г. Пермь |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А50-18409/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.,
при участии:
от заявителя - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (ОГРН 1045900089124, ИНН 5902293040): Трясцина В.Ю., паспорт, Блинова Т.И., паспорт, доверенность от 17.12.2012,
от заинтересованного лица - Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610): Чулков А.В., паспорт, доверенность от 25.09.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 31 октября 2012 года
по делу N А50-18409/2012,
принятое судьей Мухитовой Е.М.,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю
к ФГУП "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по Пермскому краю (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее- заинтересованное лицо, ФГУП "Почта России") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31 октября 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2012 года) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта.
В обоснование жалобы указывает на то, что отсутствие нарушения сроков выемки письменной корреспонденции подтверждается двумя отчетами по выемке от 25.07.2012 и накладными. Административным органом не указан срок, в который должна производиться разборка письменной корреспонденции. Ссылается на то, что проверка проведена с нарушением срока, установленного п.14 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства от 02.03.2005 N 110; протокол составлен с нарушением срока, установленного ст.28.5 КоАП РФ.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на доказанность в действиях предприятия состава административного правонарушения.
Представители заявителя в суде апелляционной инстанции поддержали позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда отмене либо изменению не подлежит.
Из материалов дела следует, что ФГУП "Почта России" зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за ОГРН 1037724007276 и имеет лицензию на предоставление услуг почтовой связи N 25577.
31.08.2012 в результате систематического наблюдения за деятельностью ФГУП "Почта России", проводимого на основании приказа Управления Роскомнадзора по Пермскому краю от 20.06.2012 N 442, государственным инспектором Российской Федерации по надзору и сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обнаружено нарушение пункта 4 лицензии N 25577.
Нарушение выразилось в том, что ФГУП "Почта России" не выполняются обязанности оператора почтовой связи по соблюдению нормативов сбора письменной корреспонденции в установленные сроки, не осуществляется своевременное штемпелевание письменной корреспонденции, не обеспечивается качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, а также предоставляемой оператором почтовой связи информацией об условиях оказания данных услуг:
- с замедлением на этапе выемки произведен сбор, а также несвоевременное штемпелевание контрольных писем на два дня: через почтовый ящик N 114, расположенный на сети почтовой связи Пермского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП "Почта России", контрольные письма NN 10, 27, 44, 61, 78, 95, 2, 129, 146, 163 отправлены 25.07.2012 г. в 10:50 (выемка осуществляется с понедельника по пятницу в 16:03), оттиск календарного штемпеля Пермь МСЦ 614960 27.07.2012 г. вместо 25.07.2012;
- с замедлением на этапе выемки произведен сбор, а также несвоевременное штемпелевание контрольных писем на три дня: из почтового ящика N 113, расположенного на сети почтовой связи Пермского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП "Почта России", контрольные письма NN 13, 30. 47, 64, 81, 98, 5, 132, 149, 166 отправлены 25.07.2012 г. в 11:15 (выемка осуществляется с понедельника по пятницу в 15:57), оттиск календарного штемпеля Пермь МСЦ 614960 28.07.2012 г. вместо 25.07.2012;
- с замедлением на этапе выемки произведен сбор, а также несвоевременное штемпелевание контрольных писем на пять дней: из почтового ящика N 36, расположенного на сети почтовой связи Пермского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП "Почта России", контрольные письма NN 14, 31, 48, 65, 82, 99, 16, 133, 150 отправлены 25.07.2012 г. в 11:25 (выемка осуществляется с понедельника по пятницу в 15:52), оттиск календарного штемпеля Пермь МСЦ 614960 30.07.2012 г. вместо 25.07.2012 г.; из почтового ящика N 89, расположенного на сети почтовой связи Пермского почтамта УФПС Пермского края филиала ФГУП "Почта России", контрольные письма NN 8, 25, 42, 76, 93, 110, 27, 144 отправлены 25.07.2012 г. в 10:30 (выемка осуществляется с понедельника по пятницу в 16:06), оттиск календарного штемпеля Пермь МСЦ 614960 30.07.2012 г. вместо 25.07.2012 г.; из почтового ящика N 100, расположенного на сети почтовой связи Пермского почтамта УФПС Пермского края - филиала ФГУП "Почта России", контрольные письма NN 9, 26, 43, 77, 94, 111, 128, 145 отправлены 25.07.2012 г. в 10:40 (выемка осуществляется с понедельника по пятницу в 16:08) оттиск календарного штемпеля Пермь МСЦ 614960 30.07.2012 г. вместо 25.07.2012.
Факт нарушения нормативов частоты сбора письменной корреспонденции, а также несвоевременности штемпелевания письменной корреспонденции, подтверждается наличием на оболочках конвертов оттисков календарных штемпелей (с датами и местом штемпелевания - ст. 45 Почтовых правил: "календарный штемпель предназначается для гашения почтовых марок и обозначения на почтово-телеграфных отправлениях... места и даты..."), контрольными карточками (с датой, временем отправки, номерами контрольных писем, номерами почтовых икон, временем выемки из почтовых ящиков, местом нахождения почтовых ящиков).
При этом установить конкретный объект почтовой связи, где произошло нарушение, не представляется возможным, так как в сборе письменной корреспонденции из почтовых ящиков и ее обработке (штемпелевании) задействованы два филиала ФГУП "Почта России" (обособленные структурные подразделения - Пермский почтамт Управления федеральной почтовой связи Пермского края и Пермский магистральный сортировочный центр Главного Центра магистральных перевозок почты).
