г. Пермь |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А60-29224/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 декабря 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.,
судей Щеклеиной Л.Ю., Варакса Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калашниковой Е.С.
при участии:
от заявителя Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (ОГРН 1047796046198, ИНН 7708514824): не явились;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области: Щеголева И.Ф., предъявлено удостоверение, доверенность от 04.09.2012;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 октября 2012 года
по делу N А60-29224/2012,
принятое судьей Горбашовой И.В.
по заявлению Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"
к Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области
о признании незаконными действий,
установил:
Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Екатеринбурга по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц общества с ограниченной ответственностью "СК "ПолимерСервис" (ОГРН 1076659016280 ИНН 6659159594) и обязании Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Свердловской области аннулировать запись об исключении из ЕГРЮЛ ООО "СК "ПолимерСервис" от 24.06.2011 (ГРН 2116659080129).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 октября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В качестве доводов в жалобе указано, что поскольку публикация о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ содержит сведения о регистрирующем органе, его адресе, нарушений инспекцией не допущено.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве на жалобу, считает решение суда законным и обоснованным. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "СК "ПолимерСервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 16.10.2007, поставлено на налоговый учет в Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Екатеринбурга (л.д. 87-125).
Согласно справкам Межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области от 30.11.2010 N N 506-О, 506-С, ООО "СК "ПолимерСервис" в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, не представляло; сведения об открытии банковских счетов отсутствуют (л.д. 126, 129).
Налоговым органом 25 февраля 2011 года вынесено решение N 892 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 128).
Данное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 02.03.2011, номер 8 (315).
Учитывая, что в установленный трехмесячный срок с даты опубликования заявлений от кредиторов или самого юридического лица не поступило, заинтересованным лицом 24.06.2011 внесена запись за N 2116659080129 в ЕГРЮЛ об исключении ООО "СК "ПолимерСервис", как недействующего юридического лица (л.д. 82).
Считая указанные действия налогового органа незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нарушения налоговым органом процедуры исключения ООО "СК "ПолимерСервис" из ЕГРЮЛ.
Выводы суда являются верными, подтверждаются материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 11 Закона о государственной регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В соответствии с п. 1 ст. 21.1 Закона юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации).
Согласно п. 3 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
В соответствии с пунктами 7-8 ст. 22 Закона о государственной регистрации если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Из приведенных положений Закона о государственной регистрации следует, что юридическое лицо, обладающее признаками недействующего юридического лица, может быть исключено из реестра только в случае соблюдения определенной установленной Законом процедуры.
Как указано выше, в соответствии со справками инспекции от 30.11.2010 N N 506-О, 506-С, отчетность обществом не представлялась, сведения об открытии обществом банковских счетах отсутствуют. Данные обстоятельства послужили основанием для принятия инспекцией решения от 25.02.2011 N 892 о предстоящем исключении ООО "СК "ПолимерСервис" из реестра юридических лиц; 24.06.2011 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что в публикации о предстоящем исключении Общества из реестра юридических лиц имеется только ссылка на адрес разместившего ее регистрирующего органа, а сведения о порядке и сроке направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами и иными лицами, чьи права и интересы затрагивает предстоящее исключение, в нарушение положений п. 3 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", отсутствуют. Иного ответчиком не доказано (л.д. 57-60).
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание допущенные со стороны Инспекции в отношении Общества нарушения осуществления процедуры исключения юридического лица из реестра, а также наличие в материалах дела доказательств нарушения прав и интересов заявителя, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии действий Инспекции по исключению Общества из реестра юридических лиц положениям действующего законодательства и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы налогового органа о том, что перечень направляемых для публикации сведений о принятом решении о предстоящем исключении недействующего юридического лица соответствует направленным письмом ФНС России от 09.08.2005 г. N ЧД-6-09/668@ методическим рекомендациям "О реализации регистрирующими (налоговыми) органами положений Федерального закона от 02.07.2005 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в ст.49 ГК РФ" не принимаются во внимание в качестве оснований для отмены судебного акта.
Как указано выше, в силу прямого указания Федерального закона Российской Федерации у регистрирующего органа имеется обязанность указывать содержащиеся в ст.21.1. сведения, включая сведения о порядке и сроках направления заявления недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Каких-либо иных безусловно влекущих отмену решения суда 1 инстанции апелляционная жалоба межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области не содержит.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта Арбитражного суда Свердловской области и удовлетворения апелляционной жалобы межрайонной ИФНС России N 24 по Свердловской области Семнадцатым арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на налоговый орган, который в силу положений п/п 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 октября 2012 г. по делу N А60-29224/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной ИФНС России N24 по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-29224/2012
Истец: ГК "Агентство по страхованию вкладов"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N24 по Свердловской области