Тула |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А23-2409/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Байрамовой Н.Ю., судей Дорошковой А.Г., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 19.09.2012 по делу N А23-2409/2012 (судья Храпченков Ю.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белоусово Инвест" (д. Кривошеино Калужской области, ОГРН 1074011002900) к министерству природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (г. Калуга) о признании недействительным приказа от 04.04.2012 N 118-12, при участии в судебном заседании от ООО "Белоусово Инвест" - Ляшова В.В. (доверенность от 16.07.2012), Федюкина Ю.М. (доверенность от 16.07.2012), в отсутствие министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, извещенного о времени и месте судебного заседания, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Белоусово Инвест" (далее - ООО "Белоусово Инвест") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительным приказа министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства по Калужской области "О приостановке права пользования участком недр, предоставленного на основании лицензии КЛЖ N 80083 ТЭ" от 04.04.2012 N 118-12. По мнению заявителя, оспариваемый им приказ противоречит требованиям статей 20, 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и статьи 3 Закона Калужской области от 30.05.2005 N 76-ОЗ "О порядке предоставления участков недр и порядке пользования участками недр местного значения на территории Калужской области" (далее - Закон Калужской области от 30.05.2005 N 76-ОЗ).
Решением суда от 19.09.2012 заявление ООО "Белоусово Инвест" удовлетворено, поскольку положения Закона Калужской области от 30.05.2005 N 76-ОЗ, на основании которых принят оспариваемый приказ министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 04.04.2012, противоречат положениям Закона о недрах и, в силу статьи 1 последнего, применяться не могут.
Суд области также пришел к выводу о недоказанности министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области нарушения обществом существенных условий лицензии, являющихся основанием для ее приостановления.
Не соглашаясь с данной позицией суда первой инстанции, министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 19.09.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя свою позицию, заявитель жалобы отмечает, что основанием для приостановления лицензии ООО "Белоусово Инвест" явились не существенные, а систематические нарушения ее условий. В связи с этим считает неправильным применение судом первой инстанции норм материального права и положений оспариваемого приказа министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области.
ООО "Белоусово Инвест" в письменном отзыве на апелляционную жалобу возражало против ее доводов, считая законным и обоснованным обжалуемое решение суда от 19.09.2012.
Как следует из материалов дела, на основании приказа министерства от 29.06.2011 N 40-11 ООО "Белоусово Инвест" была выдана лицензия КЛЖ 80083 ТЭ на право пользования недрами в целях добычи песка строительного на участках Любицкий-1 и Малоросляковский Белоусовского месторождения, расположенного на территории муниципального района "Жуковский район" Калужской области (т. 1, л. д. 39, 41).
Приложением к данной лицензии является лицензионное соглашение об условиях пользования участком недр в целях добычи песка строительного на участках Любицкий-1 и Малоросляковский Белоусовского месторождения, расположенного на территории муниципального района "Жуковский район" Калужской области (т. 1, л. д. 42-48).
Считая, что заявитель нарушил одно из лицензионных условий, министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области издало приказ от 04.04.2012 N 118-12 "О приостановке права пользования участком недр, предоставленного в соответствии с лицензией КЛЖ N 80083 ТЭ" на основании абзаца 3 части 9 статьи 3 Закона Калужской области N 76-ОЗ от 30.05.2005 в действующей на тот момент редакции, в связи с невыполнением заявителем подпункта 4.1.5 лицензионных условий.
Несогласие ООО "Белоусово Инвест" с данным приказом явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражным судом Калужской области принято решение от 19.09.2012, которое обжаловано министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области в порядке апелляционного производства.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий (бездействие) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах для признания арбитражным судом оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: их несоответствие закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах и разделе 8 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
В соответствии со статьей 16 Закона о недрах оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование участками недр осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, относительно участков недр, распоряжение которыми относится к компетенции субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения (в том числе участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пунктов 1.1 и 3.14 постановления губернатора Калужской области от 11.05.2011 N 146 министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области является органом исполнительной власти Калужской области и обеспечивает функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Калужской области.
Таким образом, министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области решение по приостановке права пользования ООО "Белоусово Инвест" участками недр приняло в пределах предоставленных ему полномочий.
Основанием для вынесения приказа от 04.04.2012 N 118-12 явился абзац 3 пункта 9 статьи 3 Закона Калужской области от 30.05.2005 N 76-ОЗ, согласно которому право пользования недрами может быть досрочно приостановлено, ограничено или прекращено органом, выдавшим лицензию, в случае нарушения пользователем недр условий лицензии.
Как справедливо указано судом области, статья 20 Закона о недрах предусматривает возможность приостановления права пользования недрами при нарушении существенных условий лицензии.
Приостановление пользования недрами при наличии любых нарушений лицензии, как предусмотрено абзацем 3 пункта 9 статьи 3 Закона Калужской области от 30.05.2005 N 76-ОЗ, противоречит требованиям федерального законодательства и, в силу статьи 1 Закона о недрах, применяться не может.
