г. Красноярск |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А33-1450/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" декабря 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат": Брагуца А.В., представителя по доверенности от 21.08.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 сентября 2012 года по делу N А33-1450/2012, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
открытое акционерное общество "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (ИНН 2443005570, ОГРН 1022401155325, Красноярский край, г. Ачинск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Ачинска (ИНН 2443005530, ОГРН 1022401153807, Красноярский край, г. Ачинск), в котором просит внести изменения в пункт 3.1 договора аренды N 2643-АЗ от 05.12.2007, изложив его в следующей редакции: "Годовой размер арендной платы за земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, 2 км восточнее п. Мазульский с кадастровым номером 24:43:0000000:0248, общей площадью 759,00 кв.метров, для использования под объектами энергетики (для эксплуатации ЛЭП), в границах указанных в кадастровом плане участка, составляет два процента кадастровой стоимости земельного участка, а именно 2532 руб. 71 коп., в квартал 633 руб. 18 коп." в соответствии с расчетом арендной платы, который является неотъемлемой частью договора (с учетом уточнения в судебном заседании 23.03.2012, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Администрация города Ачинска Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 сентября 2012 года в иске отказано.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой указал следующее:
- не обоснован вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, отсутствуют доказательства того, что он входил в земельные участки, указанные в плане приватизации Ачинского глиноземного комбината;
- суд должен был применить нормы, содержащиеся в Земельном кодексе РСФСР от 25.04.1991.
Представители Администрации города Ачинска Красноярского края, третьих лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу открытое акционерное общество "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" указало, что поскольку земли истца были переведены из постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с требованиями п.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ, то в отношении указанных земель подлежат применению положения данного пункта в части определения размера арендной платы с изменениями, вступившими в законную силу (максимальная ставка годовой арендной платы не более 2 % кадастровой стоимости). Законодательное изменение арендной ставки не требует наличия обязательного указания на обратную силу закона.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с актом на право пользования землей, выданным исполнительным комитетом Ачинского районного городского Совета депутатов трудящихся от 30.04.1972, Ачинскому глиноземному комбинату в постоянное пользование отведено 1640,8 гектаров земли, согласно плану и описанию границ.
Согласно дополнениям к акту на право пользования землей от 30.04.1972, записанном в государственной книге регистрации землепользователей 30.04.1972 за N 5 общая площадь земель Ачинского глиноземного комбината согласно настоящего акта составляет 1654, 2 гектара.
В соответствии со свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 0055, выданным на основании решения от 30.07.1992 N 271-п администрации города Ачинска Красноярского края, для административно - производственной базы Ачинскому глиноземному комбинату представлено в бесплатное бессрочное (постоянное) пользование 1452, 79 га.
Постановлением от 18.04.1994 N 03-641-П Краевого комитата по управлению государственным имуществом администрации Красноярского края "О преобразовании государственного предприятия Ачинского глиноземного комбината в акционерное общество открытого типа "Ачинский глиноземный комбинат", утвержден план приватизации государственного предприятия Ачинский глиноземный комбинат, государственное предприятие Ачинского глиноземного комбината преобразовано в акционерное общество открытого типа "Ачинский глиноземный комбинат".
Постановлением от 20.04.1994 N 204-п "О регистрации акционерного общества открытого типа "Ачинский глиноземный комбинат" администрация города Ачинска Красноярского края постановила зарегистрировать акционерное общество открытого типа "Ачинский глиноземный комбинат", преобразованное из государственного производственного объединения "Ачинский глиноземный комбинат".
В соответствии с Планом приватизации ПО "Ачинский глиноземный комбинат", производственное объединение являлось на момент приватизации государственным предприятием федеральной собственности.
В соответствии с Планом приватизации (стр.10) Ачинский глиноземный комбинат с двумя сырьевыми базами занимает площадь 3927,79 га, из них:
- промплощадка комбината - 1452,79 га;
- Мазульский известковый рудник - 779 га;
- Кия-Шалтырский нефелиновый рудник - 1689 га.
