город Москва |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А40-87334/12-20-477 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Е.А. Солоповой
Судей Г.Н. Поповой, Н.В. Дегтяревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2012
по делу N А40-87334/12-20-477, принятое судьей А.В. Бедрацкой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ДИЭН-системс" (ОГРН 1087746893574; 127238, г. Москва, Ильменский пр-д, д. 15, стр. 1; 115088, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 4, стр. 1а, оф. 401) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (ОГРН 1047725054486; 115193, г. Москва, 5-я Кожуховская ул., д. 1/11) о признании недействительным отказа; об обязании представить сведения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Петрова В.В. по дов. N б/е от 27.04.2012
от заинтересованного лица - Смирнов Д.В. по дов. N 05-01/05 от 10.01.2012
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ДИЭН-системс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа предоставить обществу сведения о номерах расчетных счетов, наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета Закрытого акционерного общества "Строительное управление-1 ТЕРМОСЕРВИС" (далее - ЗАО "Строительное управление-1 ТЕРМОСЕРВИС"); обязании предоставить указанные сведения.
Арбитражный суд города Москвы решением от 28.09.2012 удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм права.
Отзыв на апелляционную жалобу обществом не представлен.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель инспекции поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, заслушав представителей сторон, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2012 не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.2012 по делу N А40-8604/12-8-83 с ЗАО "Строительное управление-1 ТЕРМОСЕРВИС" в пользу общества взыскана задолженность в размере 3 193 397,16 руб.
После вступления решения арбитражного суда в законную силу взыскателю 15.05.2012 выдан исполнительный лист N 004808016.
Заявитель 17.05.2012 обратился в инспекцию с запросом о предоставлении сведений в отношении должника ЗАО "Строительное управление-1 ТЕРМОСЕРВИС":
1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;
3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
В ответ инспекцией письмом за исх. N 06-05/13564 от 28.05.2012 обществу отказано в представлении необходимой информации, поскольку поступивший исполнительный лист не заверен в установленном порядке (нотариально либо отсутствует подпись компетентного должностного лица, от которого исходит соответствующий документ) (л.д. 6).
Полагая свои права нарушенными, указывая на то, что общество лишено возможности взыскания денежных средств с должника путем подачи исполнительного листа непосредственно в кредитную организацию, в которой открыты счета должника, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.
Пунктом 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве установлено, что у налоговых органов могут быть запрошены сведения в том числе о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника.
На основании пункта 3 статьи 46 Закона об исполнительном производстве приказом Министерства налоговой службы России от 23.01.2003 N БГ-3-28/23 утвержден Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю. Указанный Порядок является действующим и применяется к рассматриваемым отношениям в рамках действующего в настоящее время Закона об исполнительном производстве.
Согласно указанному Порядку взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности может направить по почте заказным письмом в налоговый орган по месту учета должника-организации заявление о предоставлении информации со ссылкой на положения Федерального закона "Об исполнительном производстве". К заявлению прилагается копия исполнительного листа, заверенная в установленном порядке.
Налоговый орган в трехдневный срок со дня получения заявления направляет взыскателю по почте заказным письмом имеющуюся информацию о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.
Из смысла указанных норм следует, что налоговый орган при получении соответствующего заявления от судебного пристава-исполнителя или от взыскателя обязан предоставить запрашиваемую информацию.
При этом Закон об исполнительном производстве предусматривает единственные основания, позволяющие налоговому органу отказать взыскателю в предоставлении запрашиваемой информации, - это отсутствие у взыскателя исполнительного листа либо наличие исполнительного листа с истекшим сроком давности.
Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю, кроме общих оснований, указанных в Законе об исполнительном производстве, определяет, что копия исполнительного листа, в обязательном порядке прилагаемая к заявлению о выдаче информации, должна быть заверена в установленном порядке.
В Законе об исполнительном производстве и Порядке предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденном приказом Министерства налоговой службы России от 23.01.2003 N БГ-3-28/23, не предусмотрено представление взыскателем копии исполнительного листа, заверенного в нотариальном порядке, а также заверенного лицом, выдавшим исполнительный лист.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество, являясь взыскателем по исполнительному листу от 15.05.2012 N 004808016, обратилось в налоговый орган с заявлением, где имелись ссылки на положения Федерального закона "Об исполнительном производстве", к заявлению была приложена заверенная обществом копия исполнительного листа. При обращении к инспекции 17.05.2012 с соответствующим запросом, исполнительный лист в данном случае находился у взыскателя-общества, что подтверждается заявлением, представленным обществом суду апелляционной инстанции, адресованным в Даниловский районный отдел судебных приставов по Москве, на котором имеется отметка отдела судебного пристава о принятии только 05.06.2012 исполнительного листа от 15.05.2012 N 004808016 к исполнению.
Поскольку общество выполнило все требования, предусмотренные вышеуказанными актами для предоставления запрашиваемой информации, срок давности исполнительного листа не истек, исполнительный лист находился у взыскателя-общества, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении обществу сведений о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, отказ уполномоченного органа на предоставление соответствующей информации взыскателю противоречит требованиям Закона об исполнительном производстве и Порядку предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденному приказом Министерства налоговой службы России от 23.01.2003 N БГ-3-28/23.
Учитывая, что отказ налогового органа в предоставлении запрашиваемой информации препятствует реализации права общества на взыскание присужденных арбитражным судом денежных сумм по исполнительному листу, суд апелляционной инстанции считает нарушенными его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации инспекция обязана предоставить сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника - ЗАО "Строительное управление-1 ТЕРМОСЕРВИС".
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда г.Москвы не подлежит отмене, требования общества правомерно удовлетворены.
Дополнительно представителем общество пояснено в суде апелляционной инстанции, что 25.10.2012 обществу были представлены инспекцией сведения об открытых ЗАО "Строительное управление-1 ТЕРМОСЕРВИС" счетах в кредитных организациях, что позволило заявителю представить указанные сведения приставу-исполнителю и исполнить исполнительный лист.
Приводимые в апелляционной жалобе инспекции доводы не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда от 28.09.2012, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2012 по делу N А40-87334/12-20-477 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Солопова |
Судьи |
Н.В.Дегтярева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87334/2012
Истец: ООО "Диэн-системс"
Ответчик: ИФНС России N 25 по г. Москве