г. Пермь |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А50-12574/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.
судей Ясиковой Е.Ю., Варакса Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.
при участии:
от заявителя ООО "Елена" (ОГРН 1055901167519, ИНН 5903008257): не явились;
от заинтересованного лица Департамента имущественных отношений администрации города Перми (ОГРН 1025900528697, ИНН 5902502248): Левитан О.Е., предъявлено удостоверение, доверенность от 16.12.2011;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ООО "Елена"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 октября 2012 года
по делу N А50-12574/2012,
принятое судьей Мухитовой Е.М.
по заявлению ООО "Елена"
к Департаменту имущественных отношений администрации города Перми
о признании незаконным приказа, незаконным проведение аукциона;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Елена" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения о назначении торгов в форме аукциона, а именно - приказ начальника Департамента имущественных отношений администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо) от 13.05.2011 N СЭД-19-06-100 "О продаже муниципального имущества на открытом аукционе" и о выставлении на торги нежилого помещения общей площадью 113,1 кв. м на 1 этаже жилого дома по адресу г. Пермь, ул. Геологов, 11/1, обремененного договором аренды, и признании незаконным проведение аукциона и его результатов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на то, что в данном случае установленный в п. 4 ст. 198 АПК РФ срок должен исчисляться с даты получения оспариваемого ненормативного правового акта. Поскольку о нарушении прав и законных интересов Обществу стало известно в июне 2012 года, когда была получена копия приказа (22.06.2012), а заявление в суд подано 27.06.2012, то право на обращение в арбитражный суд у заявителя имеется, и у суда не было оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, считает, что у Департамента не было законных оснований для принятия решения о продаже муниципального имущества на открытом аукционе, действия администрации по проведению торгов не соответствуют действующему законодательству и нарушают право общества на преимущественный выкуп без проведения торгов.
Представитель заинтересованного лица с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве, представленном в судебном заседании, решение суда считает законным и обоснованным. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Пермской городской Думой принят Прогнозный план приватизации на 2011 год, посредством издания решения от 30.11.2010 N 182 "Об утверждении прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности города Перми в 2011 году", в том числе в отношении помещений по ул. Геологов, 11/1 (позиции 43 и 44).
В соответствии со ст. 9 Устава города Перми, п.п. 3.3.3. Положения о приватизации муниципального имущества города Перми, п.п. 3.2.1, 3.2.4, 3.1.6 Положения о Департаменте имущественных отношений (Решение ПГД N 210), департаментом были осуществлены действия по обеспечению проведения оценки спорных помещений, принятия решения о продаже, в том числе по изданию оспариваемого приказа.
05.07.2011 департаментом проведены торги в форме аукциона, о чем представлен Общий протокол проведения открытого аукциона по продаже муниципального имущества от 05.07.2011, по результатам аукциона заключен договор N 11/53 от 11.07.2011 с ООО "Елена", предложившим наивысшую цену за спорные помещения. Ранее спорные помещения были переданы Департаментом имущественных отношений администрации г. Перми в аренду обществу с 10.04.2008 (договор аренды N 2003-08И).
Считая приказ от 13.05.2011 N СЭД-19-06-100 "О продаже муниципального имущества на открытом аукционе" и о выставлении на торги нежилого помещения общей площадью 113,1 кв. м на 1 этаже жилого дома по адресу г. Пермь, ул. Геологов, 11/1, обремененного договором аренды, а также проведение аукциона и его результатов, незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции причины пропуска срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, на которые указывал заявитель, признал не уважительными и отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что право на приобретение спорного имущества по Федеральному закону от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ у общества отсутствует, ООО "Елена" не обладает правом обжалования аукциона и его результатов, поскольку, являясь победителем аукциона, не может быть признано заинтересованным лицом в оспаривании проведенного аукциона и его результатов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционный инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О разъяснил, что само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм АПК РФ, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Вместе с тем, нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что о нарушении прав ему стало известно 22.06.2012 после получения копии приказа Департамента от 13.05.2011 N СЭД-19-06-100 "О продаже муниципального имущества на открытом аукционе", заявление в суд подано 27.06.2012, то есть в срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ.
