г. Владимир |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А11-4074/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2012 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Тарасовой Т.И., Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.09.2012 по делу N А11-4074/2012, принятое судьёй Ушаковой Е.П., по иску государственного учреждения - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ОГРН 1023301458377, г.Владимир, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Вязниковская центральная районная больница", ОГРН 1093338000029, г. Вязники Владимирской области, о взыскании 4469 руб. 40 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - Голубева Е.В. по доверенности от 06.11.12 N 01-13/07/3504 (сроком действия до 01.01.2014);
от ответчика - Мажухина И. А. по доверенности от 01.12.2012 N 01/12 (сроком действия до 31.12.2012). |
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Государственное учреждение - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Вязниковская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ ВО "Вязниковская центральная районная больница") о взыскании 4469 руб. 40 коп. ущерба.
Исковые требования заявлены со ссылками на статью 4.2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", статью 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и мотивированы необоснованной выдачей и продлением листков нетрудоспособности.
Решением от 28.09.2012 иск отклонен.
Не согласившись с принятым решением, Фонд социального страхования обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пунктов 3, 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, а именно неприменением закона, подлежащего применению, - пункта 13 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.06.2011N 624н.
Оспаривая законность решения, заявитель не согласен с выводом суда о том, что предметом иска является возмещение ущерба на основании статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, причиненного неправильными действиями ответчика, поскольку к взысканию предъявлены расходы на страховое обеспечение по необоснованно выданному за пределами годичного (пресекательного срока) листку нетрудоспособности.
ГБУЗ ВО "Вязниковская центральная районная больница" возразила против доводов апелляционной жалобы, сославшись на тяжелую производственную травму правой кисти больного, незаблаговременное обращение в МСЭ, изменение административного регламента по оформлению необходимой документации. В настоящее время пациент Сатановский В.Н. признан инвалидом 3 группы.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам камеральной проверки ОАО "ОСВАР" в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации", пунктом 11 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514, и пунктом 10 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н 25.01.2012, отделение Фонда провело внеплановую проверку обоснованности выдачи и правильности оформления листков нетрудоспособности, выданных Сатановскому Владимиру Николаевичу, 1982 года рождения, работнику ОАО "ОСВАР".
Проверкой обоснованности выдачи листков нетрудоспособности ГБУЗ Владимирской области "Вязниковская ЦРБ" были выявлены нарушения установленного порядка выдачи (продления) листков нетрудоспособности, что отражено в справке от 30.01.2012 N 7 о результатах проверки обоснованности продления и правильности оформления листков нетрудоспособности N 022587253373 и N 022542210963, выданных Сатановскому Владимиру Николаевичу, работнику ОАО "ОСВАР", ГБУЗ ВО "Вязниковская ЦРБ" (структурное подразделение - поликлиника N1, находящееся по адресу: г.Вязники, ул.Л.Толстого, д.4).
В справке отмечено, что "в нарушение положений абзаца 3 пункта 13 Порядка о том, что листок нетрудоспособности может быть выдан в установленном порядке до дня восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, а в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез) - на срок не более 12 месяцев, имеет место необоснованное продление следующих листков нетрудоспособности:
- N 022587253373 необоснованно продлен на 10 календарных дней с 25.10.2011 по 03.11.2011;
- N 022542210963 необоснованно продлен на 10 календарных дней с 04.11.2011 по 10.11.2011.
С учетом выплаченного пособия по временной нетрудоспособности по указанным листкам нетрудоспособности Фонду социального страхования причинен ущерб в размере 5065 руб. 32 коп."
Отделением Фонда в адрес ответчика была направлена претензия от 10.02.2012 N 01-17/1/474 с предложением возместить причиненный ущерб в 14-дневный срок с момента получения претензии, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения, что и послужило истцу мотивом для обращения в суд с настоящим иском.
Отделение фонда считает правомерным выдачу и продление листков нетрудоспособности Сатановскому В.Н. с 27.10.2010 по 26.10.2011 включительно.
