город Омск |
|
15 октября 2012 г. |
Дело N А75-3069/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7521/2012) общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2012 по делу N А75-3069/2012 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (ОГРН 1038900944180, ИНН 8905031779)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
об оспаривании предписания N 329-ОК/16 от 23.12.2011 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (далее по тексту - ООО "Заполярнефть", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре, Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительными предписаний от 23.12.2011 N 324-ОК/16, N 325-ОК/16, N 326-ОК/16, N 328-ОК/16, N 329-ОК/16, N 330-ОК/16, N 331-ОК/16, N 332-ОК/16, N 333-ОК/16, N 334-ОК/16, N 335-ОК/16, N 336-ОК/16, N 337-ОК/16.
Определением от 23.04.2012 из дела N А75-3069/2012 выделены самостоятельные требования об оспаривании предписаний от 23.12.2011 N 325-ОК/16, N 326-ОК/16, N 328-ОК/16, N 330-ОК/16, N 331-ОК/16, N 332-ОК/16, N 333-ОК/16, N 334-ОК/16, N 335-ОК/16, N 336-ОК/16, N 337-ОК/16.
Рассмотрение требования общества о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 329-ОК/16 осуществлено арбитражным судом в рамках дела N А75-3069/2012.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2012 по делу N А75-3069/2012 в удовлетворении требований, заявленных ООО "Заполярнефть", отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что общество допустило нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства в результате захоронения в шламовом амбаре отходов бурения (бурового шлама). При этом суд первой инстанции исходил из того, что шламовый амбар не отвечает требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к объектам захоронения опасных производственных отходов. Также суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что ООО "Заполярнефть" не осуществило ликвидацию шламовых амбаров, чем нарушило пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1996 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Заполярнефть" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы общество указало следующее:
- "Инструкцией по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше. РД 39-133-94", утвержденной Роскомнедрами 28.12.1993, РАО "Газпром" 18.01.1994, ГП "Роснефть" 04.01.1994, предусмотрена технология захоронения бурового шлама в шламовых амбарах;
- на куст N 520 Вынгапуровского месторождения нефти оформлена надлежащая проектная документация, получившая соответствующее положительное заключение государственной экспертизы, которой предусмотрено захоронение бурового шлама в шламовых амбрах.
К апелляционной жалобе ООО "Заполярнефть" приложены дополнительные доказательства: копия заключения государственной экологической экспертизы от 21.07.2003 N 1559; копия лимитов на размещение отходов от 31.03.2006 N 246, которые приобщены апелляционным судом к материалам дела.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ООО "Заполярнефть" - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ООО "Заполярнефть" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Административный орган, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не представил.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу также в отсутствие представителя Управления, надлежащим образом извещенного о дате судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре в соответствии с приказами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 21.11.2011 N 658, от 17.11.2011 N 649 в отношении ООО "Заполярнефть" проведена плановая документарная проверка.
В результате проверки установлено, что общество в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований разместило путем захоронения отходы бурения 4 класса опасности (буровой шлам), образованные в процессе обустройства кустовой площадке N 520 Вынгапуровского месторождения, на объектах, которые не являются специально оборудованными сооружениями и не соответствуют установленным требованиям природоохранного законодательства, предъявляемым к объектам захоронения отходов производства и потребления, а именно: в шламовых амбарах кустовой площадки N 520 Вынгапуровского месторождения нефти.
Итоги проверки были отражены в акте N 392 от 23.12.2011 (т. 3, л.д. 66-110).
По окончании проверки ООО "Заполярнефть" выдано предписание N 329-ОК/16 от 23.12.2011 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (т. 1, л.д. 24), которым обществу предписано в срок до 17.09.2012 провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 520) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров).
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Заполярнефть" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
26.06.2012 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято обжалуемое ООО "Заполярнефть" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Как следует из содержания оспариваемого предписания, в рассматриваемом случае административный орган пришел к выводу о нарушении ООО "Заполярнефть" статей 34, пункта 2 статьи 39, пункта 2 статьи 46, пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 3, 12 Федерального закона от 24.06.1996 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 1, 6 раздела 1 Положения о рекультивации земель, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Суд первой инстанции выводы Управления признал правомерными.
Апелляционный суд находит правовую позицию административного органа и суда первой инстанции ошибочной, выводы административного органа о нарушении ООО "Заполярнефть" экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства в результате захоронения в шламовых амбарах отходов бурения (бурового шлама) - необоснованными.
Указанные выводы апелляционного суда основаны на следующем.
Указывая на нарушение ООО "Заполярнефть" вышеперечисленных требований законодательства, Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре, как уже отмечалось выше, обязало заявителя "Провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 520) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров)".
Как следует из содержания оспариваемого предписания, оно вынесено административным органом на основании акта проверки от 23.12.2011 N 392 (т. 3, л.д. 66-110).
