г. Москва |
|
17 декабря 2012 г. |
Дело N А41-16304/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Александрова Д.Д., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Перкиной Ю.В.,
в судебном заседании участвуют:
от Заместителя прокурора Московской области - Гусева Т.А. (удостоверение);
от Комитета по управлению имуществом - не явились, извещены;
от Главы муниципального района - не явились, извещены;
от ООО "Ольга" - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Заместителя прокурора Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2012 года по делу N А41-16304/12, принятое судьей А. В. Гриневой, по заявлению Заместителя прокурора Московской области к Комитету по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского района Московской области, Главе Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "Ольга" о признании недействительной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Московской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Комитету по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области (далее - Комитет), Главе Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "Ольга", с требованиями:
- о признании недействительной в силу ее ничтожности сделки по предоставлению в аренду ООО "Ольга" земельного участка общей площадью 300 кв.м с кадастровым номером 50:24:0050202:59 из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, с/п Верейское, п. Озерецкий, с разрешенным видом использования - под объектом торговли;
- о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обязав ООО "Ольга" вернуть, а Комитет по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района принять переданный по договору аренды N 1088 от 26.11.2010 земельный участок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2012 года по делу N А41-16304/12 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Заместителя прокурора Московской области, в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что акт о выборе земельного участка в нарушение установленной земельным законодательством процедуры оформлен постановлением главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 01.07.2009 N 869 без публичного информирования населения, то есть без соблюдения установленных публичных процедур, без выяснения вопроса о наличии иных претендентов на данный земельный участок.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения в силу нижеследующего.
Материалами дела установлено: 19.09.2009 Главой Орехово-Зуевского района вынесено постановление N 1214 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места магазина "Продукты" на земельном участке площадью 300 кв.м, расположенном в Орехово-Зуевском районе, с/п Верейское, пос. Озерецкий.
Постановлением Главы Орехово-Зуевского района от 22.11.2010 N 1574 в аренду ООО "Ольга" сроком на 49 лет предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:24:0050202:59, площадью 300 кв.м, по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, с/п Верейское, пос. Озерецкий, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "под объектом торговли" (л.д.10).
На основании указанного постановления Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, между Комитетом по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области и ООО "Ольга" 26.11.2010 был заключен договор аренды земельного участка N 1088 (л.д. 13).
В соответствии с данным договором ООО "Ольга" приняло в аренду сроком на 49 лет земельный участок общей площадью 300 кв.м, по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, с/п Верейское, пос. Озерецкий, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "под объектом торговли".
Считая, что порядок оформления аренды земельного участка произведен в нарушение установленной законодательством процедуры, а именно без публичного информирования населения, то есть без соблюдения установленных публичных процедур, без выяснения вопроса о возможных иных претендентах на данный земельный участок, заявитель обратился с заявлением в суд.
Апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 7 статьи 30 ЗК РФ установлено, что решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства. В случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, орган местного самоуправления информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе. Порядок и условия предоставления такой информации могут быть установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Заявитель ссылается на то, что акт о выборе земельного участка в нарушение установленной земельным законодательством процедуры оформлен постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района Московской области от 22.11.2010 N 1574 без публичного информирования населения, то есть без соблюдения установленных публичных процедур, без выяснения вопроса о наличии иных претендентов на данный земельный участок.
Между тем, акт комиссии по выбору земельного участка конкретному лицу, был утвержден постановлением Главы Орехово-Зуевского муниципального района от 18.09.2009 N 1214 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места размещения магазина "Продукты" на земельном участке площадью 300 кв.м., расположенном в Орехово-Зуевском районе, с/п Верейское, пос. Озерецкий" после публичного информирования населения о предполагаемом строительстве торгового павильона в п. Озерецкий, опубликованном в "Информационный вестник Орехово-Зуевского района" от 11.01.2008 года N 1 (86).
Таким образом, требования пункта 3 статьи 31 ЗК РФ о публичном информировании населения о возможном или предполагаемом предоставлении земельного участка соблюдены без каких либо преимуществ в отношении единственного заявителя на спорный земельный участок и без ущемления интересов иных лиц.
Заявитель указывает, что при заключении спорного договора аренды земельного участка допущены нарушения действующего законодательства, в связи с чем, данный договор является ничтожной сделкой, не порождающей правых последствий.
Указанный довод заявителя апелляционный суд находит несостоятельным в связи со следующим.
Поскольку основанием для возникновения гражданско-правовых отношений в области землепользования является волеизъявление собственника земельного участка (в данном случае - муниципального образования), то требования о признании недействительным договора аренды земельного участка, по основаниям нарушения порядка его предоставления, может рассматриваться лишь одновременно с оценкой законности распорядительного акта собственника.
Законодательством предусмотрен специальный порядок защиты прав на землю и рассмотрение земельных споров, в соответствии с которым, обжалованию подлежит соответствующий ненормативный акт органа местного самоуправления, несоответствующий закону.
Согласно пункту 7 статьи 30 ЗК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 ЗК РФ договор аренды земельного участка, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с главой 9 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок (пункт 1 статьи 60 ЗК РФ).
Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным (пункт 1 статьи 61 ЗК РФ).
Таким образом, законодательством предусмотрен специальный порядок защиты прав на землю и рассмотрение земельных споров, в соответствии с которым, обжалованию подлежит соответствующий ненормативный акт органа местного самоуправления, в случае его несоответствия закону.
Апелляционным судом установлено, что заключению спорного договора аренды земельного участка предшествовало решение органа местного самоуправления, а именно - постановление Главы Орехово-Зуевского муниципального района от 22.11.2010 N 1574 "О предоставлении в аренду ООО "Ольга" земельного участка площадью 300 кв.м. расположенного по адресу: Московская область, Орехово-Зуевский район, сельское поселение Верейское, п. Озерецкий, под объектом торговли".
Поскольку указанное постановление органа местного самоуправления не оспорено, не может быть удовлетворено требование о признании недействительным договора аренды земельного участка, заключенного между ООО "Ольга" и Комитетом по управлению имуществом Администрации Орехово-Зуевского района на основании данного постановления.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В нарушение статьи 65 АПК РФ заявитель не представил иных доказательств несоответствия требованиям закона или иным правовым актам спорного договора аренды земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованных лиц и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 октября 2012 года по делу N А41-16304/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокуратуры Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.М. Мордкина |
Судьи |
Д.Д. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16304/2012
Истец: Заместитель прокурора Московской области, Прокуратура Московской области
Ответчик: Глава Орехово-Зуевского района Московской области, Комитет по управлению имущество администрации Орехово-Зуевского района Московской области, ООО "Ольга"
Третье лицо: Глава Орехово-Зуевского Мун. р-на, КУИ Орехово-Зуевского муниципального района, ООО "Ольга"