По данным отделения Фонда (с учетом уточнения исковых требований от 04.09.2012 N 01-17/07/2794), за счет средств обязательного социального страхования работодателем-страхователем были выплачены пособия по временной нетрудоспособности по необоснованно продленным листкам нетрудоспособности за период с 27.10.2011 по 10.11.2011 - 15 календарных дней на общую сумму 4 469 руб. 40 коп., что подтверждается копиями листков нетрудоспособности и расчетами сумм пособий.
На основании подпункта 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 названного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка выдачи листков нетрудоспособности).
В силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, введенного Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2010, страховщик вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Перечень нарушений, допускаемых при оформлении листков нетрудоспособности, приведен в пункте 60 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81.
В соответствии с пунктом 61 названных Методических указаний при наличии нарушений, перечисленных в пункте 60, отделение Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности.
Выбор способа защиты права и формулирование предмета и оснований иска является правом истца.
Истец просил взыскать с ответчика сумму 4469 руб. 40 коп., выплаченную страхователем из средств социального страхования на основании листков временной нетрудоспособности, выданных ответчиком застрахованному лицу. Предъявленная ко взысканию сумма - это уплаченное страхователем своему работнику и принятое истцом к зачету страховое возмещение временной нетрудоспособности, то есть фактически предметом иска отделения фонда к лечебному учреждению является возмещение ущерба, причиненного необоснованными действиями ответчика. В связи с чем судом правомерно применены статьи 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.01.2010.
Возмещение ущерба - это мера гражданско-правовой ответственности, ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, основанием для применения указанной ответственности является обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных условий влечет за собой отказ в возмещении убытков.
В рассматриваемом случае суд установил, что заявленная отделением Фонда к взысканию сумма представляет собой сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных страхователями за счет средств обязательного социального страхования застрахованному лицу на основании предъявленных ими листков нетрудоспособности, выданных лечебным учреждением с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, расходы на обязательное социальное страхование по которым приняты отделением Фонда.
Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации предусмотрено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей; ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В соответствии с пунктом 18 названного Положения расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности) к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. Полномочия истца для проведения необходимых проверок обоснованности расходования средств обязательного социального страхования предусмотрены пунктами 1, 2 статьи 11 названного Закона.
Любые выплаты должны производиться только на основании правильно оформленных документов.
Таким образом, законодателем прямо предусмотрено право страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации) не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушением законодательства.
Из названных положений нормативных актов следует, что обязанность проверки листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия, которая производит его выплату. Только при надлежащем исполнении этой обязанности у предприятия возникает право возмещения средств за счет Фонда социального страхования Российской Федерации, а у последнего - обязательство принять выплаченные суммы к зачету.
Таким образом, является обоснованным вывод суда о том, что отношения по зачету спорных сумм, выплаченных в качестве пособий с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страхователем и лечебным учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности.
Лечебное учреждение в данном споре не является субъектом обязательного социального страхования и его действия по выдаче листков нетрудоспособности не находятся в причинно-следственной связи с фактом расходования средств обязательного социального страхования на их оплату.
При этом представленными в дело материалами проверки и показаниями представителя ответчика подтверждается, что факт наличия заболеваний у застрахованного лица имело место, в связи с чем основания для выдачи спорных листков нетрудоспособности у лечебного учреждения имелись. Таким образом, материалами дела документально подтвержден факт наступления страхового случая. Доказательств обратного Фондом социального страхования не представлено, как и не представлено доказательств выдачи лечебным учреждением больничных листков в отсутствие медицинских показаний.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации отсутствует факт нецелевого расходования средств социального страхования, поскольку основания для выдачи листков нетрудоспособности (заболевание застрахованных лиц) имели место, суд первой инстанции обоснованно отказал Фонду социального страхования в удовлетворении искового заявления.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с подпунктом 1.1 части 1 статьи 333. 37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.09.2012 по делу N А11-4074/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-4074/2012
Истец: ГУ - Владимирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: ГБУЗ Владимирской области "Вязниковская центральная районная больница", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Вязниковская центральная районная больница"