Проанализировав содержание акта от 23.12.2011 N 392, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что фактически нарушение выразилось в том, что ООО "Заполярнефть" не выполнило мероприятия по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов, допустив захоронение отходов в шламовых амбарах, в том числе расположенных в районе кустовой площадки N 520 Вынгапуровского лицензионного участка.
Таким образом, сопоставляя содержание акта от 23.12.2011 N 392 и оспариваемого предписания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требование Управления о рекультивации земельного участка касается только необходимости ликвидации шламовых амбаров.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое предписание, в котором административный орган обязал общество устранить описанное выше нарушение природоохранного законодательства, является незаконным, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пунктами 1, 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичная норма права также закреплена и в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Из указанных норм следует, что лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать установленные требования к размещению отходов, а также к объектам размещения отходов, в том числе осуществить создание объекта размещения отходов на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; произвести определение места строительства таких объектов на основе специальных исследований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; внести объекты размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом размещение отходов является собирательным понятием и включает в себя как хранение, так и захоронение отходов.
В рассматриваемом случае административным органом установлено, материалами дела подтверждается и заявителем не отрицается, что ООО "Заполярнефть" осуществило захоронение отходов бурения в шламовых амбарах.
Технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" (далее - Инструкция РД 39-133-94).
Так, в разделе 5 Инструкции РД 39-133-94 предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов, согласно которым если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется, разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение.
Таким образом, вывод Управления о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность захоронения отходов бурения в шламовых амбарах, не основан на нормах действующего законодательства.
Следовательно, размещение ООО "Заполярнефть" отходов в шламовых амбарах не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Более того, апелляционным судом установлено, что захоронение бурового шлама в шламовых амбарах предусмотрено соответствующей проектной документацией на кустовые площадки Вынгапуровского месторождения нефти и куста скважин N 520. Так, заявителем в материалы дела представлены:
- выдержка из Проекта "Обустройство Вынгапуровского месторождения. III очередь" (комплекс N 6750), в соответствии с которым осуществлялось строительство скважин куста N 520 Вынгапуровского месторождения (т. 2, л.д. 19-27);
- выдержка из Проекта "Обустройство дополнительных скважин третьей очереди Вынгапуровского месторождения" (комплекс N 7261), в соответствии с которым осуществлялось строительство скважин куста N 520 Вынгапуровского месторождения (т. 1, л.д. 54-74);
- выдержка из Проекта "Обустройство четвертой очереди дополнительных скважин Вынгапуровского месторождения" (комплекс N 7415), в соответствии с которым осуществлялось расширение куста скважин N 520 Вынгапуровского месторождения (т. 1, л.д. 99-121);
- выдержка из Проекта "Обустройство пятой очереди дополнительных скважин Вынгапуровского месторождения" (комплекс N 7560), в соответствии с которым осуществлялось строительство скважин куста N 520 Вынгапуровского месторождения (т. 1, л.д. 75-98).
Указанная проектная документация разработана в соответствии с требованиями Инструкции РД 39-133-94, принятые технические решения по обустройству куста скважин N 520 Вынгапуровского месторождения (в том числе и по сооружению шламовых амбаров) соответствуют требованиям природоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, что подтверждается представленными в дело положительными заключениями государственной экспертизы N 1559 от 21.07.2003, N 1210 от 31.07.2006, N 470-08/ЕГЭ-0550/02 от 22.12.2008, N 303-08/ЕГЭ-0330/02 от 01.09.2008.
В заключении государственной экологической экспертизы от 21.07.2003 N 1559 дана оценка технических решений по обустройству объектов на территории Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (в том числе и в части обустройства куста скважин N 520 Вынгапуровского месторождения), а также рассмотрены положения проекта N 6750 в части сооружения шламовых амбаров и применяемой технологии по их рекультивации. По результатам проведения указанной экспертизы сделаны выводы о соответствии проекта N 6750 (в части объектов, строящихся на территории Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) требованиям, в том числе и природоохранного законодательства.
При этом решение о необходимости сооружения шламовых амбаров куста скважин N 520 Вынгапуровского месторождения, конструкция шламовых амбаров приняты с учётом геологических, гидрологических условий и рельефа местности с надёжной гидроизоляцией (пункт 7 Тома 7 Проекта N 6750, пункт 5.4 Книги 3 Тома 1 Проекта N 7261, пункт 4.5 Книги 5 Тома 1 Проекта N 7560, пункт 5.4 Книги 4 Тома 1 Проекта N 7415), что соответствует требованиям пункта 2 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, согласно которому определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, Инструкция РД 39-133-94 предъявляет требования к конструкции шламовых амбаров, что позволяет таким сооружениям быть объектами, способными предотвратить нанесение вреда окружающей среде. В соответствии с пунктом 4.10 Инструкции РД 39-133-94 амбар должен иметь по периметру обваловку из минерального грунта высотой не менее 0,5 м и проволочное ограждение. В местах с близким залеганием грунтовых и подпочвенных вод, а также в районах распространения сильнольдистых многолетнемерзлых пород земляные амбары строятся в теле насыпной площадки с обваловкой из местных или привозных грунтов (пункт 4.11); дно и стенки шламовых амбаров должны гидроизолироваться (пункт 4.12).
