г. Ессентуки |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А61-2664/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жукова Е.В.,
судей: Джамбулатова С.И., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потаповым М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сармат" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2012 по делу N А61-2664/2011 (судья Э.Ю. Дзугкоева)
по иску Владикавказского муниципального автономного учреждения "Специализированный экологический сервис" (ИНН 1516621878, ОГРН 1101516000871, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Иристонская, 76) к обществу с ограниченной ответственностью "Сармат" (ИНН 1515912994, ОГРН 1071515015175, Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Революции, 22), третьи лица: Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации местного самоуправления города Владикавказа (ИНН 1501004015, ОГРН 1021500576503, г. Владикавказ, пл. Штыба, 2), муниципальное унитарное предприятие "Владикавказский информационный расчетный центр" о взыскании 1216015, 20 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Владикавказского муниципального автономного учреждения "Специализированный экологический сервис" - Нерсесова В.Г. по доверенности от 10.01.2012,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Владикавказское муниципальное автономное учреждение "Специализированный экологический сервис" (далее - истец) обратилось с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сармат" (далее - ООО "Сармат", ответчик), третьи лица: Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации местного самоуправления города Владикавказа; муниципальное унитарное предприятие "Владикавказский информационный расчетный центр" о взыскании 121601, 52 руб. задолженности по договору N 8/98 на предоставление услуг по сбору и транспортировке отходов за период 01.07.2010 по 30.09.2011 (уточненные требования, принятые в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2012 по делу N А61-2664/2011 с ООО "Сармат" в пользу Владикавказского муниципального бюджетного учреждения "Специализированный экологический сервис" взыскано 1216015, 20 руб. неосновательного обогащения за пользование услугами по транспортировке и вывозу твердых бытовых отходов в период с 01.07.2010 по 30.09.2011 и 25160, 15 руб. госпошлины, всего 1241175, 35 руб. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью заявленных требований. В остальной части производство по делу прекращено ввиду отказа истца от иска.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2012 по делу N А61-2664/2011, ООО "Сармат" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции не полно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, кроме того, при принятии решения судом нарушены нормы материального и процессуального права. Указывает на то, что ООО "Сармат" не является управляющей организацией, услуги от истца по вывозу и захоронению ТБО не принимало. Также полагает, что расчет неосновательного обогащения по тарифу истца, является необоснованным. Кроме того, считает, что суд вышел за пределы заявленных требований, изменив основание иска с требования, основанного на договоре, на требования, основанные на положениях о неосновательном обогащении.
В отзыве на апелляционную жалобу Владикавказское муниципальное автономное учреждение "Специализированный экологический сервис", ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2012 по делу N А61-2664/2011 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав представителя стороны, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2012 по делу N А61-2664/2011 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между Владикавказским муниципальным бюджетным учреждением "Специализированный экологический сервис" (исполнитель) и ООО "Сармат" (заказчик) заключен договор без даты N 8/98 на предоставление услуг по сбору и транспортировке отходов, согласно которому исполнитель предоставляет заказчику услуги по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов, в том числе крупногабаритных предметов и строительного мусора в объеме 2860,20 кубических метров за шесть месяцев с периодичностью вывоза - ежедневно в течение 2010 года, а заказчик оплачивает эти услуги.
Стоимость предоставляемых Исполнителю услуг определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке тарифами и объемами вывоза ТБО, предусмотренного пунктом 1.1 договора и составляет 123642,36 руб. в месяц. Оплата за предоставленные услуги производится Заказчиком ежемесячно, в срок не позднее 1-го числа следующего за месяцем, в котором была оказана услуга. Расчеты между сторонами производятся в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора на основании акта выполненных работ и счета на оплату (раздел 2 договора).
Исполнитель предоставляет Заказчику услуги по сбору и транспортировке отходов в сроки, предусмотренные пунктом 1.1 договора (пункт 3.1 договора).
Срок действия договора определен с 01.07.2010 по 31.12.2010. Договор может быть пролонгирован на очередной календарный год в случае, если ни одна из сторон не позднее, чем за один месяц до истечения срока действия договора не предупредила о своем намерении отказаться от договорных отношений (раздел 7 договора).
