, по заявлению религиозной организации от 11.04.2012 г.
Согласно понятию, содержащемуся в п. 1 ст. 2 Закона N 327-ФЗ, имущество религиозного назначения, которое может быть передано в собственность или безвозмездное пользование религиозным организация, представляет собой недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
Таким образом, возможность передачи испрашиваемого имущества заявителю закон ставит в зависимость от цели, в соответствии с которой осуществлялось строительство спорного здания, то есть цели осуществления и обеспечения религиозных обрядов и церемоний, проведения молитвенных и религиозных собраний, обучения религии, профессионального религиозного образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество).
По смыслу приведенной нормы, указанное имущество также должно являться недвижимостью, обладать признаками капитального строения, быть прочно связанным с землей. При этом строительство такого объекта должно быть завершено.
Согласно сведениям, содержащимся в копии Отчета по постройке молитвенного дома в г. Орле (в период с 01.05.1909 по 01.01.1912), Исторической справке ОГУ "Государственный архив Орловской области" N 21 от 27.01.2011 о здании Синагоги в г. Орле, Орловское еврейское общество в 1905 году приобрело подходящее место для постройки молитвенного дома в Орле по ул. 2-й Никитинской (14.05.1929 улица была переименована в улицу Советскую).
В 1909 году по указанному адресу началось строительство двухэтажного здания Молитвенного дома со службами по проекту инженера Ф.В. Гаврилова.
Как следует из копии Денежного отчета по постройке Молитвенного Дома за время с 17-го мая 1909 года по 1-е января 1912 года, на постройку здания расходовались денежные средства членов общины и пожертвования. Всего было израсходовано 34 419 руб. 78 коп.
Строительство завершилось 20.04.1911, общая площадь домовладения составляла 1 292 кв.м. Построенное двухэтажное кирпичное здание стало именоваться синагогой.
В рапорте Орловского полицейского управления Орловскому губернскому правлению от 25.01.1911 сообщалось, что в числе имеющихся в городе "богослужебных молитвенных сооружений" значится "еврейская молельня". В таком же рапорте от 04.02.1916 записано: "духовным отцом еврейской синагоги по еврейскому исповеданию состоит орловский общественный раввин Яков Борисович Каценельсон".
Согласно сведениям, содержащимся в исторической справке N 21, богослужения в синагоге начались еще до завершения строительства - 20.09.1910.
Изложенное подтверждает факт завершения возведения спорного здания синагоги к 1911 году, а также совершение религиозной общиной в данном здании богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний.
В соответствии с информацией, содержащейся в Исторической справке N 21 от 27.01.2011, впоследствии синагога была закрыта, с 1925 года в здании синагоги по ул. 2-я Никитинская, д. 12 располагались губотдел труда и биржа труда. Постановлением комиссии по разграничению национализированных и муниципализированных зданий здание культа 25.04.1926 было зачислено в состав госфонда. В 1928 году указанный объект был предоставлен под клуб металлистов. За 1934 -1943 года сведений о здании синагоги не обнаружено.
Довод Правительства о полном разрушении построенного в 1911 году здания синагоги во время Великой отечественной войны не подтверждается материалами дела.
Из представленной автодорожным техникумом копии справки "Из истории ремесленного училища" (оригинал находится в архиве училища) видно, что в Постановлении горисполкома и горкома ВКП (б) от 19.08.1943 года N 5 "О восстановлении в гор. Орле железнодорожных, ремесленного училищ и школ ФЗО" определено разместить в здании общей площадью 300 кв.м., расположенном по адресу: г. Орел, ул. Советская, 16, ремесленное училище - учебную аудиторию и мастерские.
В акте проверки готовности ремесленного училища N 1 к учебному году было отмечено, что здание учебного корпуса по ул. Советской, 16, внутри отремонтировано, но крыша протекает.
Также согласно указанной справке, помещения училища размещались в зданиях, приспособленных под училище (учебный корпус в здании бывшей синагоги). В 1955 году училище занимало те же здания.
Изложенное свидетельствует об эксплуатации училищем здания бывшей синагоги, расположенного в г. Орле по ул. Советской, 16, по состоянию на 1943-1944,1955 годы.
Из представленной БОУ Орловской области СПО "Орловский автодорожный техникум" копии плана, выданного 10.06.1944 Инвентаризационным бюро Горкомхоза, усматривается, что согласно Постановлению горисполкома и горкома ВКП (б) от 19.08.1943 года N 5 училищу было передано здание, расположенное по указанному выше адресу, общей площадью 849,82 кв.м., состоящее из двух этажей и подвала. Часть площадей была восстановлена и отстроена вновь.
