г. Москва |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А40-110471/12-2-558 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи |
Якутова Э.В. |
судей: |
Пронниковой Е.В. |
|
Цымбаренко И.Б. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кобяковой И.Г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ЗАО "Тошиба Медикал Системз" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2012 по делу N А40-110471/12-2-558, принятое судьей Махлаевой Т.И.,
по заявлению ЗАО "Тошиба Медикал Системз" (ИНН 7702211686, ОГРН 1027700542066, 123242, г.Москва, Новинский б-р, д. 31)
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве
третье лицо: Московская областная таможня
о признании незаконным и отмене постановления от 31.07.2012 N 452-12/3780-М
при участии:
от заявителя: Савельева А.А. по дов. от 17.01.2012;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: Перова Т.В. по дов. от 17.12.2012, Александрова Е.В. по дов. от 26.09.2012,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2012 ЗАО "Тошиба Медикал Системз" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве от 31.07.2012 по делу об административном правонарушении N 452-12/3780-М о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.
Общество не согласилось с решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и доказательствам, представленным в материалы дела.
Указывает на нарушение порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителя ответчика, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между ЗАО "Тошиба Медикал Системз" и нерезидентом - компанией "Toshiba Medikal Systems Evrope B.V." (Нидерланды) был заключен контракт от 01.05.2010 N 01/05 на поставку товаров.
На основании данного контракта в уполномоченном банке - ЗАО "Королевский Банк Шотландии" был оформлен паспорт сделки N 10050016/2594/0000/2/0.
В рамках исполнения обязательств по контракту Обществом был ввезен товар по ДТ N 10005021/270711/0004008.
Товар выпущен в заявленном режиме 28.07.2011.
В соответствии с п.п.1, 2 ч.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Закона, а также вести установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Положением Центрального Банка РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", действовавшим на момент выпуска товаров по указанной выше ГТД, и вынесения оспариваемого постановления о привлечении заявителя к административной ответственности, определен порядок представления резидентом подтверждающих документов и информации в уполномоченные банки.
Согласно пункту 2.4 названного Положения резидент представляет в банк паспорта сделки подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
В соответствии с приведенной нормой в настоящем случае Общество должно было представить в уполномоченный банк подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах по ДТ N 10005021/270711/0004008 не позднее 12.08.2011.
Между тем фактически справка о подтверждающих документах представлена заявителем в уполномоченный банк только 01.12.2011, то есть с нарушением установленного Положением Центрального Банка РФ N 258-П срока на 112 дней.
15.05.2012 должностным лицом отдела валютного контроля Московской областной таможни в отсутствие законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении 10130000-631/2012, которым ЗАО "Тошиба Медикал Системз" вменялось совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении резидентом установленного срока предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на 30 дней.
31.07.2012 ТУ Росфиннадзора в г.Москве вынесено постановление N 452-12/3780-М о признании ЗАО "Тошиба Медикал Системз" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, и назначении Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности данного постановления, посчитав факт совершения заявителем вмененного правонарушения установленным, а порядок привлечения к административной ответственности - соблюденным.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда о соблюдении порядка привлечения Общества к административной ответственности по следующим основаниям.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В соответствии с п.80 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Согласно п.3 ст.22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" агентами валютного контроля являются, в том числе и таможенные органы.
Пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, к полномочиям таможенных органов отнесено осуществление в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Из приведенной нормы следует, что таможенные органы выступают агентами валютного контроля только в случаях осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций перед и во время прохождения таможенного контроля при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
При этом указанным Положением не предусмотрено право таможенных органов осуществлять функции агентов валютного контроля в отношении операций с товарами, перемещенными через таможенную границу.
Таким образом, полномочия таможенных органов по контролю за дальнейшими действиями резидентов и нерезидентов в области валютных операций законодательно не определены.
В настоящем случае протокол об административном правонарушении составлен Московской областной таможней 15.05.2012, в то время как таможенная декларация N 10005021/270711/0004008 принята и выпуск товара осуществлен 28.07.2011.
Следовательно, Московская областная таможня не имела права в данном случае составлять в отношении Общества протокол об административном правонарушении за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, относящимся к передаче товара по названной декларации и осуществляемых начиная с указанной даты.
На основании изложенного протокол об административном правонарушении в нарушение ст.28.2 КоАП РФ составлен лицом, которое не было уполномочено составлять такой протокол, в связи с чем в силу ст.26.2 КоАП РФ данный протокол не может быть признан надлежащим доказательством по делу.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2011 N 901/11, принятому по делу N А40-58381/10-17-333.
В соответствии с п.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление ТУ Росфиннадзора в г.Москве от 31.07.2012 N 452-12/3780-М о назначении административного наказания является незаконным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необоснованным и не основанным на законе вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ЗАО "Тошиба Медикал Системз" требований.
На основании изложенного, руководствуясь ч.51 ст.211, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.10.2012 по делу N А40-110471/12-2-558 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г.Москве от 31.07.2012 N 452-12/3780-М.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.В. Якутов |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-110471/2012
Истец: ЗАО "Тошиба медикал системз"
Ответчик: ТУ ФС ФБН В ГОРОДЕ МОСКВЕ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Территориальное управление по городу Москве
Третье лицо: Московская областная таможня