г. Киров |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А29-6274/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Кононова П.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Кытмановой Т.В., действующей на основании доверенности от 05.07.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.10.2012 по делу N А29-6274/2012, принятое судом в составе судьи Шишкина В.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Сыктывкар" (ОГРН 1021100517822, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Красных Партизан, д. 33 "а")
к Управлению надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, д. 9),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
открытое акционерное общество "Газпром газораспределение Сыктывкар", ранее именовавшееся ОАО "Комигаз" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Газпром газораспределение Сыктывкар") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным предписания от 16.04.2012 N 86/3/30-4.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.10.2012 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными пункты 1, 2 предписания от 16.04.2012 N 86/3/30-4. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время; при проведении проверки установлено, что резерв медицинских средств имеется в объеме 30 процентов от общей численности работников организации; при внезапном нападении предполагаемого противника работники организации, находящиеся на территории города, отнесенного к категории по гражданской обороне, не будут обеспечены в полном объеме медицинским средствами индивидуальной защиты.
ОАО "Газпром газораспределение Сыктывкар" в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании суда представитель заявителя поддержала позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 03.04.2012 по 16.04.2012 на основании распоряжения от 22.03.2012 N 86-ГО (л.д. 38) Управлением в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны. По результатам проверки составлен акт от 16.04.2012 (л.д. 34-35), из которого следует, что Обществом допущены нарушения обязательных требований в области гражданской обороны, а именно: план гражданской обороны Общества не соответствует предъявляемым требованиям, чем нарушен пункт 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Фелдерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение о гражданской обороне в Российской Федерации); не создан запас (резерв) медицинских средств индивидуальной защиты - аптечки индивидуальные из расчета в военное время на 100% работников организации, находящиеся на территориях городов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, чем нарушены пункты 4, 6, 9 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС Российской Федерации от 21.12.2005 N 993 (далее - Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты); руководители структурных подразделений филиалов Общества в г. Ухта (трест "Ухтамежрайгаз") и в г. Печора (трест "Печормежрайгаз") не прошли обучение (переподготовку и повышение квалификации) в образовательных учреждениях МЧС России, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, чем нарушен подпункт "б" пункта 3 и абзац 2 пункта 4 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 (далее - Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны), а также подпункт б пункта 2 Приложения к указанному Положению; руководители нештатных аварийно-спасательных формирований филиала Общества в г. Печора (трест "Печормежрайгаз") не прошли обучение (повышение квалификации) в учебно-методических центрах, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию и на курсах гражданской обороны, чем нарушен подпункт "а" пункта 3 приложения к Положению об организации обучения населения в области гражданской обороны.
16.04.2012 Управлением выдано предписание об устранении выявленных нарушений (далее - предписание от 16.04.2012) (л.д. 7-9), которым на Общество возложена обязанность переработать и согласовать в соответствии с предъявляемыми требованиями план гражданской обороны (пункт 1); создать запас (резерв) медицинских средств индивидуальной защиты (аптечки индивидуальные) из расчета в военное время на 100% работников организации, находящихся на территориях городов, отнесенным к группам территорий по гражданской обороне (пункт 2); провести обучение (переподготовку и повышение квалификации) руководителей структурных подразделений филиалов г. Ухта (трест "Ухтамежрайгаз") и г. Печора (Печорамежрайгаз) в образовательных учреждениях МЧС России, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих лицензию, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны (пункт 3); провести обучение (повышение квалификации) руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований филиала г. Печора (трест "Печорамежрайгаз") в учебно-методических центрах, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, а также на курсах гражданской обороны (пункт 4).
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
Установив, что пункты 1, 2 обжалуемого предписания не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в соответствующей части. Требования Общества в остальной части суд первой инстанции оставил без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Из апелляционной жалобы следует, что на рассмотрение суда апелляционной инстанции заявителем поставлен вопрос о наличии оснований для признания недействительным пункта 2 предписания Управления от 16.04.2012.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пунктам 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 25 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты Положение определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации), для обеспечения ими граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население) (пункт 1). Предоставление населению средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - в военное и мирное время) (пункт 2). Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты осуществляется, в том числе организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения (пункт 4). Обеспечению средствами индивидуальной защиты в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне (пункт 6). Обеспечению средствами индивидуальной защиты в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах (пункт 7). Накопление средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения: для детей - камеры защитные детские или противогазы из расчета на 100% от их общей численности; для неработающих пенсионеров и другого неработающего населения, проживающих на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности, за пределами названных зон - противогазы из расчета на 100% от их общей численности; для работников радиационно опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100% от их общей численности и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций; для работников организаций (кроме радиационно опасных объектов и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения)) - противогазы из расчета на 100% от общей численности их работников и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций. При этом количество запасов противогазов увеличивается на 5% от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов (пункт 8). Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100% от их общей численности и в мирное время - на 30% от их общей численности (пункт 9). Организации определяют номенклатуру, объемы средств индивидуальной защиты в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) средств индивидуальной защиты, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (пункт 25).
Таким образом, определение номенклатуры и объемов средств индивидуальной защиты в запасах (резервах) находится в компетенции организации, на которую возложена обязанность по созданию таких запасов (резервов). В мирное время организации осуществляют накопление в запасах (резервах) медицинских средств индивидуальной защиты в объеме не менее 30 процентов от общей численности работников данных организаций.
При таких обстоятельствах Управление не имело оснований для возложения на Общество обязанности по созданию запаса (резерва) медицинских средств индивидуальной защиты только в виде аптечек индивидуальных и в количестве, обеспечивающем 100 процентов численности работников организации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время; при проведении проверки установлено, что резерв медицинских средств имеется в объеме 30 процентов от общей численности работников организации; при внезапном нападении предполагаемого противника работники организации, находящиеся на территории города, отнесенного к категории по гражданской обороне, не будут обеспечены в полном объеме медицинским средствами индивидуальной защиты, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не свидетельствующие ни об обоснованности возложения на заявителя обязанности по созданию запаса медицинских средств индивидуальной защиты именно в виде аптечек индивидуальных, ни об обоснованности создания таких запасов для использования в мирное время из расчета 100 процентов работников организации.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.10.2012 по делу N А29-6274/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-6274/2012
Истец: ОАО "Газпром газораспределение Сыктывкар"
Ответчик: ГУ МЧС России по Республике Коми, МЧС России в лице Главного управления МЧС России по РК