Так как услуги по договору истцом исполнены, однако ответчиком не оплачены, истец обратился в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правильно определил, что указанный договор имеет признаки договора возмездного оказания услуг. Однако, исследовав договор N 8/98 без даты, суд первой инстанции обоснованно признал его незаключенным, так как в нарушение требований статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации в нем не достигнуто соглашение по всем существенным условиям.
Так, в договоре в части оказания услуг указано, что Исполнитель предоставляет Заказчику услуги по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов путем складирования ТБО в контейнеры Исполнителя и вывоза их для конечного размещения на специально оборудованные объекты. Однако материалами дела подтверждается, что помимо этой услуги, истцом в рамках этого же договора оказывалась услуга по утилизации (захоронению) собранных отходов и стоимость данной услуги входит в сумму задолженности, предъявленной ответчику. Между тем в договоре данная услуга не согласована.
Кроме того, как правильно указано судом первой инстанции, в договоре N 8/98 отсутствует перечень многоквартирных домов, находящихся на обслуживании ООО "Сармат", и количество зарегистрированных в них граждан, а также отсутствуют какие либо приложения. Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о незаключенности договора N 8/98. Иных доказательств, подтверждающих достижение сторонами согласия по предмету сделки, в материалы дела не представлено.
Вместе с тем из материалов дела видно, что договор заключен для удовлетворения интересов граждан, зарегистрированных в многоквартирных домах, находящихся в обслуживании/управлении ООО "Сармат".
Апелляционный суд считает, что ответчик как управляющая компания наделен обязанностью при управлении многоквартирными домами нести ответственность перед собственниками помещений этих домов за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в домах, предоставление коммунальных услуг.
Во исполнение обязательств по договору без даты N 8/98 в период с 01.07.2010 по 30.09.2011 истец оказывал ответчику услуги по вывозу и размещению ТБО. Неоплата фактически оказанных в данный период услуг по вывозу, размещению ТБО и послужила основанием для обращения истца в суд.
По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование исходя из фактических правоотношений.
Признание спорного договора незаключенным не влияет на характер фактических правоотношений сторон, так как в соответствии с нормами гражданского законодательства обязательственные правоотношения между организациями основываются на принципах возмездности и эквивалентности обмениваемых материальных объектов и недопустимости неосновательного обогащения. Поэтому обязанность оплаты принятых юридическим лицом результатов работ зависит от самого факта их принятия этим лицом. Недостатки формы сделки не являются обстоятельством, исключающим обязанность лица оплатить (возместить) фактически полученное им.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно установил, что признание договора незаключенным влечет за собой неосновательное обогащение ответчика.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Содержание общего имущества в многоквартирном доме помимо прочего включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов (подпункт "д" статьи 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006).
По положениям пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли оно результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу указанных норм права истец при обращении с иском должен доказать, что ответчик пользовался спорными услугами по приему сточных вод в указанный в уточненном исковом заявлении период.
Согласно материалам дела судом первой инстанции правильно установлено и ответчиком не оспаривается, что на обслуживании у ООО "Сармат" находится 68 домов (т.2, л.д. 33-34).
Муниципальное унитарное предприятие "Владикавказский информационный расчетный центр" (далее - МУП "ВИРЦ") предоставило сведения о количестве зарегистрированных граждан в домах, находящихся в управлении ООО "Сармат" за период с 01.01.2011 г. по 01.11.2011 г. (т.2 л.д. 108-109).
Согласно пункту 2.2. Устава муниципального унитарного предприятия "Владикавказский информационный расчетный центр" целями деятельности предприятия являются совершенствование и упорядочение системы сбора, начисление, прием, инкассация, обработка, распределение и перечисление денежных средств за оплату коммунальных и иных услуг физическими и юридическими лицами в условиях действия договорных отношений между производителями жилищно-коммунального хозяйства и собственниками основных фондов; получение прибыли. Для достижения целей предприятие осуществляет в установленном порядке, определенные виды деятельности (т.3, л.д. 50-56).
