г. Челябинск |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А07-12031/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аюповой А.Т.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2012 по делу N А07-12031/2012 (судья Вальшина М.Х.).
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Рента-Строй" - Луговой А.С. (доверенность от 15.10.2012).
Общество с ограниченной ответственностью "Рента-Строй" (далее - ООО "Рента-Строй", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Правительству Республики Башкортостан и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Правительство, Министерство, заинтересованные лица) о:
1. признании незаконным бездействия Правительства, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в собственность земельного участка площадью 13498 кв.м. с кадастровым номером 02:55:010117:27, расположенного по адресу г. Уфа, Октябрьский район, проезд Сафроновский, д. 53/2 и не направлении в адрес общества проекта договора купли продажи указанного земельного участка;
2. признании незаконным отказа Министерства в предоставлении земельного участка площадью 13498 кв.м. с кадастровым номером 02:55:010117:27, расположенного по адресу г. Уфа, Октябрьский район, проезд Сафроновский, д. 53/2 в собственность заявителя, выраженного в письме N ИА-52/6957 от 20.04.2012;
3. обязании Правительства принять решение о предоставлении земельного участка площадью 13498 кв.м. с кадастровым номером 02:55:010117:27, расположенного по адресу г. Уфа, Октябрьский район, проезд Сафроновский, д. 53/2 заявителю на праве собственности и подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его заявителю (с учётом объединения требований в одно производство, а также уточнения заявленных требований, т. 1 л.д. 1, 100).
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Совет городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Администрация городского округа г. Уфа, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа.
Решением суда от 30.10.2012 (резолютивная часть от 26.10.2012) заявленные требования удовлетворены частично, отказ Министерства, изложенный в письме N ИА-52/6957 от 20.04.2012, в предоставлении обществу "Рента-Строй" в собственность земельного участка площадью 13 498 кв.м. с кадастровым номером 02:55:020117:27, расположенный по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, проезд Сафроновский, д. 53, признан незаконным. На Правительство возложена обязанность принять решение о предоставлении обществу на праве собственности земельного участка площадью 13 498 кв.м. с кадастровым номером 02:55:020117:27 в течение 15 дней с даты вступления решения в законную силу, а также в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить проект договора купли-продажи (т. 3 л.д. 16-32).
В апелляционной жалобе Правительство (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок находится в рекреационной зоне и в силу п. 5 ст. 27, ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте как земли особо охраняемых территорий. Таким образом, предоставление земельного участка в собственность не допускается на основании п. 5 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации, так как на земельном участке находится объект производственного назначения, в силу чего ответчиком на земельном участке осуществляется деятельность, не соответствующая целевому назначению земельного участка и назначению рекреационной зоны.
ООО "Рента-Строй" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованных лиц и третьих лиц не явились.
С учетом мнения заявителя и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществу на праве собственности принадлежит недвижимое имущество (производственная база), расположенное на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010117:27 общей площадью 13 498 кв.м., по адресу Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, проезд Сафроновский, что подтверждается документами о государственной регистрации права (т. 2 л.д. 84-87).
Согласно сведениям, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка, последний поставлен на кадастровый учёт 30.11.2011 с видом разрешённого использования "под производственную базу" (т. 1 л.д. 14-16).
ООО "Рента-Строй" 18.10.2011 в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Министерство с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым N 02:55:020117:27, площадью 13 498 кв.м., расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Октябрьский район, проезд Сафроновский (т. 1 л.д. 48-49, т. 2 л.д. 94).
Министерство в свою очередь обратилось письмом N ИА-52/18911 от 15.11.2011 (т. 2 л.д. 95) в Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой предоставить информацию о вышеуказанном земельном участке.
Главное управление Архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в ответе (письмом N 7-10913/ПР от 23.11.2011, т. 2 л.д. 96) сообщило, что земельный участок с кадастровым N 02:55:020117:27 не расположен на территории общего пользования в границах красных линий, в пределах береговой линии и на территории городских лесов; для муниципальных нужд не зарезервирован, но в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан расположен в водоохраной зоне реки Белая и в рекреационной зоне (Р-1).
Письмом N ИА-52/21560 от 20.12.2011 (т. 2 л.д. 98) Министерство сообщило ООО "Рента-Строй" о том, что в соответствии со ст. 25.1 Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан городе Уфа, отнесенным к территориальным зонам рекреационного назначения, относится к полномочиям Правительства Республики Башкортостан.
ООО "Рента-Строй" 15.12.2011 исх. N 103-12 (т. 2 л.д. 97) обратилось в Правительство с заявлением на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 02:55:020117:27, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО "Рента - Строй" на праве собственности.
