г. Вологда |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А66-4685/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от Регионального общественного фонда "Исследование аграрного развития" Кудинова Ю.Б. по доверенности от 20.06.2012, от общества с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь" Данилова С.А. по доверенности от 21.11.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 12 октября 2012 года по делу N А66-4685/2012 (судья Голубева Л.Ю.),
установил:
Региональный общественный фонд "Исследование аграрного развития" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации Калязинского района Тверской области (далее - администрация) о признании недействительным постановления главы Калязинского района от 04.02.2009 N 97 "Об утверждении границ земельного участка вблизи д. Селищи Семендяевского сельского поселения"; о признании недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым N 69:11:0000013:136, общей площадью 56 158 кв. м с последующим снятием его с государственного кадастрового учета; о признании недействительным постановления главы Калязинского района от 29.06.2009 N 822 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Васильевская заводь"; об исключении из единого государственного реестра прав записи от 06.10.2009 за N 69-69-11/017/2009-094 о регистрации договора аренды от 29.06.2009 N 152 земельного участка с кадастровым номером 69:11:0000013:136, расположенного по адресу: Тверская область, Калязинский район, сельское поселение Семендяевское, деревня Селищи, общей площадью 56 158 кв. м., при участии третьих лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области (далее - учреждение), Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - управление), общества с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь" (далее - общество, ООО "Васильевская заводь"), Комитета по управлению муниципальным имуществом Калязинского района (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 12 октября 2012 года заявленные фондом требования удовлетворены частично, постановления главы Калязинского района от 04.02.2009 N 97 "Об утверждении границ земельного участка вблизи д. Селищи Семендяевского сельского поселения" и от 29.06.2009 N 822 "О предоставлении в аренду земельного участка ООО "Васильевская заводь" признаны недействительными, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось в части удовлетворения заявленных фондом требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в указанной части. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Фонд отзыв на апелляционную жалобу не представил, его представитель в судебном заседании с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласился, решение суда считает законным и обоснованным.
Администрация ходатайством от 10.12.2012 N 2654 просит о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Администрация, учреждение, управление и комитет надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей фонда и общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, фонду на основании постановления главы администрации Калязинского района от 12.06.1993 N 161 предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 150,7 га и заключен договор аренды земли от 12.06.1993 сроком на 50 лет.
После уточнения размеров и границ земельного участка заключено дополнительное соглашение от 03.02.2008 к указанному договору, согласно пункту 1.1 которого предметом договора аренды является земельный участок общей площадью 1 358 578 (703 000, 682 578) кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровыми номерами N 69:11:0000013:86 (равнозначен номеру 69:11:0000013:0086), N 69:11:0000013:120, в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане), прилагаемых к настоящему договору (приложение N 1) и являющиеся его неотъемлемой частью, расположенный: Тверская область, Калязинский район, Семендяевское сельское поселение, деревня Селищи, для использования в целях "для организации сельскохозяйственного производства". Пунктом 2.1 дополнительного соглашения срок аренды изменен на 49 лет.
Договор аренды и дополнительное соглашение к нему прошли государственную регистрацию 05.03.2009 (запись о регистрации 68-68-01/007/2009004).
Фонд 25.04.2011 приобрел указанные участки в собственность (договоры купли-продажи от 25.04.2011 N 876 и N 877).
Право собственности фонда на вышеназванные земельные участки подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 20.06.2011 (т. 1, л. 19,20).
Из свидетельства о государственной регистрации от 20.06.2011 серии 69-АВ N 252697 следует, что спорный земельный участок составляет 703 000 кв. м, имеет кадастровый номер 69:11:0000013:86, расположен по адресу: Тверская область, Калязинский район, Семендяевское сельское поселение вблизи деревни Селище, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под подсобное хозяйство.
Распоряжением главы Калязинского района от 08.11.2007 N 814 (т. 1, л. 142) на основании письма ООО "Васильевская заводь" от 08.11.2007 комитету по управлению муниципальным имуществом предписано сформировать земельный участок из земель государственной собственности, расположенных на территории муниципального образования Калязинский район, из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: Тверская область, Калязинский район, Семендяевское сельское поселение, деревня Селищи, площадью 5,0 га для сельскохозяйственного использования.
Постановлением от 04.02.2009 N 97 главой администрации Калязинского района утвержден проект границ земельного участка вблизи деревни Селищи Семендяевского сельского поселения площадью 59 000 кв. м (т. 1, л. 96).
По сведениям государственного кадастра недвижимости (отзыв, т. 2, л. 13) земельный участок с кадастровым номером 69:11:0000013:136 образовался в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером 69:11:0000013:86, поставлен на кадастровый учет 08.05.2009.
Постановлением главы Калязинского района от 29.06.2009 N 822 (т. 1, л. 151) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся по адресу: Тверская область, Калязинский район, Семендяевское сельское поселение вблизи деревни Селищи с кадастровым номером 69:11:0000013:136, площадью 56158,0 кв. м предоставлен в аренду для сельскохозяйственного использования сроком на 49 лет ООО "Васильевская заводь".
ООО "Васильевская заводь" и администрацией заключен договор аренды земельного участка от 29.06.2009 N 152. В единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации указанного договора аренды.
Фонд, посчитав, что оспариваемые постановления и действия, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы фонда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Тверской области с соответсвующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются юридическим лицам на определенном праве, и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи (образование земельных участков на основании решения суда).