Таким образом, из данных документов не следует факт гибели, уничтожения объекта недвижимости - здания бывшей синагоги 1911 года постройки.
Ссылка Правительства на копию фотографии здания синагоги от 19.08.1943 (т.2, л.д. 126) не учитывается апелляционной коллегией, поскольку на фотографии изображена фасадная часть здания, однако из данного изображения не представляется возможным установить наличие либо отсутствие примыкающих к фасадной части здания стен и четвертой стены. Фотографии здания синагоги со всех ракурсов (1943 года изготовления) отсутствуют.
Кроме этого, из имеющейся подписи под фотографией следует, что здание "практически" разрушено, "сохранилась фасадная часть, полуразрушены примыкающие стены", однако о степени разрушения примыкающих стен, крыши, фундамента сведений не имеется. В этой связи вывод о полном разрушении здания, сделанный на основе одной только фотографии, нельзя признать доказанным.
Представленная ответчиком по делу копия Обобщенных сведений по учету ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками, в которой содержится ссылка на 100 % разрушение расположенного в г. Орле здания синагоги, по смыслу ст. 68 АПК РФ, не является допустимым доказательством полного разрушения спорного объекта, поскольку из данного документа не представляется возможным установить, при каких обстоятельствах и в связи с чем были собраны сведения, а также выявить достоверность источника обобщения указанной информации. Из представленной копии также не ясно, приложением к какому документу являются данные сведения. Никаких иных доказательств, подтверждающих, что построенное в 1911 году здание синагоги после Великой отечественной войны перестало существовать, материалы дела не содержат.
Согласно представленной автодорожным техникумом архивной справке N 1277 от 23.10.2012, в документах фондов Орловского горисполкома и Орловского городского профессионально-технического училища N 1 за 1944-1945 годы сведений о восстановлении здания бывшей синагоги, либо о строительстве на его месте нового здания, после Великой отечественной войны не выявлено.
Таким образом, изложенное не подтверждает факт разрушения, полного уничтожения спорного здания.
Технический паспорт здания, строения по состоянию на 22.01.2007 (т.2, л.д. 130-135), государственные контракты, договоры подряда, содержащиеся в третьем томе рассматриваемого дела, также не свидетельствуют о разрушении Синагоги и о строительстве нового объекта по адресу г. Орел, ул. Советская, 16, они лишь подтверждают произведенные лицом, эксплуатирующим здание - ГОУ Профессиональный лицей N 9, работы по капитальному ремонту кабинетов, кровли, автомастерской. Указанное подтверждает понесенные фактическим пользователем здания эксплуатационные расходы по содержанию имущества.
При этом апелляционный суд полагает ошибочным отождествление произведенного училищем процесса реконструкции, восстановления, капитального ремонта, приведшего к увеличению площади объекта, с процессом строительства здания, приводящего к появлению нового объекта гражданских прав.
Согласно определению, содержащемуся в ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", памятники представляют собой отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений).
В силу ч. 2 ст. 23 названного закона, в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения осуществляется исключение объекта культурного наследия из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
06.07.1993 Малым советом Орловского областного совета народных депутатов было принято Решение N 81-7 "О мерах по улучшению охраны и использованию памятников истории и культуры области".
Согласно сведениям Департамента образования, культуры и спорта Орловской области, содержащимся в письме от 30.08.2011 (т.1, л.д. 72), в силу данного решения N 81-7 здание, расположенное по адресу: г. Орел, ул. Советская, д. 16, является недвижимым памятником истории культуры.
Анализируя приведенные положения закона, а также учитывая факт признания уполномоченным органом здания Синагоги памятником истории культуры, апелляционная коллегия приходит к выводу о сохранности спорного объекта недвижимости 1911 года постройки на момент обращения религиозной организации с заявлением от 11.04.2012 в Правительство Орловской области.
Довод Правительства Орловской области о том, что в настоящее время спорное здание в связи с реконструкцией, изменением профиля и увеличением площади представляет собой новый объект недвижимого имущества - учебный корпус, отличный от здания синагоги, построенного по данному адресу в 1911 году, в связи с чем, не может рассматриваться в качестве имущества религиозного назначения, отклоняется апелляционным судом.
Как было отмечено выше, в силу закона единственным критерием отнесения объекта к имуществу религиозного назначения, которое может быть передано в собственность или безвозмездное пользование религиозным организация, является строительство объекта для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество).
