г. Санкт-Петербург |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А26-3169/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от 3-х лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19208/2012) индивидуального предпринимателя Романовой Ирины Ивановны на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.08.2012 по делу N А26-3169/2012 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ИП Романовой И.И. (ИНН 100101675669, ОГРН 304100110000172)
к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия
3-и лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, МУП "Городской транспорт"
о признании действий незаконными
установил:
индивидуальный предприниматель Романова Ирина Ивановна, ИНН 100101675669, ОГРН 304100110000172, (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия (далее - заинтересованное лицо, Министерство) по проведению отбора организаций общественного транспорта на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан.
Определением суда от 04.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - УФАС по РК) и Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Городской транспорт" (далее - ПМУП "Городской транспорт").
Решением суда от 08.08.2012 заявителю отказано в удовлетворении требования.
В апелляционной жалобе ИП Романова И.И., ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, а также на несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным доказательствам, просит отменить решение от 08.08.2012 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Отзывы на апелляционную жалобу Министерством здравоохранения и социального развития РК, Управлением федеральной антимонопольной службы по РК и Петрозаводским муниципальным унитарным предприятием "Городской транспорт" не представлены.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отспутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 24-П "О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия" утверждены критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидии, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий (далее - Постановление N 24-П).
Подпунктом 14 пункта 2 Постановления N 24-П предусмотрена компенсация части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан.
В рамках реализации названного постановления Правительством Республики Карелия 23.12.2011 принято постановление N 369-П "О порядке и условиях предоставления в 2012 году субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан" (далее - Постановление N 369-П), которым утверждены порядок и условия предоставления в 2012 году субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан (далее - Постановление N 369-П).
Пунктом 3 Постановления N 369-П установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия устанавливает порядок отбора и проводит отбор организаций общественного транспорта в целях предоставления им субсидий.
Приказом Министерства от 23.12.2011 N 2081 "О проведении отбора организаций общественного транспорта на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан" (далее - Приказ N 2081) утвержден Порядок отбора организаций общественного транспорта в целях предоставления субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан (далее - Порядок отбора). Указанный приказ опубликован 23.12.2011 на официальном сайте Министерства.
Пунктом 3 Приложения N 1 к Приказу N 2081 установлено, что прием заявок и документации на участие в отборе производится с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 18.00, а рассмотрение заявок и определение победителей отбора состоится 26.12.2011.
26.12.2011 в Министерство по лоту в границах Петрозаводского городского округа поступила одна заявка от ПМУП "Городской транспорт" и по результатам отбора между Министерством и ПМУП "Городской транспорт" заключено соглашение о предоставлении в 2012 году субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан.
Индивидуальный предприниматель Романова И.И. полагая, что действия Министерства по проведению отбора организаций не соответствуют статье 21 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также нарушают ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании указанных действий незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из неприменения к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), не установил в действиях Министерства нарушений пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона N 135-ФЗ), указал также на недоказанность заявителем нарушения ее прав и законных интересов при осуществлении Министерством действий по проведению отбора.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соответствие выводов суда установленным обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, а решение суда от 08.08.2012 подлежащим отмене в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Суд первой инстанции, проанализировав положения Постановлений Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 24-П "О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия", и от 23.12.2011 N 369-П "О порядке и условиях предоставления в 2012 году субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям общественного транспорта в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов отдельным категориям граждан", приняв во внимание экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации от 28.03.2012 N 02-2935 на постановление Правительства Республики Карелия от 23.12.2011 N 369-П, пришел к правильному выводу, что предметом правового регулирования являются бюджетные отношения, возникающие при исполнении бюджета Республики Карелия, а не размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, соответственно, положения Федерального закона N 94-ФЗ к спорным правоотношениям не применимы.
В то же время выводы суда об отсутствии в действиях Министерства нарушений пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона N 135-ФЗ) и недоказанности заявителем нарушения ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности при осуществлении Министерством действий по проведению отбора противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Индивидуальный предприниматель Романова И.И. имеет лицензию на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек за регистрационным номером АСС-10-222433 от 31.05.2002 (л.д.1 тома 2).
Заключенными предпринимателем договорами от 27.03.2012 N N 7,8,10, с администрацией Петрозаводского округа на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок по территории Петрозаводского городского округа подтверждается, что она осуществляет организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа автобусами по маршрутам регулярных перевозок по территории Петрозаводского городского округа (перечень которых содержится в приложении N 1 к договорам) по расписанию, согласованному администрацией (приложение N 2), соответственно, вправе была претендовать на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан.
