г. Ессентуки |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А63-9615/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кваши Вячеслава Ивановича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.10.2012 по делу N А63-9615/2012 (судья Русанова В.Г.) по заявлению индивидуального предпринимателя Кваши Вячеслава Ивановича, Шпаковский район, с. Верхнерусское, (ОГРН 305264505600027) к Министерству транспорта Ставропольского края, г. Ставрополь, (ОГРН 1122651025177) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.10.2012 отказано в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Кваши Вячеслава Ивановича, (далее - заявитель, предприниматель) к Министерству транспорта Ставропольского края (далее - министерство) об оспаривании постановления от 06.02.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.3 Закона Ставропольского края от 10.08.2008 N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае" (далее - Закон N 20-кз). Суд указал на доказанность вменяемого правонарушения и соблюдение министерством процедуры привлечения к ответственности.
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель считает необоснованными выводы суда о надлежащем его извещении о составлении протокола об административном правонарушении. По мнению предпринимателя, также не доказан вывод о том, что он фактически осуществляет регулярные пассажироперевозки без заключенного с муниципальным образованием договора.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 16.12.2011 в 10 часов 26 минут ведущий специалист министерства Бражин С.Е., проводивший на основании распоряжения от 15.12.2011 N 1, мероприятия по контролю за соблюдением требований действующего транспортного законодательства Ставропольского края по маршрутам с. Верхнерусское - Ставрополь, Михайловск - Ставрополь, составил рапорт о том, что водитель Варданян А.С. на автомобиле ГАЗ 322132 г/н СЕ55826 перевозил 4 пассажиров по маршруту "Верхнерусское - Ставрополь" в отсутствие договора с уполномоченным органом исполнительной власти. Путевой лист транспортного средства от 16.12.2011 N 6644 оформлен предпринимателем.
12.01.2012 в отношении предпринимателя в его отсутствие составлен протокол об административном правонарушении, квалифицировавший действия предпринимателя по статье 6.3 Закона N 20-кз.
О дате и месте составления протокола министерство сообщило предпринимателю 16.12.2012 телефонограммой, а также направило заказной почтой письменное уведомление (почтовая квитанция N 35502545017377), получение которого предпринимателем 04.01.2012 подтверждается письмом Ставропольского почтамта от 21.08.2012 N С-1052.
Постановлением от 06.02.2012, принятым в отсутствие предпринимателя, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей. Надлежащее извещение о времени и месте вынесения постановления предпринимателем не оспаривается и подтверждается представленным в деле ходатайством от 03.02.2012.
Отказывая в признании незаконным данного постановления, суд первой инстанции обосновано исходил из следующего.
Согласно статье 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.
В силу пунктов 3-6, 11, 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 112 (далее - Правила N 112), регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям, составляемым для каждого остановочного пункта маршрута регулярных перевозок, в котором предусмотрена обязательная остановка транспортного средства. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Расписание, касающееся перевозок в междугородном сообщении, помимо сведений, указанных в пункте 5 настоящих Правил, содержит временной график прибытия транспортных средств в остановочный пункт. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию. Транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:
В соответствии со статьей 6 Закона Ставропольского края от 08.02.2010 N 5-кз "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае" (далее - Закон N 5-кз) предоставление перевозчику права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого уполномоченным органом.
Договор на выполнение регулярных перевозок пассажиров и багажа у предпринимателя отсутствует, предприниматель ссылается на осуществление перевозок в соответствии с уведомлением о начале осуществления предпринимательской деятельности (перевозка пассажиров и багажа по заказам).
Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется в соответствии с главой III "Перевозка пассажиров и багажа по заказу" Правил N 112, которая предусматривает (пункт 93), что договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком. Указанный заказ-наряд должен содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 4 к Правилам:
а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год);
б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, - фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона фрахтователя;
в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика;
г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак;
д) фамилии и инициалы водителей;
е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт;
ж) наименования конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования;
з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках;
и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством;
к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи;
л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки;
м) количество перевезенных пассажиров;
н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда.
Заказ-наряд и иные документы, ведение которых необходимо при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа по заказу, проверяющим инспекторам и в министерство не были представлены. Договоры фрахтования были представлены только в суд первой инстанции.