В соответствии с пунктом 2 части второй статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, представившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Существенные условия лицензии на право пользования недрами установлены статьей 12 Закона о недрах, согласно которой (в редакции на день выдачи лицензии - 09.11.2010) лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе, данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, представивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Существенными условиями спорной лицензии, согласно лицензионному соглашению, являются, в том числе, участие в социально-экономических и инвестиционных мероприятиях на территории муниципального района "Жуковский район", использование добываемого полезного ископаемого и производимой из него продукции, в первую очередь, для удовлетворения потребности нужд муниципального района "Жуковский район" Калужской области, максимальное использование местных трудовых ресурсов в соответствии с профилем деятельности предприятия.
Как следует из материалов дела, на заседании экспертной комиссии от 09.02.2011 N 129 был рассмотрен отчет о результатах поисково-оценочных работ, проведенных ООО "Белоусово Инвест" в 2010 году в соответствии с технологическим заданием, на основании лицензии КЛЖ N 00134 ТП. Комиссией отмечено, что геологическое изучение (поиски и оценка) строительных песков на Белоусовской площади в Жуковском районе Калужской области производилось впервые и за счет собственных средств общества. Их стоимость составила 2 419 002 руб. (т. 1, л. д. 27 - 37).
29.12.2011 обществу был согласован технический проект разработки и рекультивации участка "Любицкий-1" Белоусовского месторождения строительных песков в Жуковском районе Калужской области (т. 1, л. д. 55 - 57).
Администрация сельского поселения "Деревня Верховье" Жуковского района Калужской области также подтвердила участие ООО "Белоусово Инвест" в социально-экономических и инвестиционных мероприятиях, как-то: неоднократное предоставление экскаватора и автокрана для замены насоса и ремонта водонапорных систем в деревне Трясь, деревне Кривошеино; замена глубинных насосов в деревнях Величково, Кривошеино и Трясь, необходимых для питьевых нужд населения; ежемесячная оплата электроэнергии для обеспечения скважины в деревне Величково; на протяжении многих лет предоставление воды в деревни Трясь и Кривошеино для нужд населения; выделение 300 тыс. руб. на оплату долга за потребленную электроэнергию на очистных сооружениях в сельском поселении "Деревня Верховье" и др. (т. 1, л. д. 65).
ООО "Белоусово Инвест" 30.09.2011 перечислило администрации муниципального района "Жуковский район" в рамках благотворительного марафона "Помоги больнице - больница поможет тебе" 1 млн. руб. (т. 1, л. д. 64).
По смыслу законодательства нарушением существенных условий лицензии являются такие нарушения, которые носят неустранимый характер, препятствуют дальнейшей обработке месторождения, либо грубо нарушают интересы государства и иных лиц.
Обязанность доказать наличие таких обстоятельств в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области.
Между тем документов, свидетельствующих о том, что указанные министерством нарушения ООО "Белоусово Инвест" носят существенный характер, в материалы дела не представлено.
Более того, согласно статье 21 Закона о недрах в рассматриваемом случае решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Таким образом, принятию решения о прекращении, приостановлении права пользования недрами должно предшествовать уведомление в письменной форме пользователя недр о допущенных им нарушениях.
Само же решение может быть принято не ранее, чем по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр указанного письменного уведомления, и только при условии, что в этот срок пользователь не устранил допущенные им нарушения.
Следовательно, недропользователь - ООО "Белоусово Инвест" должен быть поставлен в известность о том, какие именно существенные условия лицензии им нарушены и какие именно нарушения он должен устранить, чтобы право пользования недрами не было приостановлено.
Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области до вынесения приказа от 04.04.2012 N 118-12 должно было направить ООО "Белоусово Инвест" уведомление в письменной форме о допущенных нарушениях.
Между тем уведомления в письменном виде о допущенных недропользователем в адрес общества не направлялось, последнее не было поставлено в известность о том, какие именно существенные условия лицензии им нарушены и какие именно нарушения он должен устранить, чтобы право пользования недрами не было приостановлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел правомерному выводу о том, что приказ министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства по Калужской области от 04.04.2012 N 118-1 "О приостановке права пользования участком недр, предоставленного на основании лицензии КЛЖ N 80083 ТЭ" является незаконным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что основанием для приостановления лицензии ООО "Белоусово Инвест" явились не существенные, а систематические нарушения ее условий, признается судом второй инстанции несостоятельным, поскольку абзац 3 части 9 статьи 3 Закона Калужской области N 76-ОЗ от 30.05.2005, на основании которого вынесен оспариваемый приказ, предусматривает возможность приостановления права пользования недрами в случае нарушения пользователем недр условий лицензии.
Систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами предусмотрено абзацем 4 части 9 статьи 3 Закона Калужской области N 76-ОЗ от 30.05.2005.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Оснований для отмены обжалуемого решения суд не усматривает. Судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, принятый по делу судебный акт является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 19.09.2012 по делу N А23-2409/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Байрамова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2409/2012
Истец: ООО "Белоусово Инвест"
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства по Калужской области