При этом последующее использование такого имущества в целях, отличных от целей его создания, либо произведенная реконструкция, перепланировка здания не закреплены в законе N 327-ФЗ в качестве оснований утраты им статуса имущества религиозного назначения, а, следовательно, не могут являться основанием для отказа в безвозмездной передаче такого имущества религиозной организации.
Факт возведения в 1911 году в г. Орле по 2-й Никитинской (в настоящее время по ул. Советской, 16) двухэтажного здания Молитвенного дома - позднее здания Синагоги, в целях совершения религиозной еврейской общиной г. Орла богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний, проведения молитвенных и религиозных собраний в этом здании, подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле.
Из поданного заявления усматривается дальнейшая цель использования данного имущества, соответствующая цели деятельности Религиозной организации "Орловская Еврейская Религиозная Община", закрепленной в Уставе организации, - совместное исповедание и распространение современного иудаизма. Испрашиваемое имущество не является имуществом, неподлежащим отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом. Документы из 19 пунктов, приложенные к заявлению, соответствуют "Перечню документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдачи", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.04.2011 N 325.
Таким образом, не усмотрев предусмотренных ст. 8 Закона N 327-ФЗ оснований для отказа в передаче в собственность религиозной организации государственного имущества религиозного назначении, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Правительство Орловской области было обязано рассмотреть заявление религиозной организации от 11.04.2012 и принять решение о безвозмездной передаче в собственность заявителю бывшего здания Синагоги.
При таких обстоятельствах, бездействие Правительства Орловской области, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", по заявлению Религиозной организации "Орловская Еврейская Религиозная Община" от 11.04.2012 г. о передаче здания синагоги, расположенного по адресу: г.Орел, ул.Советская, 16 в собственность, следует признать незаконным.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании бездействия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
С учетом положений ст. 11 ГК РФ, ст. 4 АПК РФ, целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву, должен быть направлен на его восстановление и может быть поддержан судом в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса. В контексте указанных норм апелляционная коллегия считает, что в рассматриваемом деле устранение нарушения прав заявителя возможно путем обязания Правительства Орловской области принять решение о передаче здания Синагоги в собственность заявителя.
Ссылка Правительства на возможность устранения нарушенного права путем обязания уполномоченного органа рассмотреть заявление религиозной организации от 11.04.2012 не принимается апелляционным судом, поскольку исходя из обстоятельств данного дела, принимая во внимание факт отказа Правительством 18.10.2011 в предоставлении заявителю здания Синагоги, а также исходя из занимаемой уполномоченным органом в ходе апелляционного рассмотрения дела правовой позиции, суд находит, что такой способ устранения нарушения прав, как обязание уполномоченного органа рассмотреть заявление религиозной организации от 11.04.2012, не приведет к защите законного интереса, а может способствовать дальнейшему инициированию ряда судебных разбирательств, касающихся спорного в настоящем деле объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о законности бездействия Правительства является ошибочным, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций относится на Правительство Орловской области в размере 3 000 рублей.
Излишне уплаченная по квитанции СБ9038/771 от 11.09.2012 государственная пошлина в сумме 1 000 рублей подлежит возврату подателю апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 21.08.2012 по делу N А48-2228/2012 отменить, апелляционную жалобу Религиозной организации "Орловская Еврейская Религиозная Община" - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Правительства Орловской области, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности", по заявлению Религиозной организации "Орловская Еврейская Религиозная Община" от 11.04.2012 г. о передаче здания синагоги, расположенного по адресу: г.Орел, ул.Советская, 16 в собственность. Обязать Правительство Орловской области принять решение о передаче здания синагоги заявителю в собственность.
Выдать Религиозной организации "Орловская Еврейская Религиозная Община" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1 000 рублей из федерального бюджета, уплаченной по квитанции СБ9038/771 от 11.09.2012 Шатиловой Г.О. по доверенности за религиозную организацию.
Взыскать с Правительства Орловской области в пользу Религиозной организации "Орловская Еврейская Религиозная Община" государственную пошлину в размере 3 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
В.А. Сергуткина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2228/2012
Истец: "Орловская Еврейская Религиозная Община", РО "Орловская Еврейская Религиозная Община"
Ответчик: Правительство Орловской области
Третье лицо: БОУ ОО СПО "Орловский Автодорожный Техникум", БОУ СПО Орловской области "Орловский автодорожный техникум", Департамент имущества, промышленности и информатизации Орловской области