г. Саратов |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А57-13186/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, Ф.И. Тимаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.У. Сабировой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу военного комиссариата Республики Мордовии на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 сентября 2012 года по делу N А57-13186/2012, (судья С.А. Федорцова)
по иску УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия, г. Саранск (ОГРН 1066455012546, ИНН 6455044186)
к Военному комиссариату Саратовской области, (г.Саратов; ОГРН 1021340971695)
Министерству обороны РФ, г. Москва; (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261)
третьи лица: Военный комиссариат Республики Мордовия, г. Саранск;
УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратов, г. Саратов; Чегин Алексей Серафимович, г. Саранск;
Министерство финансов РФ, г. Москва, в лице УФК по Саратовской области, г. Саратов,
отдел военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и Ленинскому районам г.Саратова
о взыскании переплаты ЕДВ в сумме 80.223,24 рублей,
при участии в заседании: без сторон, истец, ответчик извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Республики Мордовия обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет казны Российской Федерации имущественный ущерб в размере 80.223,24 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 сентября 2012 года с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия взыскан имущественный ущерб в размере 80.223 (восемьдесят тысяч двести двадцать три) рубля 24 копейки.
В удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Саратовской области, г. Саратов отказано.
Военный комиссариат Республики Мордовии, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11 сентября 2012 года отменить.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что в рассматриваемом споре осуществляется защита имущественных интересов казны (бюджета) Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
По мнению заявителя данная ситуация в действующем законодательстве невозможна, поскольку совпадение должника и кредитора в одном лице, прекращает обязательство в силу того, что оно фактически перестает быть обязательством.
Апелляционная коллегия, в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся в деле доказательствам проверяет законность и обоснованность судебного акта в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, в открытом судебном заседании, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 26 ноября 2004 года Чегин А.С. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова с заявлением о выплате и доставке ежемесячной денежной выплате.
В качестве документов, подтверждающих право на выплату, Чегин А.С. представил в Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г.Саратова удостоверение ветерана - участника Великой Отечественной войны серии ВВ N 172421 от 04.09.2000 г., выданного Военным комиссариатом Кировского района г.Саратова.
23 сентября 2011 г. Чегин А.С. в связи с получением группы инвалидности обратился по месту жительства в Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением и необходимыми документами о назначении ЕДВ по категории участник ВОВ, ставший инвалидом, в том числе для подтверждения статуса участника Великой Отечественной войны Чегиным А.С. было представлено удостоверение ветерана Великой Отечественной войны серии ВВ N 172421 от 04.09.2000 г.
В соответствии с пунктом 2.1. Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 г. N 294, статьей 23.1. Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", статьей 44 Федерального закона от 22.08.2004 г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Чегину А.С. решением от 19.01.2005 г. назначена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) по категории участник Великой Отечественной войны, имеющего право на льготы по статье 15 ФЗ "О ветеранах", начиная с 01.01.2005 г.
Согласно пункту 4 Приложения к Инструкции "О порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 г. N 1122, в случае возникновения оснований, дающих в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" право на дополнительные меры социальной поддержки, производится соответствующая запись.
Однако, в нарушение пункта 4 Приложения к инструкции в представленном удостоверении отсутствовала отметка Военного комиссариата о дополнительных мерах социальной поддержки по статье 14 ФЗ "О ветеранах" в связи с назначением Чегину А.С. группы инвалидности.
В связи с этим, Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия направило запрос в Военный комиссариат Республики Мордовия по месту нахождения пенсионного дела Чегина А.С.
Согласно письму Военного комиссариата Республики Мордовия N 2512 Чегин А.С. проходил военную службу в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 г.г. в воинских частях, не входивших в состав действующей армии.
В связи с чем, Военный комиссариат Республики Мордовия на основании пенсионного дела Чегина А.С. N АЕ-19560 внес исправления в удостоверение с изменением льготного обеспечения статьи 15 на статьи 17 и 14 вышеуказанного закона.
Как видно из справки по лицевому счету N 759551 Управлением пенсионного фонда Чегину А.С., на основании неправомерно внесенной записи о праве на льготы по статье 15 ФЗ "О ветеранах" в удостоверение серии ВВ N 172421 от 04.09.2000 г., была выплачена ежемесячная денежная выплата за период с 01.01.2005 г. по 30.09.2010 г. в размере 80.223,24 рублей.
Полагая, что по вине Военного комиссариата Кировского района г.Саратова, Чегину А.С. была незаконно выплачена ежемесячная денежная выплата за период с 01.01.2005 года по 30.09.2010 года в размере 80.223,24 рублей, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в городском округе Саранск Республики Мордовия обратилось в арбитражный суд с настоящим иском иском.
Согласно пунктам 5, 9 Положения о государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правления ПФР от 22.06.2006 года N 153п, Управление является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; осуществляет представительство в суде и арбитражном суде при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения..., осуществления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Российской Федерации, дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других социальных выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 119-ФЗ от 29.12.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а так же с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") часть льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации в отношении определенных категорий граждан, с 01.01.2005 г. заменяется ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ).
В соответствии с п.п. 1 "з" п. 1 статьи 2 и п. 6 ст. 23.1. Федерального закона "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют, в том числе, уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 03.09.1945 г. не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 г. N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны" установлено, что меры социальной поддержки ветеранов ВОВ предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны единого образца.
