г. Киров |
|
13 декабря 2012 г. |
Дело N А82-3944/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуреевой О.А.,
судей Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Федотовой Ю.А.,
без участия сторон в судебном заседании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (ОГРН 1037739877295, г.Ярославль)
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.08.2012 по делу N А82-3944/2012, принятое судом в составе судьи Митрофановой Г.П.,
по иску открытого акционерного общества "Северсталь" (ОГРН: 1023501236901, г.Череповец)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога"
(ОГРН 1037739877295, г.Ярославль)
о взыскании 1620514 руб. 22 коп.,
установил:
открытое акционерное общество "Северсталь" (ОАО "Северсталь", истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 18-19, том 6), к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 1505743 руб. 13 коп. излишне взысканной платы за пользование вагонами, 164627 руб. 92 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанных с 10.04.2011 по 21.08.2012, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 22.08.2012 по день фактической уплаты суммы основного долга.
Исковые требования основаны на статье 39 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Устав), статьях 309, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы необоснованным списанием ответчиком платы за время нахождения вагонов, задержанных в "брошенных поездах", на путях общего пользования.
Решением суда от 21.08.2012 с ответчика в пользу истца взыскано 1505743 руб. 13 коп. - возврат платы, 164627 руб. 92 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 10.04.2011 по 21.08.2012 с их начислением с 22.08.2012 на сумму долга по ставке 8% по день фактической уплаты долга.
Ответчик, не согласившись с принятым по делу решением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению ответчика, списание спорной суммы платы им произведено правомерно на основании статьи 39 Устава, по смыслу которой плата за пользование вагонами не взимается в единственном случае - за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих ОАО "РЖД" в местах необщего пользования. Заявитель считает, что обязанность по внесению истцом платы за пользование вагонами предусмотрена договором от 26.05.2006 N 4-28, закрепляющим установленные Тарифным руководством N 2 ставки по возмещению перевозчику затрат за задержку вагонов на путях общего пользования. Ответчик полагает, что фактически в рассматриваемом случае подлежит взысканию плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта. В качестве основания для начисления платы за пользование спорными вагонами, за время их нахождения в составах брошенных поездов, ответчик ссылается на ведомости подачи и уборки вагонов на пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "Северсталь", копии сменных графиков работы станции Череповец-2 и внутриузловых передач, подтверждающие занятость путей станции Череповец-2 ранее прибывшими составами в адрес ОАО "Северсталь", акты общей формы. По мнению заявителя, начисление им спорной суммы ОАО "Северсталь" соответствует позиции Верховного суда РФ, высказанной в решении от 30.11.2010 по делу N ГКПИ 10-1331. Также заявитель ссылается на договор от 25.12.2008 N 0Д22-0032/ТР9010 о порядке расчетов за транспортные услуги, в соответствии с которым истцу были предоставлены необходимые документы с указанием в них спорной суммы. Получив предусмотренные договором документы ОАО "Северсталь", учитывая наличие полномочий по контролю своего ЕЛС, имело возможность проверить начисление и списание спорных сумм и в случае возражений выразить свое мотивированное несогласие и подтверждающие разногласия документы, в установленном договором порядке, однако этого не сделал, что позволяет сделать вывод о его согласии с начислением и списанием спорных сумм платы за пользование вагонами с ЕЛС. Кроме того, заявитель не согласен с периодом начисления процентов за пользование чужими денежными средствами.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами заявителя не согласен, решение арбитражного суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 21.08.2012 по настоящему делу проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Второй арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком судебного акта.
Из материалов дела установлено следующее.
26.05.2006 между ОАО "РЖД" (перевозчиком) и ОАО "Северсталь" (владельцем) заключен договор N 4-28/ТР6080 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Северсталь" по станциям Череповец-2 и Кошта Северной железной дороги, действующий в редакции протоколов согласования разногласий от 04.07.2006 и от 13.07.2006 (л.д. 24-39 том 1).
В соответствии с параграфом 10 договора владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от владельца, по ставкам, установленным Тарифным руководством N 2.
В силу параграфа 11 договора все платежи по настоящему договору вносятся перевозчику владельцем на расчетный счет ОАО "РЖД" в ТехПД-1 Северной железной дороги до момента оказания услуг.
Согласно пункту 3 параграфа 12 договора (в редакции протокола согласования разногласий от 04.07.2006) в случае задержки или бросания поезда на участке Вологда-Череповец, а также на участках Коноша-Череповец, Буй-Череповец и Ярославль-Череповец (в случаях, когда на станциях Хемалда, Шеломово, Шексна, Чебсара, Кущуба, Кипелово имеется более 5-ти "брошенных" поездов по причинам, зависящим от владельца) по неприему владельцем, работники на станции "бросания" поезда составляют акт общей формы. Станционный диспетчер станции Череповец-1 перевозчика извещает регистрируемой телефонограммой начальника смены УЖДТ владельца. Подъемка брошенного состава производится в течение 5-ти часов с момента передачи телефонограммы владельцем с требованием на подъемку поезда.
Поступившие акты общей формы рассматриваются начальником станции Череповец-2 перевозчика и начальником района цеха эксплуатации Череповец-2 владельца, решения по ним оформляются протоколом, который является основанием для начисления платы за пользование вагонами в соответствии с требованиями Тарифного руководства N 2 (абзац 2 пункта 5 параграфа 12 договора в редакции протокола согласования разногласий от 04.07.2006).