25.01.2012 Министерство направило на согласование ООО "Рента-Строй" расчет цены выкупа земельного участка. 27.01.2012 расчет был согласован сторонами (т. 1 л.д. 50-51, т. 2 л.д. 99).
14.03.2012 письмом N ИА-52/4591 (т. 1 л.д. 52) Министерство сообщило ООО "Рента-Строй" о том, что в соответствии с п. 5 ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации, а также ст. 50.4, ст. 60.4 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.05.2008 N 4/8 "О публичных слушаниях по проекту правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, противоречащая их целевому назначению (л.д. 90), и рекомендовало обратиться в уполномоченный орган Администрации городского округа г. Уфа либо в суд с заявлением об исключении испрашиваемого участка из рекреационной зоны.
В удовлетворении заявления ООО "Рента-Строй" о признании недействующим нормативного правового акта - Решения городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008 N 7/4 в части, относящей земельный участок с кадастровым номером 02:55:010117:27 общей площадью 13 498 кв.м., расположенный по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, проезд Сафроновский, к землям рекреационного назначения "Р-1" решением суда по делу N А07-6377/2012 от 09.07.2012 отказано (т. 1 л.д. 102-116).
20.04.2012 письмом N ИА-52/6957 Министерство отказало в предоставлении земельного участка в собственность ООО "Рента-Строй", в качестве причины отказа указано на расположение земельного участка в рекреационной зоне "Р-1" (л.д. 89).
Ссылаясь на незаконность отказа в приватизации земельного участка, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отказа в приватизации земельного участка, так как нахождение земельного участка в рекреационной зоне не исключает его приватизации, а определяет ограничения по его использованию и осуществлению определённых видов деятельности, в связи с чем отказ в предоставлении земельного участка противоречит ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка.
Отказ в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Правительства мотивирован судом со ссылкой на то, что Правительство в рамках своих полномочий совершило действия по рассмотрению заявления общества.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статья 28 ЗК РФ устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничиваются в обороте (подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Аналогичное положение содержится в п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В силу п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе земли особо охраняемых природных территорий, а также земли рекреационного назначения.
В силу ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Из содержания подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ следует, что ограниченными в обороте являются только земли особо охраняемых природных территорий.
Доказательств того, что земельный участок находится в зоне особо охраняемых природных территорий, установленных в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в материалах дела не содержится.
Отказ в предоставлении спорного земельного участка мотивирован уполномоченным органом тем, что испрашиваемый земельный участок находится на землях рекреационного назначения и в соответствии с п. 5 ст. 98 ЗК РФ, а также ст. 50.4, ст. 60.4 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.05.2008 N 4/8 "О публичных слушаниях по проекту правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, противоречащая их целевому назначению.
В соответствии со ст. 50.4 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.05.2008 N 4/8 "О публичных слушаниях по проекту правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" зона "Р-1" - зона городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров - для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, проведения досуга населения. В соответствии со ст. 60.4 решения запрещено размещение всех объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах "Р-1".
Однако по смыслу цитированных норм права, ограничение в обороте установлено только для земельных участков, расположенных в зонах особо охраняемых природных территорий, в отношении земельных участков, расположенных в рекреационной зоне, установлены ограничения по видам хозяйственной деятельности, что не исключает их приватизации.
Наличие в норме ст. 50.4 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.05.2008 N 4/8 "О публичных слушаниях по проекту правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" запрета на размещение в рекреационной зоне всех объектов недвижимости не может являться основанием для отказа в приватизации земельного участка, учитывая наличие у заявителя зарегистрированного и не оспоренного права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке, в силу которого заявитель имеет исключительное право на приватизацию земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" отказ в предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 36 ЗК РФ может быть произведен уполномоченным органом лишь в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
С учётом изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне особо охраняемых природных территорий, тогда как расположение земельного участка в рекреационной зоне не является запретом на его приватизацию, у уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для отказа в предоставления обществу земельного участка.
Отказ в предоставлении земельного участка препятствует заявителю в реализации исключительного права на выкуп данного земельного в порядке ст. 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии совокупности элементов, установленных ст.ст. 198, 200 АПК РФ, для удовлетворения требований о признании незаконным ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.10.2012 по делу N А07-12031/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н.Богдановская |
Судьи |
М.И.Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12031/2012
Истец: ООО "Рента-Строй"
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Правительство Республики Башкортостан
Третье лицо: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республика Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфы, Министерство земельных и имущественных отношений РБ, Правительство Республики Башкортостан, Совет городского округа г. Уфа Республика Башкортостан, Совет городского округа г. Уфы