г. Томск |
|
24 мая 2012 г. |
Дело N А27-1176/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Ждановой Л.И., Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.03.2012 по делу N А27-1176/2012 (судья Драпезо В.Я.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Гришкина Алексея Викторовича (ОГРН 310420525800052)
к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18)
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Гришкин Алексей Викторович (далее по тексту - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее по тексту - Фонд) о признании недействительными решений от 22.09.2011 N18888 об отказе в выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части выплаты пособия по беременности и родам, от 22.09.2011 N18888 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 56303,80 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 05.03.2012 требования предпринимателя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
Подробно доводы Фонда изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве предприниматель просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Фонда - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. В отзыве на апелляционную жалобу предпринимателем заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 2, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, Гришкин Алексей Викторович 15.09.2010 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
01.11.2010 предпринимателем заключен трудовой договор N 1 с работником Бошиной Л.Г., которая принята на должность главного бухгалтера по совместительству с заработной платой 34000 рублей за 0,5 ставки согласно штатному расписанию от 01.10.2010.
21.02.2011 по заявлению Бошиной Л.Г. о предоставлении отпуска по беременности и родам и выплате пособия по социальному страхованию с приложением листка нетрудоспособности от 21.02.2011 серии ВЯ N 3055070 предпринимателем предоставлен указанному работнику отпуск по беременности и родам на период с 21.02.2011 по 10.07.2011 и назначено пособие по беременности и родам в размере 100% от средней заработной платы в сумме 56303,80 рубля (Приказ N 1).
В тот же день данная сумма выплачена работнику, что подтверждается расходным кассовым ордером от 21.02.2011 N 10.
В августе 2011 года предприниматель обратился в Фонд с заявлением о выделении средств на возмещение указанных расходов.
По результатам проведения камеральной проверки расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - работодателем, Фонд принял решение от 22.09.2011 N 18888 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на сумму 69 631, 33 рубль, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 71 517,87 рублей, в том числе за февраль 2011 - 56303,80 рубля, за май 2011 - 15214,07 рублей. При этом Фонд ссылается на то, что заключение трудового договора с завышенным окладом с женщиной, находящейся на последних сроках беременности, является нецелесообразным, экономически неоправданным, направленным на умышленное создание условий для получения пособия по беременности и родам.
Предприниматель, не согласившись с решением Фонда, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, Арбитражный суд Кемеровской области обоснованно исходил из следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из положений статей 7, 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165 - ФЗ), пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, в частности материнства.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ следует, что страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Условия и порядок выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением установлены Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (далее по тексту - Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ определено, что выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Право на пособие по беременности и родам в соответствии со статьей 6 Закона N 81-ФЗ имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Статья 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлены порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно пункту 1 указанной статьи сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Плательщик страховых взносов вправе в пределах расчетного периода зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 2.1).
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ), который определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с частью 1 статьи 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ к перечню видов страхового возмещения отнесены в частности: - пособие по беременности и родам; - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; - единовременное пособие при рождении ребенка; - ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165 - ФЗ установлена обязанность страховщика (Фонда) по своевременной выплате страхового обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица.
В силу части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, в связи с материнством.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотрены Федеральным законом N 255 - ФЗ, а также Федеральным законом N 81 -ФЗ.
Единые требования к проведению отделениями (филиалами отделения) Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, оформлению и реализации результатов этих проверок установлены Методическими указаниями по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 N 110.
Согласно пункту 7 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 N 110, целью камеральной проверки является: контроль за соблюдением страхователем нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере обязательного социального страхования; выявление и предотвращение нарушений страхователем порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховых взносов, добровольно уплачиваемых в Фонд отдельными категориями страхователей, а также расходования средств Фонда; подготовка информации для обеспечения рационального отбора страхователей для проведения документальных выездных проверок.
При этом пунктом 8 Методических указаний установлено, что при выявлении нарушений страхователем установленного порядка начисления и уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отделение (филиал отделения) Фонда истребует у страхователя дополнительные сведения, получает объяснения и документы, подтверждающие правильность указанных действий страхователя, либо принимает решение о проведении документальной выездной проверки страхователя.