13.08.2004 на основании Плана приватизации ПО "Ачинский глиноземный комбинат" N 19-1-П-598 от 11.05.1994, за ОАО "Ачинский глиноземный комбинат" зарегистрировано право собственности на сооружение - воздушная 2-цепная ЛЭП 10 кВ от РП-21 до ТП "Профилакторий" (ф 21-2, 21-7, 21-2,7) от РП-21 до ЦРП "Мазульского рудника" коммуникационного назначения, общей протяженностью 6,321 км, по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 2 км восточнее п. Мазульский (10 км) (свидетельство о государственной регистрации права серия 24 ГХ N 006295, запись о регистрации N 24:01:01:17:2004:21 от 13.08.2004).
Постановлением от 08.12.2006 N 385-П "Об утверждении проекта границ земельного участка и охранных зон ЛЭП" глава города Ачинска, принимая во внимание свидетельство о государственной регистрации права серия 24 ГХ N 006295, от 13.08.2004 на сооружение - воздушная 2-цепная ЛЭП 10 кВ от РП-21 до ТП "Профилакторий" (ф 21-2, 21-7, 21-2,7) от РП-21 до ЦРП "Мазульского рудника" коммуникационного назначения, общей протяженностью 6,321 км и материалы межевания, из земель поселений утвержден проект границ сформированного земельного участка общей площадью 759 кв. м., расположенного по адресу: Красноярский край, город Ачинск, 2 км восточнее п. Мазульский (10 км) под объектами энергетики. ОАО "Ачинский глиноземный комбинат" предложено обратиться в администрацию г. Ачинска с заявлением о заключении договора аренды.
Распоряжением от 09.07.2007 N 1793-р "О предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, в аренду ОАО "РУСАЛ Ачинск", на основании свидетельства о государственной регистрации права серия 24 ГХ N 006295, от 13.08.2004 на сооружение - воздушная 2-цепная ЛЭП 10 кВ от РП-21 до ТП "Профилакторий" (ф 21-2, 21-7, 21-2,7) от РП-21 до ЦРП "Мазульского рудника" коммуникационного назначения, общей протяженностью 6,321 км, руководствуясь статьями 22, 36 Земельного кодекса РФ, ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытому акционерному обществу "РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат" предоставлен из земель населенных пунктов, в аренду сроком на 364 дня, земельный участок с кадастровым номером 24:43:0000000:0248, общей площадью 759,00 кв.метров, для использования под объектами энергетики (для эксплуатации ЛЭП), в границах указанных в кадастровом плане участка.
Во исполнение распоряжения от 09.07.2007 N 1793-р "О предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, в аренду ОАО "РУСАЛ Ачинск", Администрацией Ачинского района (арендодатель) и открытым акционерным обществом "РУСАЛ Ачинск" (арендатор) 05.12.2007 подписан договор аренды N 2643-АЗ находящегося в государственной собственности земельного участка (далее - договор), по условиям которого арендодатель представляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 759 кв.м. земельный участок с кадастровым номером 24:43:0000000:0248, для использования под объектами энергетики (для эксплуатации ЛЭП).
05.12.2007 по акту приема-передачи ОАО "РУСАЛ Ачинск" (принимающая сторона) приняла земельный участок из земель населенных пунктов, общей площадью 759 кв.м., с кадастровым номером 24:43:0000000:0248, для использования под объектами энергетики (для эксплуатации ЛЭП), в границах указанных в кадастровом плане участка.
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 24:43:0000000:0248 от 29.05.2007 N 43/07-2119 участок имеет следующие характеристики: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка г. Ачинск, 2 км. восточнее п. Мазульский; разрешенное использование: под объектами энергетики; кадастровая стоимость 126635,07 руб.
Срок действия договора установлен пунктом 2.1. договора с 09.07.2007 по 08.07.2017.
Пунктом 3.4. договора установлено, что расчет арендной платы произведен в приложении N 1 к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
В соответствии с пунктом 3.3. договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 25 числа последнего месяца текущего квартала на указанный расчетный счет. Размер арендной платы за участок за период с 14.08.2007 по 30.06.2008 составляет 22337,38 руб.