В соответствии с п. 3 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004 г. N 294 в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, следует принимать удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения.
В соответствии с п. 8 Порядка граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
В соответствии с п. 2.1. Порядка в том случае, если сведения о лице, имеющем право на ежемесячную денежную выплату с 1 января 2005 г. отсутствовали, то решение о назначении ежемесячной денежной выплаты принимается на основании заявления гражданина.
Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, на основании заявления Чегина А.С. о выплате и доставке ежемесячной денежной выплаты от 26.11.2004 г., и выданного Военным комиссариатом Кировского района г. Саратова 04.09.2000 года удостоверения "Ветеран-участник ВОВ" серии ВВ N 172421, Чегину А.С. с 01.01.2005 г. была назначена ежемесячная денежная выплата в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах".
Представленное Чегиным А.С. удостоверение соответствовало форме бланка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 г. N 1122, для категории граждан-ветеранов ВОВ.
Таким образом, при назначении ЕДВ у истца не возникло сомнений в обоснованности выдачи удостоверения.
В соответствии с п. 2.1. Порядка, ст. 23.1. Федерального закона "О ветеранах", ст.44 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ Свиридову Ю.В. решением от 25.04.2005 г. была назначена ежемесячная денежная выплата с 01.01.2005 г. по категории участник ВОВ, имеющего право на льготы по статье 15 ФЗ "О ветеранах", в размере 1.050 рублей.
Военным комиссариатом Кировского района г. Саратова Чегину А.С., 10.02.1926 г.р., выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны серии ВВ N 172421 от 04.09.2000 г., проходившего военную службу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. в воинских частях, входивших в состав действующей армии, и имеющего право на льготы, установленные статьей 15 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно статье 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация прав и льгот ветеранов осуществляется при предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01.01.1992 г. либо Правительством Российской Федерации.
23.09.2011 г. Чегин А.С., в связи с получением группы инвалидности, обратился по месту жительства в Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением и необходимыми документами о назначении ЕДВ по категории участник ВОВ, ставший инвалидом.
Согласно пункту 4 Приложения к Инструкции "О порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана ВОВ", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 г. N 1122, в случае возникновения оснований, дающих в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" право на дополнительные меры социальной поддержки, производится соответствующая запись.
В нарушение пункта 4 Инструкции в представленном удостоверении отсутствовала отметка Военного комиссариата о дополнительных мерах социальной поддержки по статье 14 ФЗ "О ветеранах", в связи с установлением Чагину А.С. группы инвалидности.
Согласно письму Военного комиссариата Республики Мордовия Чегин А.С. проходил военную службу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. в воинских частях, не входящих в состав действующей армии.
В связи с чем, Военный комиссариат Республики Мордовия внес исправления в удостоверение с изменением льготного обеспечения статьи 15 на статью 17 и 14 ФЗ "О ветеранах".
На основании статьи 16 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным, средства бюджета Пенсионного фонда РФ имеют целевое назначение.
В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 г. N 157н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению" переплата по вине получателя заносится на 205 субсчет бухгалтерской отчетности и взыскивается Управлением по месту получения ежемесячной денежной выплаты.
Учитывая изложенное, истцом произведена оплата ЕДВ, на основании недостоверных сведений, содержащихся в удостоверение, что в сумме составило 80.223,24 рублей.
В пункте 2 статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указано, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктов 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, при этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При рассмотрении судом требования о взыскании убытков доказыванию подлежат факт наличия и размер убытков у истца, факт противоправных действий (бездействия) ответчика и причинно-следственная связь между названными обстоятельствами.
Учитывая, что УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районе г.Саратова произвело назначение и выплату ЕДВ гражданину, предоставившему документ установленной законодательством формы, в котором впоследствии были установлены недостоверные сведения, то налицо причинение материального вреда в размере 80.223,24 рублей, который в свою очередь в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации должен быть возмещен в полном объеме.
С учетом изложенного, поскольку доказаны факт, размер причиненного ущерба и вина работников ответчика, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Пунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что: "Согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса_
Рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов".
Таким образом, с учетом положений Федерального закона от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, где получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета по отношению к военным комиссариатам является Министерство обороны Российской Федерации, что также подтверждается приложением N 6 к Федеральному закону от 02.12.2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Следовательно, исковые требования о взыскании имущественного ущерба в сумме 80.223,24 рублей в пользу Государственного Учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия подлежат удовлетворению в полном объеме с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Ссылка заявителя жалобы на неприменение судами первой и апелляционной инстанций положений ст. 413 Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице отклоняется как основанная на неверном толковании норм материального права.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Республики Мордовия является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; осуществляет представительство в суде и арбитражном суде при рассмотрении вопросов пенсионного обеспечения..., осуществления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в Российской Федерации, дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других социальных выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные в дело доказательства и пришел к правильным выводам.
На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 11 октября 2012 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-13186/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Ф.И. Тимаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-13186/2012
Истец: ГУ УПФ РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия
Ответчик: Военный комиссариат Саратовской области, Министерство обороны РФ
Третье лицо: Военный комиссариат Республики Мордовия, Министерство финансов РФ, Министерство финансов РФ в лице УФК по Саратовской области, Отдел ВК по Кировскому, Октябрьскому и Ленинскому р-м г. Саратова, УПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова, Чегин Алексей Серафимович