Между тем, судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено, что заявитель не мог не знать о предполагаемом нарушении своего права на преимущественное приобретение арендуемого имущества на основании Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку о принятии решения о назначении торгов в форме аукциона и о проведении аукциона заявителю как участнику аукциона, подавшему соответствующую заявку, и победителю аукциона стало известно не позднее, чем 05.07.2011, следовательно, общество могло обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенного права не позднее 05.10.2011.
Отсутствие у заявителя текста приказа не означает его неосведомленности о предстоящих торгах, а также не препятствовало ООО "Елена" обратиться в установленном порядке за защитой прав и законных интересов (ст.ст. 11-13 ГК РФ) в срок, предусмотренный АПК РФ.
Таким образом, о нарушении его прав, заявитель узнал в 2011 году, заявление об оспаривании приказа от 13.05.2011 N СЭД-19-06-100 "О продаже муниципального имущества на открытом аукционе" и признании незаконным проведение аукциона и его результатов, обществом в арбитражный суд направлено лишь 27.06.2012, то есть за пределами срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Поскольку, как установлено судом 1 инстанции с вышеизложенным заявлением общество обратилось в арбитражный суд 27.06.2012, принимая во внимание, что каких-либо объективных препятствий для своевременного обращения в суд у заявителя не имелось (доказательств обратного материалы дела не содержат), причины пропуска срока, на которые указал заявитель, уважительными не являются, суд первой инстанций обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обжалование.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока, установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований по указанному основанию.
Соответствующие доводы жалобы основаны на неверном толковании норм процессуального права, в связи с чем, подлежат отклонению.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Согласно ст. 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 200 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Следовательно, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо соблюдение двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, заявитель, обращаясь с настоящим заявлением, должен был представить арбитражному суду доказательства того, что спорными действиями заинтересованного лица были нарушены права и законные интересы заявителя.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, такие доказательства обществом не были представлены суду.
Из материалов дела следует, что 05.07.2011 департаментом в установленном порядке проведены торги в форме аукциона, заключен договор с ООО "Елена", предложившим наивысшую цену за спорные помещения.
ООО "Елена" не предпринимало никаких действий, предусмотренных законом, с целью защиты своих прав, до проведения торгов. Напротив, Общество выразило согласие на участие в торгах, подало заявку, выиграло торги, заключило и произвело оплату за помещения по ул. Геологов, 11/1. Указанные действия заявителя свидетельствуют о недоказанности нарушения прав и интересов заявителя со стороны Департамента при организации торгов в отношении спорных помещений.
Более того, с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение нежилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ Общество в установленном порядке в уполномоченный орган не обращалось. Иного, в нарушение ст. 65 АПК РФ, заявителем не доказано.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного спора не установлено совокупности необходимых условий для признания ненормативного правового акта недействительным, а также допущен пропуск срока, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ на подачу заявления, что является основанием для отказа в удовлетворении апелляционной жалобы.
Иных, влекущих отмену обжалуемого судебного акта доводов, заявителем не приведено, апелляционная жалоба ООО "Елена" не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Ксерокопия платежного поручения N 834 от 29.10.2012 г. не подтверждает уплату в установленном порядке государственной пошлины за рассмотрение дела в апелляционном суде (п.2 ч.4 ст.260 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 октября 2012 г. по делу N А50-12574/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Елена" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Елена" в доход федерального бюджета расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в апелляционном порядке в сумме 1000 (Одна тысяча) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.П.Осипова |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-12574/2012
Истец: ООО "Елена"
Ответчик: Департамент имущественных отношений администрации г. Перми, Департамент имущественных отношений администрации города Перми