г. Самара |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А55-22036/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Холодной С.Т., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился;
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Филюк Т.В., доверенность от 22 октября 2012 г. N Д05-01/2611;
от третьего лица - Алферов Ю.Ф., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2012 г.
по делу N А55-22036/2012 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо - Алферов Юрий Федорович, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе от утверждения схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 21, 00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, во дворе дома N 44а, занимаемого временным металлическим гаражом, согласно заключению от 16 апреля 2012 г. N СП-2/792-0-1.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с действующим законодательством Департамент был не вправе утверждать схему расположения на кадастровом плане (кадастровой карте) территории земельного участка площадью 21 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, ул. Николая Панова, во дворе дома N 44а, под временный металлический гараж в территориальной зоне Ж-4 (Зона многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей), поскольку цель использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным разрешенным видам использования недвижимости, предусмотренным для указанной зоны.
Земельный участок был предоставлен заявителю в аренду после введения в действие Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, его использование должно осуществляться в соответствии с данными Правилами и на момент рассмотрения дела срок действия договора аренды от 25 августа 2005 г. закончился.
В судебном заседании представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержал.
Третье лицо - Алферов Ю.Ф. считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и Алферовым Ю.Ф. 25 августа 2005 г. был заключен договор аренды N 024246з спорного земельного участка площадью 21,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, во дворе дома N 44а, для цели использования - под гараж, на основании распоряжения администрации Октябрьского района г. Самары от 29 июня 2005 г. N 516.
30 ноября 2011 г. Алферов Ю.Ф. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-1/3581/11-а о предоставлении в аренду земельного участка площадью 21,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, во дворе дома N 44а, для цели использования - занимаемый временным металлическим гаражом.
Поскольку испрашиваемый земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет, а, следовательно, не сформирован в качестве объекта гражданских и земельных правоотношений, Министерством на основании п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и во исполнение п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74 (далее - Порядок), в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара было направлено обращение от 02 марта 2012 г. N 12-1/3581/11а об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Департаментом выдано заключение от 16 апреля 2012 г. N СП-2/792-0-1 о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого Алферовым Ю.Ф. земельного участка в связи с тем, что установка временного гаража не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-4 согласно действующим Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 (далее - Правила), и соответствует сопутствующим видам использования недвижимости в данной зоне, которые могут использоваться только при наличии основных.
Полагая заключение Департамента о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка незаконным и нарушающим его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется ст. 34 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
В силу п. 2.4 Порядка Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Исходя из положений п. 4 ст. 34 ЗК РФ, п. 2.5 и п. 2.6 Порядка, на орган местного самоуправления возложена обязанность в месячный срок с даты поступления обращения Министерства утвердить схему расположения земельного участка с учетом зонирования территорий и направить ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, либо, в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка, направить в Министерство заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Правил объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Согласно п. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем гаража опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Департаментом не представлено.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие доказательств угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия, в силу вышеназванных норм закона такой земельный участок может использоваться для тех же целей без приведения в соответствие с данными Правилами.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд считает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Алферов Ю.Ф., обратившийся в Министерство с соответствующим заявлением, в графе "Адрес заявителя" указал: Самара, ул. Николая Панова, д. 44, ком. 9; (для переписки): 443056, Самара, ул. Николая Панова, д. 44а, кв. 39.
Как было указано выше, между Комитетом по управлению имуществом г. Самары и Алферовым Ю.Ф. 25 августа 2005 г. был заключен договор аренды N 024246з спорного земельного участка площадью 21,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, во дворе дома N 44а, для цели использования - под гараж, на основании распоряжения администрации Октябрьского района г. Самары от 29 июня 2005 г. N 516.
Указанным распоряжением Алферову Ю.Ф., инвалиду 2-й группы, проживающему по адресу: г. Самара, ул. Николая Панова, 44-9, был предоставлен в аренду земельный участок площадью 21 кв.м., расположенный по адресу: ул. Николая Панова, во дворе дома N 44а, фактически занимаемый объектом движимого имущества (металлическим гаражом) (л.д. 54).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ в утверждении схемы, содержащийся в заключении Департамента от 16 апреля 2012 г. N СП-2/792-0-1, противоречит вышеназванным нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74.
Решение Министерства о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка площадью 21,00 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Октябрьский район, ул. Николая Панова, во дворе дома N 44а, может быть принято после утверждения органом местного самоуправления схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Поэтому неисполнение Департаментом возложенной на него действующим законодательством обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории препятствует Министерству в проведении процедуры предоставления данного земельного участка в аренду в порядке, установленном действующим законодательством, в рамках компетенции Министерства.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 октября 2012 г. по делу N А55-22036/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22036/2012
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Третье лицо: Алферов Ю. Ф.