Согласно пункту 6.3. договора в случае изменения методики расчета арендной платы или внесения изменений в действующую, обусловленных правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, органа местного самоуправления, размер арендной платы изменяется Арендодателем автоматически в бесспорном и одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего правового акта. Арендатор обязан перечислить арендную плату в размере и порядке, установленных арендодателем в соответствующем уведомлении с момента его получения.
Ответчиком произведено изменение размера арендной платы, установленной договором аренды от 05.12.2007 N 2643-АЗ, за участок уведомлениями от 11.12.2008 N 2500-АЗ на 2009 год; от 27.10.2009 N2505-АЗ на 2010 год; от 20.12.2010 N 1629-АЗ на 2011 год.
Письмом от 23.11.2011 N 84-0031-01-549 истец направил ответчику для подписания проект дополнительного соглашения, предложил внести следующие изменения в договор аренды от 05.12.2007 N 2643-АЗ, находящегося в государственной собственности земельного участка: "Годовой размер арендной платы за земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, 2 км восточнее п. Мазульский с кадастровым номером 24:43:0000000:0248, общей площадью 759,00 кв.метров, для использования под объектами энергетики (для эксплуатации ЛЭП), в границах указанных в кадастровом плане участка, составляет два процента кадастровой стоимости земельного участка, а именно 2532 руб. 71 коп., в квартал 633 руб. 18 коп." в соответствии с расчетом арендной платы, который является неотъемлемой частью договора".
Письмом от 09.12.2011 N К-06-15-8503 ответчик сообщил истцу, что основания для подписания дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды от 05.12.2007 N 2643-АЗ находящегося в государственной собственности земельного участка в части установления годового размера арендной платы отсутствуют.
Поскольку ответчик не согласился внести изменения в договор аренды от 05.12.2007 N 2643-АЗ находящегося в государственной собственности земельного участка в части изменения размера арендной платы, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Исходя из содержания статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, а также лицам, управомоченным законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Арендная плата за использование земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Вводного закона.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), осуществляет Российская Федерация.
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации, введенным в действие 30 октября 2001 года, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), осуществляет Российская Федерация, а земельными участками, находящимися в муниципальной собственности - орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 11).
Пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 того же Кодекса разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (утратил силу с 01.07.2006 в связи с принятием Закона N 53-ФЗ) (далее - Закон N 101-ФЗ).
Основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, установлены статьей 3 данного Закона.
Согласно абзацу 3 названной статьи одним из таких оснований является наличие на находящемся в государственной собственности земельном участке приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что на спорном земельном участке располагаются объекты недвижимости истца, которые возникли в результате приватизации государственного предприятия в соответствии с постановлением Краевого комитета по управлению государственным имуществом администрации Красноярского края от 18.04.1994 N 03-641-П. Согласно плану приватизации предприятие находилось в федеральной собственности.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на основании статьи 3 Закона N 101-ФЗ спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поскольку на нем располагается имущество, до приватизации находившееся в собственности Российской Федерации.
Поскольку спорный земельный участок изначально был предоставлен предприятию федерального уровня собственности и на момент разграничения государственной собственности на землю предприятие существовало, упомянутый участок нельзя отнести к неразграниченным землям, с момента введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации участок перешел в собственность Российской Федерации и только она как собственник вправе была им распоряжаться.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание то, что при отчуждении имущества в процессе приватизации государственного предприятия вопрос о судьбе спорного земельного участка в силу закона не подлежал разрешению и фактически не разрешался (участок из состава государственной собственности в порядке, установленном законодательством о приватизации, не выбывал), вывод суда об отнесении земельного участка к федеральной собственности является правильным.
Учитывая, что право федеральной собственности на земельный участок возникло до введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, они признаются действительными и при отсутствии государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Поскольку спорный земельный участок является федеральной собственностью в силу закона, следовательно, орган местного самоуправления - Администрация не вправе был им распоряжаться, в частности передавать в аренду по договору.
В этой связи выводы Арбитражного суда Красноярского края об отказе в иске являются правильными.
С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя, который от ее уплаты в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 сентября 2012 года по делу N А33-1450/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1450/2012
Истец: ОАО "РУСАЛ Ачинск", ОАО РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска
Третье лицо: Администрация г Ачинска, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"