Договор фрахтования или его копия, а также заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, если договор фрахтования заключен в форме указанного заказа-наряда, находятся у водителя от начала до конца осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу и предъявляются в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов (пункт 94 Правил N 112).
Исследовав представленные предпринимателем договоры фрахтования, суд обоснованно установил, что они не соответствуют обязательным требованиям, установленным Правилами N 112 и не могут быть признаны надлежащими доказательствами осуществления предпринимателем заказных пассажирских перевозок.
Договоры не содержат сведений о: наименовании, адресе, номере телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, - фамилии, инициалов, паспортных данных, адресе и номере телефона фрахтователя; наименовании документа и дате его оформления (число, месяц и год); марке транспортного средства и его государственном регистрационном знаке; фамилии и инициалах водителей; адресе пункта подачи транспортного средства, дате и времени подачи транспортного средства в этот пункт; наименовании конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования; должности, фамилии, инициалов и подписи лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством; часах и минутах прибытия транспортного средства в пункт подачи; часах и минутах убытия транспортного средства после завершения перевозки; должности, фамилии, инициалах и подписи фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда.
Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности от 06.09.2011 содержит определение вида предпринимательской деятельности как предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей): услуги по перевозке пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении". То есть, данный вид деятельности не может осуществляться по маршрутам регулярного сообщения.
На автомобиле предпринимателя установлен трафарет пути следования "Ставрополь - Верхнерусское", имеется табличка с номером маршрута "11", данный маршрут является межмуниципальным маршрутом.
Согласно статье 5 Закона N 5-кз уполномоченный орган в устанавливаемом Правилами N 112 порядке формирует и ведет реестр маршрутов межмуниципального сообщения, в котором содержатся следующие сведения: номер, наименование и протяженность маршрута межмуниципального сообщения; сведения о регистрации паспорта маршрута межмуниципального сообщения; сведения о перевозчике в части выполнения им перевозок пассажиров и багажа, реквизиты договора.
Реестр маршрутов межмуниципального сообщения, а также внесение в него изменений подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет.
В соответствии с Реестром маршрутов межмуниципального сообщения, утвержденным приказом министерства N 157-о/д от 31 августа 2011 года в качестве регулярного маршрута зарегистрирован маршрут В. Русское, АП - Ставрополь, АС-2.
Материалами проверки установлен факт осуществления предпринимателем регулярных перевозок без договора, заключенного с муниципальным образованием на транспортных средствах с указанием маршрута Верхнерусское - Ставрополь.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП, Кодекс) доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Следовательно, протокол об административном правонарушении является одним из предусмотренных Кодексом доказательств, перечень которых не является исчерпывающим.
При этом из данной нормы следует, что наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности и имеющие значение для дела обстоятельства, могут быть подтверждены иными документами, полученными с соблюдением закона.
Выводы административного органа о том, что предпринимателем фактически регулярно осуществляются перевозки пассажиров без договора, заключенного с муниципальным образованием, а не перевозки по договорам фрахтования, подтверждаются, в том числе рапортом N 1 от 16.12.2011, фотоматериалами по административному делу.
Часть 1 статьи 6.3. Закона N 20-кз предусматривает ответственность за осуществление транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае без договора на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа, заключенного с уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края или органом местного самоуправления, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - семидесяти тысяч рублей.
В этой связи апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Закона N 20-кз, и отклоняет соответствующий довод апелляционной жалобы.
Процессуальных нарушений прав заявителя при рассмотрении дела об административном правонарушении министерством не допущено.
Так, в соответствии с пунктом 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Уведомление о совершении данного процессуального действия было направлено предпринимателю простым заказным письмом и продублировано телефонограммой.
Предпринимателем не опровергнуты доказательства вручения ему почтовой корреспонденции 04.01.2012.
Следовательно, постановление о привлечении к административной ответственности предпринимателя законно и обоснованно, вынесено в пределах административных санкций, предусмотренных Законом N 20-кз и сроков, предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.10.2012 по делу N А63-9615/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9615/2012
Истец: ИП Кваша Вячеслав Иванович
Ответчик: Министерство промышленности, энергетики и транспорта СК, Министерство транспорта СК
Третье лицо: Министерство транспорта Ставропольского края