г. Томск |
|
13 декабря 2012 г. |
Дело N А02-1821/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: В.А. Журавлевой, Л.А. Колупаевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: Елина И.С. - доверенность от 07.09.12г.
от третьего лица: без участия, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске Республики Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 17.10.2012 по делу N А02-1821/2012 (судья Соколова А.Н.)
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске Республики Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 56, ИНН 0411095513, ОГРН 1020400747168)
к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Горно-Алтайску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленина, 226)
о признании недействительным постановления,
при участии третьего лица - индивидуального предпринимателя Завьяловой Ольги Борисовны (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Строителей, 4-14, ОГРН 304041131000122),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске (далее - управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя городу Горно-Алтайску от 25.09.2012 об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании постановления N 00400190002983 от 17.08.2012; об обязании судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Горно-Алтайску возбудить исполнительное производство на основании постановления N 00400190002983 от 17.08.2012 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика.
Решением суда от 17.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, поскольку постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества должника соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве) и статье 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Апеллянт, третье лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии представителей апеллянта и третьего лица.
Представитель службы судебных приставов в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает действия судебного пристава исполнителя по вынесению постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства законными и обоснованными.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Пенсионным фондом вынесено постановление от 17.08.2012 N 00400190002983 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - индивидуального предпринимателя Завьяловой О.Б. на сумму 17 499 рублей 42 копейки.
Судебный пристав-исполнитель Соколова И.В., рассмотрев указанное постановление, поступившее на исполнение со справкой об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, выпиской из ЕГРИП, при отсутствии иных документов вынесла постановление от 28.09.2012 об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", поскольку к постановлению Пенсионного фонда от 17.08.2012 N 00400190002983, направленному для исполнения в отдел судебных приставов по г. Горно-Алтайску, не были приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, в связи с чем, данное постановление не является исполнительным документом и не подлежит исполнению.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления от 25.09.2012 как принятого с нарушением действующего законодательства Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ документов, прилагаемых к акту контролирующего органа, является основанием для непризнания этого акта исполнительным документом и его возврата вместе с постановлением об отказе в возбуждении исполнительного производства, вынесенным в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данной позицией по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 198, части 3 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным Законом.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
В статье 31 Закона об исполнительном производстве содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным.
Перечень исполнительных документов, на основании которых судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, установлен статьей 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", к которым относятся, в том числе, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств (пункт 5 части 1).
К таким актам, в том числе, относится постановление фонда о страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.
Данное постановление - это документальное оформление принудительного исполнения решения фонда о соответствующем взыскании за счет имущества плательщика, выносимого в связи с невозможностью полного или частичного взыскания за счет денежных средств на счетах плательщика в банках (отсутствия информации о таких счетах, отсутствия или недостаточности на таких счетах денежных средств).
Постановление, предъявленное к исполнению, вынесено УПФР на основании Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или Индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 названого Федерального закона.
В соответствии со статьей 20 Закона N 212-ФЗ, в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона; решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным Законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей; постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Суд апелляционной инстанции, исходя из системного толкования приведенных норм Закона N 212-ФЗ, поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что при отсутствии у организации счетов в банках, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств являются исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю только, если к ним приложен документ, подтверждающий отсутствие у организации открытых счетов в банке.
При отсутствии таких документов, акты органов, осуществляющих контрольные функции, в том числе постановление органа пенсионного фонда о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов, не могут признаваться исполнительным документов, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю.
Довод апелляционной жалобы о том, что нормы Федерального Закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ являются специальными по отношению к правовым нормам Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 г. и судебному приставу-исполнителю необходимо руководствоваться Законом N212-ФЗ, не принимается судом апелляционной инстанции.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, осуществляется судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве (статья 1); положения Закона N 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (статья 1) и не распространяют свое действия на порядок принудительного исполнения соответствующих актов органами принудительного исполнения.
Материалами дела подтверждается, что Управление Пенсионного фонда направило в службу судебных приставов постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов с приложением справки об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленной Управлением Пенсионного фонда, в которой указано, что в результате проверки сведений о плательщике страховых взносов на основании выписки из ЕГРЮЛ, полученной из регистрирующего органа, информация о счетах плательщика Завьяловой О.Б. в территориальном органе ПФР отсутствует.
Суд первой инстанции правомерно не принял данную справку в качестве надлежащего доказательства отсутствия у предпринимателя расчетных счетов, поскольку данный документ свидетельствует о проведении органом Пенсионного фонда соответствующей проверки по установлению обозначенных сведений на основании выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Вместе с тем в данной выписке отсутствует строка "Сведения о банковских счетах юридического лица", данных о том, что у предпринимателя расчетные счета отсутствуют, выписка не содержит.
Доказательств того, что заявителем принимались какие-либо меры для получения необходимых ему сведений для осуществления непосредственных функций, в том числе и от налогового органа, в материалы дела не представлено.
Изложенное свидетельствует о том, что при направлении постановления о взыскании страховых взносов, пени Управлением Пенсионного фонда не было представлено документального подтверждения проведения действий по обращению взыскания на денежные средства плательщика страховых взносов.
Ссылка заявителя на действующее с января 2011 года Соглашение о взаимодействии Пенсионного Фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/12/01-1, предусматривающее, в случае отсутствия у Пенсионного фонда информации о наличии или отсутствии счетов в банке у организации, составление Пенсионным фондом справки, которая направляется с актом органа, осуществляющего контрольные функции, отклоняется судом апелляционной инстанции, Соглашение не является актом, подлежащим обязательному применению и не может изменить положения Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
При этом, доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что постановление от 17.08.2012 соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае нарушены требования пункта 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве, в результате чего указанное постановление не может считаться исполнительным документом и являться основанием для возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, учитывая, что Управлением Пенсионного фонда не представлены судебному приставу сведения об отсутствия расчетных и иных счетов должника, на которые может быть обращено взыскание, суд первой инстанции сделал верный вывод, что исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 12, статьи 13 и пункта 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для признания постановления исполнительным документом и возбуждения исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что постановление от 25.09.2012 об отказе в возбуждении исполнительного производства вынесено в соответствии с Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Отказ в возбуждении исполнительного производства не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном указанным Федеральным законом N 229-ФЗ после устранения обстоятельств, предусмотренных пунктами 1-4 и 7 части 1 статьи 31 настоящего Закона.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 17.10.2012 по делу N А02-1821/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске Республики Алтай - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1821/2012
Истец: ГУ-УПФ РФ в г. Горно-Алтайске Республики Алтай
Ответчик: Отдел судебных приставов по г. Горно-Алтайску Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, СПИ ОСП по г. Горно-Алтайску УФССП по Республике Алтай
Третье лицо: Завьялова Ольга Борисовна, УФССП по РА