Согласно пункту 36 Методических указаний по результатам камеральной проверки, проведенной при обращении страхователя, при условии представления страхователем всех запрашиваемых документов и отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации в части расходования средств Фонда, отделение (филиал отделения) Фонда выделяет на основании решения страхователю средства на осуществление (возмещение) этих расходов в установленном порядке.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Основанием для отказа в финансировании пособия, как указано в статье 11 Закона N 165-ФЗ, пункте 18 Положения о Фонде, может являться нарушение законодательства Российской Федерации, нарушение установленных правил или неподтверждение указанных расходов документами. При этом в случае необходимости представления дополнительных документов, Фонд имеет возможность запросить соответствующие документы у страхователя, что предусмотрено пунктами 1, 6, 9 Методических указаний, устанавливающих единые требования к проведению Фондом камеральных проверок.
Иные основания отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию законодательно не установлены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Бошина Л.Г. на основании трудового договора от 01.11.2010 N 1 принята на работу к предпринимателю на вакантную должность и фактически осуществляла трудовую деятельность в должности главного бухгалтера по совместительству с окладом 34 000 рублей за 0.5 ставки. Данный факт подтверждается штатным расписанием от 01.10.2010 N1, от 01.01.2011 N2, табелями учета рабочего времени за ноябрь и декабрь 2010 года, январь и февраль 2011 года, расчетно - платежными ведомостями за ноябрь (N11) и декабрь (N12) 2010 года, за январь 2011 N1, за февраль 2011 N000002, NД-1 и N2, подтверждающими начисление заработной платы Бошиной Л.Г.за ноябрь 2010 года по февраль 2011 года в полном объеме.
Осуществление ею трудовой деятельности по совместительству подтверждено документально, предпринимателем представлены в Фонд расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходов на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ); - копия листка нетрудоспособности от 21.02.2011 серии ВЯ N 3055070 на имя Бошиной Л.Г.; - расчет суммы пособия; - копия трудового договора от 01.11.2010 N 1; - табели учета рабочего времени за ноябрь и декабрь 2010 года, январь и февраль 2011 года, расчетно - платежные ведомости за ноябрь (N11) и декабрь (N12) 2010 года, за январь 2011 N1, за февраль 2011 N000002, NД-1 и N2; - копия трудовой книжки;- копия расходного кассового ордера от 21.02.2011; - копия штатного расписания от 01.10.2010 N1, от 01.01.2011 N2;-копия должностной инструкции бухгалтера от 01.11.2010; копия свидетельства о рождении II-ЛО N753004, копия справки о рождении от 05.05.2011 N1204;- копия служебной записки от 31.01.2011,от 20.01.2011,от 10.02.2011,от 19.01.2011, от 14.02.2011,от 09.02.2011,от 13.01.2011,от 02.02.2011;- копия прайс-листа от 01.02.2011;-копия отчета о проделанной работе от 31.01.2011;-копия книги учета доходов и расходов предпринимателя на 2010 год.
Признавая тот факт, что представленные предпринимателем документы (трудовой договор, приказ о приеме на работу, должностная инструкция, книги по начислению заработной платы, платежные ведомости) формально соответствуют законодательству, Фонд мотивировал свое решение об отказе в выделении средств и о непринятии к зачету созданием предпринимателем искусственной ситуации, направленной на неправомерное возмещение пособия по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, нарушающей устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования: выплата пособия по беременности и родам при незначительных поступлениях взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В подтверждение обоснованности своей позиции Фонд сослался на заключение трудового договора с завышенным окладом с Бошиной Л.Г., находящейся на последних сроках беременности, установление ей достаточно высокого оклада при четырехчасовом рабочем дне, отсутствие необходимости в принятии на должность главного бухгалтера беременной женщины.
Как правильно указал суд первой инстанции, подобная мотивировка не может являться основанием для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на социальное страхование в виде пособия по беременности и родам, выплаченного предпринимателем своему работнику.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.06.2007 N 320-О-П, налогоплательщик в силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8, часть 1 Конституции Российской Федерации) осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Закон N 165-ФЗ и Закон N 255-ФЗ не используют понятие экономической целесообразности и не регулируют порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому ведение лицом предпринимательской деятельности, обоснованность и направленность действительной воли сторон, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статья 8, часть 1 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что действия предпринимателя по обоснованности заключения тех или иных гражданско-правовых договоров не относится к отношениям, которые должны проверяться Фондом на предмет их экономической оправданности. Кроме того, предпринимателем ведется деятельность на получение прибыли, уплачиваются налоги и страховые взносы в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, со стороны контролирующих органов признаков недобросовестности в его действиях установлено не было; оказывал услуги иным хозяйствующим субъектам по заключению договоров, ведению бухгалтерской документации, получал доход, в связи с чем полагать, что предприниматель был зарегистрирован только с целью неправомерного получения спорного пособия по беременности и родам, основания отсутствуют. Напротив, данный факт подтверждает наличие у предпринимателя возможности выплачивать Бошиной Л.Г. заработную плату, исходя из размера которой и было исчислено спорное пособие.