Согласно пункту 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
С учетом вышеприведенных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выделение земельного участка из состава земельного участка, принадлежавшего заявителю на праве аренды без его согласия недопустимо.
На основании статьи 16 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон N 78-ФЗ) образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства проводятся в случаях предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам. При этом порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 23 Закона N 78-ФЗ).
В силу статьи 17 названного Закона межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ, в том числе границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.
Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с пунктом 7 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396 (далее - Положение), действовавшим в период утверждения ответчиком границ земельного участка постановлением от 04.02.2009 N 97, технические условия и требования проведения землеустройства при образовании новых и упорядочивании существующих объектов землеустройства, а также межевании объектов землеустройства устанавливаются Федеральной службой земельного кадастра России.
При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее, чем за 7 дней до начала работ. Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ (пункт 10 Положения).
Таким образом, о межевании земельного участка его арендатор должен был быть извещен надлежащим образом.
Согласно пункту 1 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является: решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков; соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков; иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ одним из обязательных приложений к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, является согласие в письменной форме лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена Земельным кодексом Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на момент утверждения главой Калязинского района постановлением от 04.02.2009 N 97 проекта границ земельного участка, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "56 Институт инженерных изысканий" в 2008 году, площадью 59 000 кв. м вблизи деревни Селищи Семендяевского сельского поселения, а также на момент предоставления постановлением главы Калязинского района от 29.06.2009 N 822 в аренду ООО "Васильевская заводь" земельного участка с кадастровым номером 69:11:0000013:136, фонд являлся арендатором земельного участка с кадастровым номером 69:11:0000013:86, что подтверждается договором аренды земли от 12.06.1993, дополнительным соглашением от 03.02.2008.
Из землеустроительного дела по межеванию земельного участка с кадастровым номером 69:11:0000013:136 (т. 2, л. 72-95) следует, что земельный участок, проект границ которого утвержден постановлением главы Калязинского района от 04.02.2009 N 97, выделен из земельного участка с кадастровым номером 69:11:0000013:86.
Из кадастрового паспорта (выписки из государственного кадастра недвижимости) земельного участка с кадастровым номером 69:11:000 00 13:136 (т. 2, л. 123) также следует, что он образован из земельного участка 69:11:0000013:86.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что утверждение проекта границ земельного участка постановлением от 04.02.2009 N 97, образованного из земельного участка, принадлежащего на праве аренды заявителю без его извещения, а также последующее предоставление образованного земельного участка в аренду ООО "Васильевская заводь" на основании постановления от 29.06.2009 N 822 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе ООО "Васильевская заводь" указало на то, что фонд неправомерно владеет земельным участком с кадастровым номером 69:11:0000013:0086, расположенным на территории Тверской области, поскольку это противоречит уставным документам фонда и Федеральному закону от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Между тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, то, что согласно уставу фонда его регионом деятельности является город Москва, не является препятствием для того, чтобы фонд мог иметь в собственности или на праве аренды объекты недвижимости, в том числе, земельные участки, расположенные за пределами действия территории, на которой он осуществляет свою деятельность.
Кроме того, право аренды, а впоследствии право собственности фонда на спорный земельный участок в установленном законом порядке не оспорено.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования фонда в части, признав недействительными постановления главы Калязинского района от 04.02.2009 N 97 и от 29.06.2009 N 822.
Доводов о несогласии с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных фондом требований лицами, участвующими в деле, не приведено.
Апелляционной инстанцией также не принимаются доводы подателя жалобы о том, что фонд пропустил срок, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
В данном случае фонд узнал об оспариваемых им актах и действиях после получения кадастрового паспорта на земельный участок от 03.02.2012 N 02-69/12-1-15357 (т. 3, л. 3-4).
Судом установлено, что из письма управления от 26.09.2011 N 17/11-23/21710-12 следует, что до 03.02.2012 фонд за получением выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по земельному участку 69:11:0000013:86 не обращался.
При этом доказательств направления оспариваемых постановлений в адрес ответчика материалы дела не содержат. Текст объявления в газете "Тверские ведомости" от 26.10.2007-01.11.2007 N 46(1666) о намерении предоставить в аренду земельный участок площадью 5,0 га, расположенный по адресу: Тверская область, Калининский район, Семендяевское сельское поседение, вблизи деревни Селищи (т. 3, л. 15) не позволяет определить, что предоставляемый земельный участок подлежит выделению из земельного участка, принадлежавшего на праве аренды заявителю.
Доказательства, свидетельствующие, что заявитель мог узнать о нарушении оспариваемыми ненормативными правовыми актами его прав и законных интересов ранее 03.02.2012 в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок для обращения в суд фондом не пропущен.
При подаче апелляционной жалобы обществом по квитанции от 30.10.2012 уплачена госпошлина в размере 2000 руб.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 данного Кодекса по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для юридических лиц уплачивается в размере 2000 руб.
Следовательно, при подаче обществом апелляционной жалобы подлежала уплате госпошлина в сумме 1000 руб.
Поскольку общество при подаче апелляционной жалобы уплатило 2000 руб., излишне уплаченная обществом госпошлина в сумме 1000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 12 октября 2012 года по делу N А66-4685/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Васильевская заводь" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1000 рублей по квитанции от 30.10.2012.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4685/2012
Истец: Региональный общественный фонд "Исследование аграрного развития"
Ответчик: Администрация Калязинского района Тверской области
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом Калязинского района, ООО "Васильевская заводь", ООО "Васильевский завод", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области