На основании параграфа 15 договора срок его действия установлен сторонами с 16.06.2006 по 15.05.2011 включительно.
В марте-апреле 2011 года на станции Кошта, Череповец-2 Северной железной дороги в адрес ОАО "Северсталь" прибывали груженые вагоны, что подтверждено железнодорожными накладными на перевозку грузов (л.д. 106-172 том 4, л.д. 1-157 том 5) и не оспаривается сторонами.
Ответчиком составлены акты общей формы N N 1/60 от 25.03.2011, 1/96 от 26.03.2011, 2/105 от 28.03.2011, 88, 1/61, 1/100, 1/101 от 29.03.2011, 89, 1/19 от 30.03.2011, 2/112, 2/113 от 02.04.2011, 1/105 от 03.04.2011, 1/68, 2/115 от 04.04.2011, 1/20 от 05.04.2011, 1/70 от 06.04.2011, согласно которым вновь прибывшие вагоны простаивали на путях общего пользования станций Дикая, Кипелово, Чебсара, Череповец-1 Северной железной дороги по причине занятости путей станции Череповец-2 ранее прибывшими вагонами (л.д. 74-88 том 1).
По перечню железнодорожных документов (л.д. 89-95 том 1) в апреле 011 года перевозчик списал с лицевого счета истца в ТехПД плату за пользование собственными/арендованными вагонами, задержанными в "брошенных поездах" на путях общего пользования станций Дикая, Кипелово, Чебсара, Череповец-1 Северной железной дороги в сумме 1505743 руб. 13 коп., которая начислена по накопительным ведомостям N N 020406, 060421, 060424, 070426, 080427, 080428 (л.д. 62, 64, 66, 68, 70, 72 том 1) и вышеназванным актам общей формы.
Полагая, что ответчик необоснованно списал вышеуказанную сумму, истец претензией от 23.01.2012 N Исх/ССТ-20-9/36-2706 потребовал возврата излишне взысканной платы за пользование вагонами в размере 1505743 руб. 13 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.04.2011 по 23.01.2012 (л.д. 96-99 том 1).
В ответе на претензию от 13.03.2012 ОАО "РЖД" отклонило требования ОАО "Северсталь" (л.д. 100 том 1).
Неисполнение ответчиком изложенных в претензии требований явилось основанием обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии со статьей 39 Устава плата за пользование вагонами может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге.
Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Пунктом 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 35/12, предусмотрено, что за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции. Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Договором от 26.05.2006 N 4-28/ТР6080 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их нахождения на путях общего пользования и не определен размер такой платы, при том, что в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.
Доказательств того, что между сторонами имеется соглашение, которым предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и определен размер такой платы, ответчиком не представлено.
В этой связи вывод суда об отсутствии правовых оснований для начисления платы за время нахождения на путях общего пользования не принадлежащих перевозчику вагонов является правильным.
Кроме того представленные ответчиком протоколы совещаний у начальника ж.д. станции Череповец-2 по случаям бросания поездов N 2739 от 30.03.2011, NN 2671, 2761, 3005 от 01.04.2011, N 2651, N 2717 от 05.04.2011, NN 2677, 2841, 3809 от 07.04.2011 (л.д. 128, 134, 143-144, 150, 153, 157 том 1, л.д. 144 том 2, л.д. 1 том 3) подписаны ОАО "Северсталь" с возражениями (особым мнением), накопительные ведомости NN 020406, 060421, 060424, 070426, 080427, 080428 - с примечаниями.
Из содержания примечаний следует, что начальнику смены УЖДТ телефонограмма о бросании поездов не передавалась; на момент бросания составов интервалы зачисления поездов на простой комбината были использованы полностью. Поезда подведены ранее установленных договором интервалов зачисления, что явилось причиной бросания составов (л.д. 116, 122, 127,133, 142, 149 том 1).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств опровержения информации, указанной истцом в названных примечаниях.
Довод ответчика относительно неверного определения периода начисления процентов за пользование чужими денежными средствами отклоняется апелляционным судом.
Согласно пункту 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные статьей 395 ГК РФ, могут быть взысканы грузоотправителем (грузополучателем) с перевозчика независимо от того, какой иск был предъявлен: о внесении изменений в записи на лицевом счете в ТехПД либо о взыскании с перевозчика соответствующей суммы. Такие проценты подлежат начислению с момента необоснованного списания перевозчиком учитываемых на лицевом счете в ТехПД денежных средств до момента фактического восстановления записи на лицевом счете или возврата денежных средств истцу, если иное не установлено соглашением сторон.
Ссылка заявителя на договор от 25.12.2008 N 0Д22-0032/ТР9010 о порядке расчетов за транспортные услуги несостоятельна.
Само по себе наличие возможности осуществлять контроль своего расчетного счета и проверки начисления и списания спорных сумм, а также отсутствие мотивированных возражений по поводу счета-фактуры, акта оказанных услуг, со стороны истца, не дает право ответчику списывать плату за пользование вагонами, не предусмотренную ни договором, ни действующим законодательством.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения оспариваемого ответчиком решения, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 2000 руб. относится на ответчика и в полном объеме уплачена им до принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.08.2012 по делу N А82-3944/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.А. Гуреева |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-3944/2012
Истец: ОАО "Северсталь"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД"