г. Саратов |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А57-10747/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" декабря 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Комнатной Ю.А., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Блинковой Галины Николаевны - Игнатьева А.М., по доверенности от 20 апреля 2012 г.
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова
Каточков А.И., по доверенности от 04.07.2012 г. N 04-07.
от Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Каточков А.И., по доверенности от 12.10.2012 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Блинковой Галины Николаевны (г. Саратов, ОГРН 304645316900072)
на решение арбитражного суда Саратовской области от "21" сентября 2012 года по делу N А57-10747/2012 (судья Лескина Т.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Блинковой Галины Николаевны (г. Саратов, ОГРН 304645316900072)
заинтересованные лица:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (г. Саратов, ОГРН: 1046405319410, ИНН:6453078895)
Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (г. Саратов, ОГРН:1046415400338, ИНН:6454071860)
об оспаривании ненормативного правового акта
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Блинкова Галина Николаевна (далее - ИП Блинкова Г.Н., предприниматель, налогоплательщик) обратилась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (далее - ИФНС по Ленинскому району г. Саратова, Инспекция, налоговый орган) N 14/049 от 30.12.2011 г. о привлечении ИП Блинковой Г.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения недействительным в части доначисления НДС в сумме 284 391 руб., НДФЛ в сумме 216805 руб. и ЕСН в сумме 42 872 руб., а также привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ за неполную уплату данных налогов и начисления соответствующих сумм пени.
Решением арбитражного суда Саратовской области от "21" сентября 2012 года по делу N А57-10747/2012 заявление ИП Блинковой Г.Н. удовлетворено частично.
Решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова N 14/049 от 30.12.2011 г. о привлечении ИП Блинковой Г.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления НДФЛ в сумме 34950 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по ст. 122 НК РФ, НДС в сумме 50 338 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по ст. 122 НК РФ. признано недействительным.
В признании недействительным решения ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова N 14/049 от 30.12.2011 г. о привлечении ИП Блинковой Г.Н. к ответственности за совершении налогового правонарушения в части доначисления НДФЛ в сумме 181855 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по ст. 122 НК РФ, НДС в сумме 234053 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по ст. 122 НК РФ, ЕСН в сумме 42872 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по ст. 122 НК РФ, отказано.
ИП Блинкова Г.Н., не согласившись с вынесенным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, заявленные требования удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова, Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просят отказать.
В соответствии с пунктом 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции в порядке апелляционного производства проверяет законность решения суда первой инстанции в части отказа налогоплательщику в удовлетворении его требований о признании недействительным решения инспекции в части доначисления НДФЛ в сумме 181855 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по ст. 122 НК РФ, НДС в сумме 234053 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по ст. 122 НК РФ, ЕСН в сумме 42872 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций по ст. 122 НК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекцией в соответствии со статьей 89 НК РФ, была проведена выездная налоговая проверка ИП Блинковой Г.Н. по вопросам правильности исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, единого социального налога за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, результаты которой отражены в акте от 07.12.2011 N 14/049.
На основании материалов проверки, после рассмотрения возражений заявителя, инспекцией 30.12.2011 принято решение N 14/049 о привлечении ИП Блинковой Г.Н. к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость в размере 14 219 руб. 55 коп., налога на доходы физических лиц в размере 12 133 руб. 40 коп., единого социального налога в размере 2 234 руб. 50 коп., единого налога на вмененный доход в размере 807 руб. 40 коп., по ст. 119 НК РФ в виде штрафа за непредставление в срок декларации по ЕНВД в размере 1 211 руб. 10 коп., по ст. 123 НК РФ в виде штрафа за неперечисление налоговым агентом удержанного НДФЛ в размере 28 руб.
Кроме того, указанным решением налогоплательщику доначислены: НДС в сумме 284 391 руб., пени 47 822 руб. 84 коп., ЕНВД в сумме 16 148 руб., пени в размерер 2 434 руб. 44 коп., НДФЛ в сумме 243 228 руб., пени в размере 70 867 руб. 53 коп., ЕСН в сумме 44 690 руб., пени в размере 11 108 руб. 24 коп.
Основанием для доначисления предпринимателю налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, единого социального налога начисления соответствующих сумм пеней и налоговых санкций в том числе послужил вывод инспекции о необоснованном уменьшении доходов на сумму произведенных расходов по контрагенту ООО "Алькор".
20 марта 2012 года решением УФНС России по Саратовской области по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 30.12.2011 N 14/049 утверждено, апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения
Ссылаясь на правомерное отнесение спорных сумм к расходам и налоговым вычетам, на проявление должной осмотрительности при выборе контрагента, а также на реальность совершенных с контрагентом хозяйственных операций, ИП Блинкова Г.Н. обратилась в суд с указанными выше требованиями.
Апелляционная инстанция считает, что арбитражный суд первой инстанции с учетом исследованных материалов дела и норм действующего законодательства обоснованно согласился с доводами налоговой инспекции о неправомерном заявлении предпринимателем налоговых вычетов по НДС, ЕСН, НДФЛ и отнесении на расходы затрат по сделкам со спорным контрагентом в силу нижеследующего.
