г. Самара |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А65-22100/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Драгоценновой И.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 октября 2012 года по делу N А65-22100/2012, судья Хамитов З.Н., по заявлению исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, г. Менделеевск, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан в лице отдела государственного пожарного надзора управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, г. Казань, об отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления отдела надзорной деятельности г. Казани Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России по Республике Татарстан (далее по тексту - административный орган) от 10.08.2012 N УГПН-2012-0044 о назначении административного наказания по ч. 1, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) за нарушение требований пожарной безопасности в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Податель жалобы указывает на нарушение административным органом срока составления протоколов об административном правонарушении, предусмотренного статьей 28.5 КоАП РФ. Также, по мнению подателя жалобы, собственник несет ответственность за несоблюдение норм противопожарной безопасности в здании, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 7, в котором располагается Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан на основании договора оперативного управления.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили. В соответствии со ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в нем доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административным органом на основании распоряжения N 140 от 03.07.2012 проведена плановая выездная проверка Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, расположенного по адресу: 423650, Республики Татарстан, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 7.
В ходе проверки выявлены нарушения установленных требований пожарной безопасности, а именно: не представлены акты проверок качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачного помещения, не установлена противопожарная дверь 2-го типа из лестничной клетки на чердак, не отделена лестничная клетка от коридоров 1 и 2 этажа перегородками с дверями с устройствами для самозакрывания и с уплотнениями в притворах, здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации, за исключением кабинетов N 1, 8, 15, 21, здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре.
По факту выявленных нарушений должностным лицом административного органа 03.08.2012 в отношении Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан составлены протоколы N УГПН-2012-43, N УГПН-2012-44 по факту совершения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы административного дела, заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору по Республике Татарстан 10.08.2012 вынес постановление N УГПН-2012-0044 о привлечении Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления от 10.08.2012 N УГПН-2012-0044.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что привлечение Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан к административной ответственности является правомерным.
Статьей 20.4 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 03.06.2011 N 120-ФЗ, установлена административная ответственность:
В части 1 - за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, в том числе на юридических лиц в виде предупреждения или штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей;
в части 4 - за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, в том числе на юридических лиц в виде штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, факты нарушения Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан требований пожарной безопасности зафиксированы в установленном законодательством порядке в протоколах об административном правонарушении 03.08.2012 N УГПН-2012-43, N УГПН-2012-44. Содержащиеся в этих документах фактические данные не опровергнуты заявителем апелляционной жалобы другими доказательствами.
Как усматривается из материалов дела, между Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района Республики Татарстан и Исполнительным комитетом Менделеевского муниципального района Республики Татарстан заключен договор от N 132/1 от 01.11.2011 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным учреждением.
Согласно условиям договора N 132/1 от 01.11.2011 Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан принимает в оперативного управления муниципальное имущество: нежилое помещение, расположенного по адресу: г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 7.
В соответствии с п. 2.4 данного договора от 01.11.2011 г. N 132/1 учреждение обязано - Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, строго соблюдать санитарные и противопожарные требования.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлена обязанность организаций по соблюдению требований пожарной безопасности. Перечень лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности, содержится в статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". В частности к ним относятся лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Учитывая нормы статей 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения и обязан выполнять противопожарные мероприятия в проверенном здании.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что собственник несет ответственность за несоблюдение норм противопожарной безопасности в данном здании.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно посчитал доказанным в действиях (бездействии) Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан события и состава административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции полагает, что допущенные Исполнительным комитетом Менделеевского муниципального района Республики Татарстан правонарушения представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, поскольку содержат угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.
Нарушений административным органом порядка привлечения Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении сроков составления протокола об административном правонарушении, подлежат отклонению, поскольку само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено административным органом в пределах санкции, установленных частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности нарушения, и за два самостоятельных правонарушения к Исполнительному комитету Менделеевского муниципального района Республики Татарстан применено одно наказание в виде штрафа в минимальном размере (150 000 руб.).
На основании изложенного апелляционная жалоба Исполнительного комитета Менделеевского муниципального района Республики Татарстан по приведенным в ней доводам подлежит отклонению.
Арбитражный суд первой инстанции полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 октября 2012 года по делу N А65-22100/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22100/2012
Истец: Исполнительный комитет Менделеевского муниципального района Республики Татарстан, г. Менделеевск
Ответчик: ОГПН ГУ МЧС России по РТ, Управление Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РТ, г. Казань