В пункте 6 части 1 статьи 15 Закона 135-ФЗ установлен запрет на принятие, в частности федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, актов, а также на осуществление ими действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия таких актов и (или) осуществления таких действий), и свидетельствуют о предоставлении хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Как следует из материалов дела и ИП Романова И.И. и Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Городской транспорт" осуществляют перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом по маршрутам регулярных перевозок по территории Петрозаводского городского округа.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами Приказ Министерства N 2081 о проведении отбора организаций был опубликован на сайте Министерства 23.12.2011 (день недели - пятница) одновременно с принятием Правительством Республики Карелия постановления N369-П о предоставлении Министерству полномочий по установлению порядка отбора организаций общественного транспорта в целях предоставления им субсидий и проведению отбора организаций общественного транспорта в целях предоставления им субсидий.
Датой рассмотрения заявок и определения победителей отбора согласно пункту 3 Порядка к Приказу N 2081 определена дата 26.12.2011 (день недели - понедельник).
Учитывая объем подлежащей подготовке к заявке для участия в отборе документации, дату опубликования на сайте Министерства Приказа N 2081 и дату рассмотрения заявок и определения победителей отбор, а также принимая во внимание, что 24.12.2011 и 25.12.2011 являются согласно законодательству Российской Федерации общепринятыми выходными днями (суббота, воскресенье), доводы заявителя о том, что за столь короткий срок она не могла подготовить весь пакет документов, заслуживают внимания.
Изложенная в отзыве позиция ПМУП "Городской транспорт" о том, что подача заявки и документации в день подведения итогов стала возможной по причине участия в подобных отборах в 2010 и 2011 годах, свидетельствует о наличии уже подготовленных документов, подтверждает доводы заявителя о том, что своими действиями по установлению столь короткого срока Министерство создало хозяйствующему субъекту преимущественное право для участия в отборе, в котором он явился единственным участником.
Объективных причин для установления столь короткого срока для подачи заявки на участие в отборе Министерством не приведено.
Кроме того в соответствии с Законом Республики Карелия от 24.05.2000 N 410-ЗРК "О нормативных правовых актах Республики Карелия", нормативные правовые акты не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Указанные акты не имеют юридической силы, на них нельзя ссылаться в правоприменительной деятельности, в том числе при разрешении споров.
Вместе с тем полномочия по установлению порядка отбора и проведения отбора организаций общественного транспорта на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан были предоставлены Министерству Постановлением Правительства Республики Карелия N 369-П от 23.12.2011, которое было опубликовано только 26.01.2012.
Данное обстоятельство также является основанием для признания незаконными действий Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия по проведению отбора организаций общественного транспорта на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан.
Данное обстоятельство в нарушение требований статьи 71 АПК РФ судом не исследовалось и не оценивалось.
Вопреки требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ Министерством не представлено доказательств в подтверждение как законности оспариваемых действий, так и наличия надлежащих полномочий на принятие на 23.12.2011 оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия приходит к выводу о нарушении Министерством при осуществлении действий по проведению отбора положений пункта 6 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности.
Поскольку неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда обстоятельствам дела в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены решения суда, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления.
На основании части 1 статьи 110 АПК РФ расходы Романовой И.И. по государственной пошлине в размере 300 рублей при обращении в суд первой и апелляционной инстанций подлежат взысканию с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1900 рублей на основании части 1 статьи 333.40 АПК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08 августа 2012 года по делу N А26-3169/2012 отменить.
Признать незаконными, противоречащими пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действия Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия по проведению отбора организаций общественного транспорта на предоставление в 2012 году субсидий из бюджета Республики Карелия на компенсацию части потерь в доходах в связи с реализацией ими именных социальных проездных билетов для отдельных категорий граждан.
Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия (185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 6, ОГРН 1021000528493) в пользу индивидуального предпринимателя Романовой Ирины Ивановны (ИНН 100101675669, ОГРН 304100110000172) 300 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Романовой Ирине Ивановне из федерального бюджета 1 900 рублей государственной пошлины.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3169/2012
Истец: ИП Романова Ирина Ивановна
Ответчик: Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия
Третье лицо: МУП "Городской транспорт", Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, представитель истца: Трифонов Петр Александрович