город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2012 г. |
дело N А32-17290/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Захаровой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Согомонян А.Н.
при участии:
от заявителя - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности г. Армавира Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2012 по делу N А32-17290/2012, принятое судьей Меньшиковой О.И.,
по заявлению отдела надзорной деятельности г. Армавира ГУ МЧС по Краснодарскому краю к заинтересованному лицу - обществу с ограниченной ответственностью Армавирское предприятие "Пожзащита" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Отдел надзорной деятельности г. Армавира Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Армавирское предприятие "Пожзащита" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что в деяниях общества отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения, поскольку у общества имеются в наличии работники, заключившие с ним трудовые договоры, имеющие профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующие выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года.
Отдел надзорной деятельности г. Армавира Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил его отменить, ссылаясь на то, что представленные суду первой инстанции и административному органу документы, подтверждающие прохождение профессиональной подготовки работниками ООО "Пожзащита" на базе этого же предприятия не могут быть приняты, так как ООО "Пожзащита" не имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности. В штате ООО "Пожзащита" отсутствуют работники, имеющие профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, разрешенных лицензией МЧС России от 20.06.2008 г. N 2/25398: "Монтаж, ремонт и обслуживание первичных средств пожаротушения". Полагает, что для осуществления трубо-печных работ в штате ООО "Пожзащита" должно быть не менее чем по два работника имеющих профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить без изменения принятый по делу судебный акт. Указывает, что перечень профессий профессиональной подготовки, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 29.01.2001 N 3477 подлежит применению, в том числе, непосредственно на производстве.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью Армавирское предприятие "Пожзащита" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022300629405, ИНН 2302039632, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Горького, 115.
На основании лицензии МЧС N 2/25398 от 20.06.2008 общество осуществляет деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (л.д. 12).
13.06.2012 отделом надзорной деятельности г. Армавира УНД ГУ МЧС по Краснодарскому краю на основании распоряжения от 25.05.2012 N 199 проведена плановая выездная проверка по надзору за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В ходе проведенной проверки установлено, что у лицензиата отсутствуют в штате работники, заключившие с ним трудовые договоры, имеющие профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 199 от 14.06.2012 (л.д. 9, в том числе оборот).
По факту выявленных нарушений 14.06.2012 заместителем главного государственного инспектора ОНД по г. Армавира по Краснодарскому краю г. Краснодар в присутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении N 313 (л.д. 8, в том числе оборот), предусмотренный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с частью 3 статьи 23.1, статьей 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (абзац 2 пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ), лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ определено, что лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности
Согласно дефиниции пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензионные требования представляют собой совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Как следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требование, предусмотренное частью 5 настоящей статьи (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
К лицензионным требованиям в силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.
Лицензия, как следует из пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ, предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии (пункт 2 статьи 9 указанного Закона).
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Как следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, которым утверждено "Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности является, в том числе, наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для юридического лица.
Как следует из пункта 1 статьи 26 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
В силу пункта 2 статьи 26 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
- посредством индивидуальной педагогической деятельности;
- в научных организациях.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Таким образом, сотрудники общества должны проходит не реже 5 лет обучение - курсы повышения квалификации, которые связаны с осуществлением обществом лицензируемой деятельности в виде названных выше видов дополнительного профессионального образования в количестве указанных часов.
Как уже было указано выше, в соответствии с лицензией от 20.06.2008 N 2/25398 общество вправе осуществлять следующие виды деятельности:
- производство работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
- монтаж, ремонт и обслуживание первичных средств пожаротушения;
- осуществление трубо - печных работ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.07.2012 (л.д. 14-24) основным видом деятельности общества является - предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию печей и печных топок.
Как следует из штатного расписания от 16.12.2011 (л.д. 39) на период с 0101.2012 по 31.12.2012 в обществе имеется 7 штатных единиц (печник - 2, мастер - 1, жестянщик - 1, распределитель работ - 1, директор - 1, главный бухгалтер - 1).
Представленными в материалы дела копиями трудовых договоров и приложенных к ним документами подтверждается, что обществом на должность печника приняты:
- Столбовой Ю.Н., имеющий диплом инженера по специализации "механизация сельского хозяйства" и с 2005 года прошедший профессиональную подготовку по работе в качестве специалиста по контролю за строительством, ремонтом, ремонтом, проверкой, очисткой вентиляционных и дымовыводящих устройств и аттестацию по Правилам безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб (ПБ 03-445-02);
- Салухов В.С., имеющий диплом магистра по технике и технологии по направлению "Строительство" и с 2011 года прошедший курсы повышения квалификации по программе "Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов";
на должность протитчика - зарядчика принят Афанасьев А.В., имеющий с 2006 года свидетельство о подготовке и повышении квалификации зарядчиков огнетушителей и с 2007 года имеющий свидетельство подготовке и повышении квалификации по противопожарным требованиям при проведении огнезащиты.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает акт N 36 проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (л.д. 41-42), согласно которому в ходе проверки, проводимой в 22.04.2008 было установлено, что директор Салухов С.В. - в 1983 году окончил Кубанский государственный университет по специальности "география" с присвоением квалификации "географ, преподаватель", в 2008 году прошел курсы повышения квалификации в Краснодарском филиале Фонда пожарной безопасности по программе: "проведение огнезащиты материалов, изделий, конструкций"; "Производство работ, ремонт и обслуживание дымовых каналов печей, работающих на твердом топливе и вентканалов" (свидетельство от 11.03.2008 N 395, от 20.02.2008 N 393). Стаж работы в лицензируемой деятельности 18 лет.
Согласно трудовому договору от 20.09.2000 N 12 Уткина Т.Н. принята на должность бухгалтера, следовательно, ее трудовая деятельность не связана с лицензируемым видом деятельности и касается экономических вопросов деятельности общества.
Таким образом, у общества имеются в наличии работники, заключившие с ним трудовые договоры, имеющие профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующие выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года.
Довод о том, что общество должно иметь не менее, чем по два работника, имеющих профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующую выполнению работ и оказанию услуг, подлежит отклонению, поскольку ПОТ Р М-012-2000 "Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте" и ПОТ Р М-017-2001 "межотраслевые правила по охране труда при окрасочных работах" применяются к работам, оказываемым на высоте, вместе с тем материалы настоящего дела, в том числе полученных в результате административного производства, не содержат доказательств того, что общество оказывает услуги и работы, проводимые на высоте.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обществом подпункт "б" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, не нарушен.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.09.2012 по делу N А32-17290/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Л.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17290/2012
Истец: ГУ МЧС России по Краснодарскому краю,Отдел государственного пожарного надзора г. Армавир, Отдел надзорной деятельности г. Армавира Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю
Ответчик: ООО Армавирское предприятие "Пожзащита"
Третье лицо: ООО Армавирское предприятие Пожзащита