Материалами дела подтверждается и судом первой инстанции правильно установлено, что взаимоотношения между истцом и ответчиком опосредованы участием МУП "ВИРЦ". Указанное подтверждается договорами на оказание услуг N 003-ЮР/ОКК/2010 от 01.07.2010, заключенным между истцом с МУП "ВИРЦ" и N 006-ЮР/УК/2011 от 01.01.2011, заключенным между МУП "ВИРЦ" и ООО "Сармат".
Таким образом, сведения о количестве зарегистрированных граждан суд первой инстанции обоснованно рассчитал исходя из данных истца и МУП "ВИРЦ".
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные истцом в материалы дела доказательства: маршрутные графики, схемы обслуживания по вывозу ТБО жилых дом, находящихся в управлении ООО "Сармат", путевые листы, схему дислокации контейнеров, список домов и количество граждан, проживающих в них, платежные поручения, акты выполненных работ, счета-фактуры, счета на оплату, суд первой инстанции обоснованно признал доказанным факт оказания истцом услуг по сбору и транспортировке ТБО с территории, прилегающей к домам, находящихся в управлении общества "Сармат" в спорный период.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств, что в спорный период сбор и транспортировка ТБО от населения с территории, прилегающей к домам, расположенным по указанным выше адресам, осуществлялись другими организациями.
Постановлениями администрации местного самоуправления г. Владикавказ N 2289 от 14.12.2010, N 2366 от 23.11.2009 рекомендованы тарифы по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов на 2010 года и на 2011 год.
В соответствии же с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Между тем согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ от 30.12.2004 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", потребителем услуг организации коммунального комплекса в сфере утилизации (захоронения) ТБО в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме.
Основываясь на нормах Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что потребителем услуги по утилизации ТБО, образовавшихся в процессе жизнедеятельности населения жилых домов, находящихся в управлении ООО "Сармат" является ответчик, как управляющая компания.
Заключая договор по сбору и транспортировке ТБО, стороны фактически исходили из того, что в применяемый тариф включены расходы, которые несет организация, собирающая и транспортирующая ТБО, в связи с конечным их размещением, о чем свидетельствует суммарная стоимость договора (которая явилась результатом применения тарифа 259,33 руб.). Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что потребитель фактически согласился с тем, что в стоимость услуг по сбору и транспортировке ТБО включены расходы по их утилизации. Согласно Письму Минрегионразвития N 25080-СК/14 от 03.10.2008, организация, оказывающая услуги по сбору и вывозу ТБО, вправе самостоятельно урегулировать взаимоотношения с организациями, оказывающими услуги по захоронению ТБО.
Согласно пункту 2.3 Устава истца, целью его деятельности, в частности, является организация сбора бытовых и промышленных отходов на территории г. Владикавказ и их вывоза на полигон для захоронения, утилизации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал правильным применение при расчете неосновательного обогащения тарифа, используемого истцом. Так как ответчиком оплачено 638620, 20 руб., суд первой инстанции правильно определил, что в пользу истца следует взыскать 1216015, 20 руб. неосновательного обогащения за пользование услугами по транспортировке и вывозу твердых бытовых отходов в период с 01.07.2010 по 30.09.2011.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Сармат" не является управляющей организацией и услуги от истца по вывозу и захоронению ТБО не принимало, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду противоречия доказательствам, представленным в материалах дела.
Доводы жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных исковых требований, а при расчете неосновательного обогащения необоснованно применил тариф, предложенный истцом, также отклоняются судом апелляционной инстанции, так как они основаны на ошибочном толковании норм права.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных требований в части.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы следует возложить на подателя жалобы, однако взысканию не подлежат, поскольку государственная пошлина в сумме 2000 руб. уплачена при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 30.08.2012 по делу N А61-2664/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сармат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2664/2011
Истец: Владикавказское муниципальное бюджетное учреждение "Специализированный экологический сервис", ВМАУ "Специализированный экологический сервис"
Ответчик: ООО "Сармат"
Третье лицо: Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики АМС г. Владикавказа, Комитет ЖКХ АМС г. Владикавказ, МУП "ВИРЦ", МУП "Владикавказский Информационный Расчетный Центр"