Полагая, что ФГУП "Почта России" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ, в соответствии с ч.3 ст.28.3 Кодекса 07.09.2012 г. уполномоченным должностным лицом Управления Роскомнадзора по Пермскому краю составлен протокол об административном правонарушении N 01-П-134-С (л.д. 7-13), заявление о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности направлено в арбитражный суд по подведомственности (ч.3 ст.23.1 КоАП РФ).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения.
Вывод суда является правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под "лицензионными требованиями и условиями" понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 1 ст.29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В соответствии со ст.2 Закона о связи юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии, является оператором связи.
Согласно п.1 ст.46 указанного закона оператор связи обязан, в том числе оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В силу ст. 16 Федерального от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Нормативы частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 160 (далее - Нормативы).
В соответствии с п. 4 условий, предусмотренных лицензией А 025271 N 25577, лицензиат обязан оказывать услуги почтовой связи в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи (далее - ПОУПС, Правила).
Согласно пп. "в" п. 47 ПОУПС операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В соответствии с п.п. "а" п. 1 Нормативов частота сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 5 дней в неделю не менее 2 раз в день, а в оставшиеся 2 дня - не менее 1 раза в день.
Согласно ст. 121 Почтовых правил вся исходящая корреспонденция после разборки немедленно штемпелюется.
В результате анализа письменной корреспонденции установлено, что ФГУП "Почта России" не соблюдает требования, установленные нормативными правовыми актами в области оказания услуг почтовой связи.
Факт нарушения предприятием требований действующего законодательства, указанных в процессуальных документах административного органа, подтверждается материалами дела, предприятием не опровергнут, что свидетельствует о наличии в действиях ФГУП "Почта России" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод апеллятора о том, что отсутствие нарушения сроков выемки письменной корреспонденции подтверждается двумя отчетами по выемке от 25.07.2012 и накладными (л.д.88-90), подлежит отклонению, поскольку указанные документы по датам не соответствуют штемпелям на контрольных карточках (л.д.53-60), проставляемых самим же предприятием.
Административным органом представлены сведения о результатах контроля за соблюдением контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции путем рассылки контрольных писем межобластного потока 25.07.2012, а также копии конвертов и контрольных карточек, вложенных в конверты, подтверждающих нарушение предприятием вышеуказанных требований действующего законодательства. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в материалах дела не имеется, предприятием не представлено.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае на предприятие, как обладателя лицензии на оказание услуг почтовой связи, возложена обязанность по соблюдению установленных требований законодательства и условий лицензии, однако, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ФГУП "Почта России" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях предприятия вины в совершении административного правонарушения и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что административным органом нарушен месячный срок проверки, установленный п.14 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного Постановлением Правительства от 02.03.2005 года N 110, так как фактически проверка длилась более месяца. Также заявитель полагает, что суд первой инстанции необоснованно руководствовался сроком (шестьдесят рабочих дней), установленным для проведения проверки ч.4 ст.13 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", который не подлежит применению.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ данный нормативный правовой акт регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Частью 3 этой же статьи Федерального закона N 294-ФЗ закреплено условие, согласно которому положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Федеральным законом "О связи" установлено, что органы государственной власти в пределах своей компетенции организуют государственный надзор и контроль в области почтовой связи (статья 6).
При этом федеральные органы исполнительной власти в области связи в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации разрабатывают инструкции, руководства, положения и иные нормативные акты, определяющие единые нормы и требования в области почтовой связи общего пользования.
Нормативные акты по вопросам организационно-технического обеспечения устойчивого функционирования сети почтовой связи, а также по вопросам эксплуатации средств почтовой связи, издаваемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, являются обязательными для всех операторов почтовой связи общего пользования (статья 12 Федерального закона "О связи").
В развитие данных положений Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 110 утвержден Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи.
Пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 N 110 установлено, что в целях осуществления постоянного мониторинга выполнения требований в области связи и (или) лицензионных условий территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций организуют и проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами (дистанционный контроль).
Как следует из материалов дела, согласно приказу о проведении планового систематического наблюдения в отношении ФГУП "Почта России" от 20.06.2012 N 442 административным органом проведена в отношении Предприятия проверка без взаимодействия с проверяемым лицом, что в силу части 3 статьи Федерального закона N 294-ФЗ свидетельствует о нераспространении положений указанного Федерального закона на рассматриваемые отношения. Соответствующий вывод суда первой инстанции является ошибочным, однако не влекущим отмену судебного акта.
Таким образом, административным органом нарушен месячный срок проведения проверки. Однако данное обстоятельство не является основанием для освобождения ФГУП "Почта России" от административной ответственности.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Учитывая, что проверка проводилась без взаимодействия с предприятием, то ее проведение с нарушением месячного срока, каких-либо прав ФГУП "Почта России" не нарушает.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено. При составлении протокола присутствовал представитель ФГУП "Почта России" - заместитель директора Баяндин А.Н., с процессуальными правами ознакомлен, копию протокола получил, о чем свидетельствуют подписи в соответствующих разделах протокола.
Ссылка апеллятора на то, что совершение правонарушения обнаружено административным органом 31.08.2012, протокол составлен 07.09.2012, т.е. с нарушением установленного срока, предусмотренного ст.28.5 КоАП РФ, является несостоятельной. Срок, указанный в статье 28.5 КоАП РФ, не является пресекательным, а его истечение само по себе не свидетельствует о существенности допущенного нарушения.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности для привлечения к административной ответственности - один год - не истек. Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В силу изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции, удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 октября 2012 года по делу N А50-18409/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-18409/2012
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций ПК, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (Управление Роскомнадзора по Пермскому краю)
Ответчик: ФГУП "Почта России"