Приведенная в жалобе Фонда ссылка на то, что до трудоустройства Бошиной Л.Г., у предпринимателя отсутствовало другое лицо, исполнявшее обязанности бухгалтера, а равно принятие после Бошиной Л.Г. другого лица но с меньшим окладом, не относится к рассматриваемому делу, поскольку не влияет на право Бошиной Л.Г. получить причитающееся ей пособие у предпринимателя.
Кроме того, запрет на трудоустройство женщин в поздние сроки беременности законодательно не установлен, отказ работодателя от приема на работу беременной женщины может быть расценен как дискриминационная мера и обжалован в суде общей юрисдикции.
Как установлено судом первой инстанции, Бошина Л.Г. является квалифицированным специалистом, имеет высшее образование по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", значительный опыт работы по указанной специальности с 2003 года. В 2010 году предприниматель Гришкин А.В. только начинал осуществлять предпринимательскую деятельность и именно в этот период наиболее остро нуждался в квалифицированных кадрах. В январе-феврале 2011 объем работ, выполненных главным бухгалтером, был максимальным, так как в этот период были заключены договоры на бухгалтерское обслуживание, при этом Бошиной Л.Г. в указанный период приходилось совмещать функции главного бухгалтера и начальника отдела кадров, осуществлять подбор персонала, что подтверждается представленными предпринимателем документами.
При этом предпринимательская деятельность Гришкина А.В. заключалась в предоставлении услуг по ведению бухгалтерского, кадрового и налогового учета, составлении бухгалтерской, налоговой и иной отчетности, оказании консультационных услуг, поэтому результат предпринимательской деятельности Гришкина А.В. во многом был обусловлен эффективностью работы Бошиной Л.Г., которая и осуществляла указанные услуги.
Объем работы принятой на период отсутствия Бошиной Л.Г. также по совместительству Дудко Л.Г. существенно отличался от объема Бошиной Л.Г., в связи с чем, новому сотруднику выплачивалась меньшая заработная плата.
Также судом первой инстанции принято во внимание, что трудовые отношения с Бошиной Л.Г. после ее ухода в отпуск по беременности и родам не расторгнуты предпринимателем, о чем свидетельствует выплата указанному работнику в мае 2011 года единовременного пособия на рождение ребенка, предоставление в июле 2011 отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 11.07.2011 по 27.10.2012 с ежемесячным начислением и выплатой пособия через кассу.
Судом апелляционной инстанции признается противоречащим нормам действующего законодательства довод Фонда о том, что Бошина Л.Г. не представила доказательств необходимости заключения ею трудового договора непосредственно перед наступлением страхового случая, поскольку при отказе в возмещении предпринимателю расходов по выплаченному пособию именно Фонд должен доказать отсутствие оснований для такого рода выплат.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что Фонд не доказал факт отсутствия реальных трудовых отношений между предпринимателем и Бошиной Л.Г., а также не доказал направленности действий предпринимателя по созданию искусственной схемы с целью неправомерного получение средств из Фонда социального страхования.
По мнению заинтересованного лица, указанный выше листок нетрудоспособности, выданный 21.02.2011, не соответствуют требованиям пункта 60 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, в частности в графе "место работ" указано сокращенное наименование работодателя: ИП Гришкин Алексей Викторович. Пункт 60 говорит о нарушениях положений Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 года N 514.
Суд первой инстанции, исследовав спорный листок временной нетрудоспособности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о несущественном характере недостатков, связанных с указанием сокращенного наименования предпринимателя (ИП). При этом сведения, отраженные в листке временной нетрудоспособности Бошиной Л.Г. являются достаточными и полными.
Доказательств обратного Фондом социального страхования в нарушении статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено. При этом заинтересованное лицо по существу не оспаривает факт наступления страхового случая, а также не опровергло доводы заявителя о том, что указанное выше незначительное нарушение заполнения листка нетрудоспособности не влияет на факт наличия страхового случая, а также на отношения страхователя с застрахованным лицом.
Арбитражный суд Кемеровской области правомерно удовлетворил заявленные ИП Гришкиным А.В. требования.
Доводы апеллянта не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.03.2012 года по делу N А27- 1176/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1176/2012
Истец: Гришкин Алексей Викторович
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18, ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N18)
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3319/12