Согласно ст.209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками.
В соответствии с положениями ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ.
В силу ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в п.1 ст. 227 НК РФ, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".
Расходы, уменьшающие полученные доходы, должны соответствовать критериям, названным в статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Обоснованными расходами являются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В силу пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей вычеты.
Условия предъявления налога на добавленную стоимость к вычету определены пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.
В силу пункта 2 этой же статьи счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации к обязательным реквизитам, указываемым в счете-фактуре, отнесены, в том числе, наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Согласно пункту 6 указанной статьи счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Однако формальное соблюдение требований пункта 6 указанной статьи само по себе не является достаточным основанием принятия сумм налога к вычетам.
Информация, содержащаяся в счете-фактуре и других первичных документах, должна быть достоверной. Требование о достоверности первичных учетных документов содержится также и в статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Из приведенных норм следует, что для отнесения налогоплательщиком в период рассматриваемых отношений соответствующих затрат к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, и применения вычетов по НДС необходимо, чтобы затраты налогоплательщика были документально подтверждены, хозяйственные операции (сделки) и их оплата носили реальный характер, и счета-фактуры, представленные в обоснование правомерности применения вычетов по НДС, соответствовали требованиям, предъявляемым к ним статьей 169 Кодекса.
Следовательно, документы, представляемые налогоплательщиком в обоснование права на применение налоговых вычетов, должны содержать достоверную информацию и свидетельствовать об обстоятельствах, с которыми законодательством о налогах и сборах связано право налогоплательщика на применение вычетов.
В силу правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О, установленный законодательством о налогах и сборах порядок возмещения НДС из бюджета распространяется только на добросовестных налогоплательщиков.
Данный вывод означает необходимость проверки достоверности сведений, содержащихся в счете-фактуре.
В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом было установлено, что ИП Блинковой Г.Н. в проверяемом периоде были заявлены расходы и налоговые вычеты по НДС, включенного в оплату товара, приобретенного у ООО "Алькор".
Согласно первичным документам по контрагенту ООО "Алькор" (товарные накладные, счета-фактуры, квитанции к приходным кассовым ордерам, договор на поставку текстильно-галантерейных изделий), представленным заявителем в ходе выездной налоговой проверки, на основании которых применен вычет по налогу на добавленную стоимость и уменьшена налогооблагаемая база по НДФЛ, хозяйственные операции осуществлены в 2009-2010 гг.
В ходе мероприятий налогового контроля, проведенных инспекцией в отношении контрагента предпринимателя - ООО "Алькор", было установлено, что ООО "Алькор" с 06.11.2008 г. прекратило деятельность при создании путем реорганизации в форме слияния с ООО "Ангара", г. Екатеринбург, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц от 06.11.2008 г.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица, под которой понимается возможность для коммерческой организации иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления деятельности, возникает в момент создания юридического лица и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
В пункте 1 статьи 57 ГК РФ установлено, что по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, может быть осуществлена реорганизация юридического лица путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.
В соответствии с нормой пункта 4 статьи 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения).
С момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшему обществу.
При рассмотрении дела судами установлено, что запись о прекращении деятельности ООО "Алькор" путем реорганизации в форме слияния внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 06.11.2008, следовательно, с этой даты общество не могло осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, в том числе исполнять от своего имени обязательства по поставке товара ИП Блинковой Г.Н.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в представленных заявителем в обоснование налоговой выгоды документах, оформленных в 2009-2010 гг., в качестве контрагента указано несуществующее юридическое лицо. Оформленные от имени несуществующего юридического лица документы, как содержащие недостоверные сведения не могут служить основанием для учета расходов в целях исчисления НДФЛ и применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Счета-фактуры, оформленные от имени ООО "Алькор", ИНН 7707569281, не являются доказательствами достоверности и реальности осуществленных заявителем расходов и вычетов, поскольку на момент совершения сделки указанное юридическое лицо в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствовало.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод заявителя о проявлении предпринимателем должной осмотрительности при заключении сделок со спорным контрагентом по следующим основаниям.
В обоснование своей позиции предприниматель сослалась на то, что на момент заключения договора она располагала сведениями о регистрации ООО "Алькор" в качестве юридического лица, что было подтверждено свидетельством от 28.11.2005 г. о государственной регистрации юридического лица - ООО "Алькор", свидетельством о постановке ООО "Алькор" на учет в налоговом органе, выпиской из устава общества, приказом от 28.11.2005 г. о возложении обязанностей генерального директора на Кураченкову Е.В., копией паспорта генерального директора ООО "Алькор", в связи с чем, не было оснований сомневаться правоспособности контрагента.
Однако, доказательства подтверждающие государственную регистрацию юридического лица в 2005 г., не доказывают его статус и правоспособность на момент совершения сделки в 2009-2010 гг. Предприниматель не воспользовалась общедоступной информацией, размещенной на сайте ФНС России, в целях установления правоспособности контрагента на момент осуществления сделки в 2009-2010 гг.
