г. Ессентуки |
|
19 декабря 2012 г. |
Дело N А20-798/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Марченко О.В.,
судей: Казаковой Г.В., Фриева А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2012 по делу N А20-798/2012
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0725000304, ОГРН 1090725000266)
к Министерству государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0721017836, ОГРН 1060721063655),
о признании зарегистрированного права отсутствующим,
с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0721009680, ОГРН 1040700234321), Федерального государственного учреждения "Государственная заводская конюшня "Нальчикская" с ипподромом" (ИНН 0711036300, ОГРН 1020700755822),
при участии в судебном заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике: представитель Кудаева Л.А. (по доверенности N 3 от 14.01.2011),
от федерального государственного учреждения "Государственная заводская конюшня "Нальчикская" с ипподромом": представитель Кудаева Л.А. (по доверенности от 27.06.2012),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике (далее по тексту - Управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Министерству по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики (далее по тексту - Министерство) о признании отсутствующим права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок общей площадью 940 000 кв.м., расположенный в Терском районе Кабардино-Балкарской Республики, с. Нижний Акбаш, 17 км по автодороге Нижний Акбаш-Малка с кадастровым N 07:06:1405000:0001 (с учетом уточненных требований).
В качестве третьих лиц привлечено Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике и Федеральное государственное учреждение "Государственная заводская конюшня "Нальчикская" с ипподромом".
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2012 требования Управления удовлетворены. Судом признано отсутствующим зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок общей площадью 940 000 кв.м. с кадастровым N 07:06:1405000:0001, расположенный в Терском муниципальном районе Кабардино-Балкарской Республики, селение Нижний Акбаш, 17 км. по автодороге Нижний Акбаш - Малка.
Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель Управления и Федерального государственного учреждения "Государственная заводская конюшня "Нальчикская" с ипподромом" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав мнение представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2012 по делу N А20-798/2012 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что согласно акту на право пользования землей N 29 от 01.03.1968 исполнительным комитетом Терского районного Совета народных депутатов трудящихся, Кабардино-Балкарскому республиканскому ипподрому им. Комсомола отведено в постоянное бессрочное пользование 100 га земель в границах указанных в государственном акте.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации N 16 от 28.01.1997 Нальчикский республиканский ипподром им. Комсомола переименован в государственную заводскую конюшню "Нальчикская" с республиканским ипподромом.
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации N 871 от 23.12.2002 государственной заводской конюшне "Нальчикская" с республиканским ипподромом придан статус федерального государственного учреждения "Государственная заводская конюшня "Нальчикская" с ипподромом".
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 232-ПП от 24.08.2006 утвержден перечень земель, находящихся в собственности Кабардино-Балкарской Республики занятые государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями созданными органами власти Кабардино-Балкарской Республики в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N137-ФЗ от 25.10.2001.
В соответствии с пунктом 29 утвержденного перечня, спорный земельный участок, расположенный в Терском районе Кабардино-Балкарской Республики, 17 км. по автодороге Нижний Акбаш-Малка площадью 94 га, с кадастровым N 07:06:14:05000:0001 перешел в собственность Кабардино-Балкарской Республики.
На основании указанного постановления Министерством осуществлена государственная регистрации права собственности Кабардино-Балкарской Республики на спорный земельный участок. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 05.10.2006.
Приказом Министерства сельского хозяйства N 330 от 26.09.2011 создана ликвидационная комиссия по ликвидации федерального государственного учреждения "Государственная заводская конюшня "Нальчикская" с ипподромом".
В связи с наличием зарегистрированного права Кабардино-Балкарской Республики на земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, Управление обратилось с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Как разъяснено в пункте 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" N 10/22 от 29.04.2010 в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российская Федерация в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Аналогичные критерии отнесения земельных участков к определенному уровню собственности установлены статьями 18 и 19 Земельного кодекса Российская Федерация применительно к субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального Закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001 распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 данного Закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если этим Законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Статьей 3.1 введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2006, с этого момента право государственной собственности на перечисленные в указанной статье земельные участки является разграниченным.
Пунктом 2 части 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к федеральной собственности отнесены земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок общей площадью 940 000 кв.м., расположенный в Терском районе Кабардино-Балкарской Республики, с. Нижний Акбаш, 17 км. по автодороге Нижний Акбаш-Малка с кадастровым N 07:06:1405000:0001, является земельным участком, отведенным в соответствии с государственным актом на право пользования землей N 29 от 01.03.1968 федеральному государственному учреждению "Государственная заводская конюшня "Нальчикская" с ипподромом" в постоянное (бессрочное) пользование.
Земельный участок, предоставленный Федеральному государственному учреждению "Государственная заводская конюшня "Нальчикская" с ипподромом" и его правопредшественникам признается разграниченными в силу статьи 3.1 Закона N 53-ФЗ и отнесен к собственности Российской Федерации.
Учитывая указанное, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования.
Довод Министерства о необходимости применения к заявленным требованиям исковой давности является необоснованной, поскольку требование о признании зарегистрированного права отсутствующим, нарушение которого не сопряжено с лишением владения, исковая давность в силу пункта 5 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется.
С учётом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2012 по делу N А20-798/2012 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятия нового судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, но в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2012 по делу N А20-798/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
Г.В.Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-798/2012
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государсвенным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики, Министерство по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам КБР
Третье лицо: Управление Росреестра по КБР, ФГУ "Государственная заводская конюшня "Нальчикская"", ФГУ "Государственная заводская конюшня"
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5996/13
07.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5996/13
19.12.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2901/12
23.10.2012 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2901/12
10.08.2012 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-798/12