Кроме того, как следует из материалов проверки, в ходе проверки ИП Блинковой Г.Н. были даны пояснения, согласно которым товар закупался на рынке в г.Москве. Местонахождение ООО "Алькор" ей не известно, с директором фирмы лично не знакома; наличные расчеты осуществлялись на рынке с продавцом - представителем организации, доверенность у которого от ООО "Алькор" отсутствовала, в связи с чем, она не может быть представлена налоговому органу.
Таким образом, при рассмотрении спора судами установлено, что предприниматель не запрашивала документы, подтверждающие полномочия на совершение юридически значимых действий со стороны должностных лиц поставщика, не проверяла полномочия лиц, представлявших интересы контрагента, то есть, не проявила должной осмотрительности.
По условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.
Налогоплательщик, не воспользовавшийся своим правом обеспечить документальное подтверждение достоверности сведений, изложенных в документах, на основании которых он, в свою очередь, претендует на получение налоговых льгот, налоговых вычетов или иного уменьшения налогооблагаемой базы, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия.
Недостаточная осмотрительность в выборе контрагентов, не исполняющих свои налоговые обязательства, может влечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия в налоговых правоотношениях (в частности, отказ в праве на вычет налога, не принятие расходов).
При таких обстоятельствах у инспекции имелись основания отнести риск неблагоприятных налоговых последствий в виде отказа в применении налоговых вычетов и не признания спорных сумм расходами предпринимателя.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что контрагентами ИП Блинковой Г.Н. по поставке товаров, помимо ООО "Алькор", являлись: ОАО ХБК "Шуйские ситцы", ООО "АРТ-Саратов", ООО "Текстиль-Поволжье", ЗАО ТД "Нордтекс", ООО ТПК "София", ЗАО Торговый дом "Норд-Текс", ООО "Саратовская текстильная компания", ООО "Текс-стиль", ИП Голованова Александра Алексеевна.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что из представленных ИП Блинковой Г.Н. документов (копии товарных накладных, государственных контрактов с образовательными учреждениями на поставку предметов мужской и женской (детской, подростковой) одежды, актов сверки взаимных расчетов) не представляется возможным установить факт реализации по данным контрактам товаров, приобретенных именно от ООО "Алькор", а не у другой организации.
Кроме того, в силу действующего законодательства обязанность подтверждать правомерность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товара, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком. При этом, как указывалось выше, документы, подтверждающие расходы и налоговые вычеты должны отражать достоверную информацию.
Таких документов налогоплательщиком налоговому органу и судам не представлено.
Представленные в материалы дела счета-фактуры N 169 от 29.12.2009 (т.4 л.д.108), N 166 от 28.12.2009 (т.4 л.д.111), N 171 от 28.12.2009 (т.4 л.д.114), N 164 от 24.12.2009 (т.4 л.д.117), N 163 от 23.12.2009 (т.4 л.д.120), N162 от 21.12.2009 (т.4 л.д. 123), N161 от 11.12.2009 (т.4 л.д. 126), N159 от 07.12.2009 (т.4 л.д. 129), N158 от 30.11.2009 (т.4 л.д. 132), N154 от 27.11.2009 (т.4 л.д. 135), N152 от 25.11.2009 (т.4 л.д. 138), N148 от 11.11.2009 (т.4 л.д. 141), N144 от 30.10.2009 (т.4 л.д. 144), N146 от 05.11.2009 (т.4 л.д. 147), N141 от 27.10.2009 (т.4 л.д. 150), N133 от 22.10.2009 (т.5 л.д.3), N121 от 15.10.2009 (т.5 л.д. 6), N101 от 12.10.2009 (т.5 л.д. 9), N62 от 20.05.2009 (т.5 л.д. 12), N0053 от 10.03.2010 (т.5 л.д. 14), N0074 от 10.04.2010 (т.5 л.д. 17), N00107 от 18.05.2010 (т.5 л.д. 20), N00108 от 18.05.2010 (т.5 л.д. 23), N00158 от 09.07.2010 (т.5 л.д. 26), N00157 от 09.07.2010 (т.5 л.д. 30), представленные заявителем в ходе проверки, оформлены и выставлены от ООО "Алькор" - не существующего в 2009-2010 гг. юридического лица, что свидетельствует о недостоверности информации, содержащейся в них, и соответствии с положениями ст. 169, 252 НК РФ препятствует предоставлению на основании них налоговой выгоды налогоплательщику.
Выводы инспекции, поддержанные судом первой инстанции, об отсутствии у ИП Блинковой Г.Н. оснований для применения налоговых вычетов по НДС в сумме 234053 руб. в части налога, предъявленного к уплате от имени ООО "Алькор" и неправомерном включении в состав расходов при исчислении НДФЛ затрат, заявленных по указанному контрагенту, соответствуют установленным обстоятельствам дела, а также единого социального налога в сумме 42872 руб, в связи с чем в данной части решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова от 30.12.2011 г. N 14/052 является правомерным и у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения требований заявителя в оспариваемой заявителем части.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения в обжалуемой части.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "21" сентября 2012 года по делу N А57-10747/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Блинковой Галины Николаевны без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10747/2012
Истец: Игнатьева Алла Михайловна, ИП Блинкова Галина Николаевна
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова, УФНС РФ по Саратовской области