Данные требования ООО "Заполярнефть" соблюдены, что подтверждается положениями указанной выше проектной документации. Так, в Таблице 5.3 Тома 7 Проекта N 6750, пункте 5.4 Книги 3 Тома 1 Проекта N 7261, пункте 4.5 Книги 5 Тома 1 Проекта N 7560, пункте 5.4 Книги 4 Тома 1 Проекта N 7415 предусмотрены решения по устройству шламовых амбаров куста скважин N 520 Вынгапуровского месторождения, а именно:
- шламовые амбары запроектированы из расчета 800 м3 на скважину (проекты N 7261, N 7560, N 7415), 8 160 м3 - общий объем шламовых амбаров для скважин куста N 520 (проект N 6750);
- предусмотрена гидроизоляция дна и стенок шламовых амбаров высокопрочной полиэтиленовой пленкой и геотекстилем;
- предусмотрено обвалование шламовых амбаров с внешней стороны из привозного песчаного грунта;
- для обеспечения безопасности по всему периметру шламовых амбаров предусмотрено устройство сборно-разборного ограждения высотой 1.2 м. (согласно проекту N 7560), 1.25 (согласно Проекту N 7261, Проекту N 7415).
Таким образом, Проектом предусмотрен комплекс технических решений с учетом природоохранных мероприятий.
Кроме того, из указанных проектов следует, что в рассматриваемом случае в ходе ликвидации шламовых амбаров с привязкой к кустовой площадке N 520 Вынгапуровского месторождения, отходы (буровой шлам) обезвреживаются методом отверждения цементным раствором, что соответствует пункту 4.22 Инструкции РД 39-133-94.
При этом в соответствии с пунктом 4.38 данной Инструкции представленной проектной документацией предусмотрены мероприятия по ликвидации шламовых амбаров куста скважин N 520 Вынгапуровского месторождения, а также проведение технологического и биологического этапов рекультивации нарушенных земель. Так, в соответствии с пунктом 7 Тома 7 Проекта N 6750, пунктом 5.5 Книги 3 Тома 1, подпунктом 2.9.1 Книги 2 Тома 3 Проекта N7261, Томом 10 Проекта N 7560, Томом 10 Проекта N 7415 шламовые амбары с оставшимися в них отходами бурения являются потенциальными загрязнителями окружающей природной среды. Проектами предусматривается их ликвидация, а земельный участок подлежит рекультивации. Работы по ликвидации шламовых амбаров включают:
- естественное и принудительное разделение твердой и жидкой фаз содержимого амбаров;
- откачку осветленной жидкой фазы в нефтесборный коллектор;
- обезвреживание отработанных буровых растворов и шлама отверждением цементным раствором (в том числе отходов оставшихся в амбарах после откачки);
- засыпку амбаров, рекультивацию земель.
Работы по рекультивации предусматривают:
- очистку площадки куста от металлолома, мусора, оборудования и материалов;
- планировку территории, ранее занимаемой шламовыми амбарами;
- посев семян трав по спланированным площадям по слою плодородного грунта или торфо-песчаной смеси.
Соответствие принятых технических решений по обустройству куста скважин N 520 Вынгапуровского месторождения (в том числе и по сооружению шламовых амбаров) требованиям природоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды подтверждается, как уже отмечалось выше, представленными в дело заключениями государственной экологической экспертизы N 1559 от 21.07.2003, N 1210 от 31.07.2006, N 470-08/ЕГЭ-0550/02 от 22.1 2.2008, N 303-08/ЕГЭ-0330/02 от 01.09.2008.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона N 37- ФЗ строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах предусмотрено проектной документацией на куст скважины N 520 Вынгапуровского месторождения нефти и осуществлялось ООО "Заполярнефть" в соответствии с обозначенной проектной документацией.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные обстоятельства в совокупности подтверждают то, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах в данном случае не является нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что шламовые амбары на кусте N 520 Вынгапуровского месторождения нефти поставлены на учет и внесены в региональный реестр объектов размещения отходов уполномоченным органом - Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (письмо N 4351/11 от 11.11.2011, т. 7, л.д. 36-38). При этом выписка из указанного реестра подтверждает факт проведения работ по ликвидации шламовых амбаров куста скважин N 520 Вынгапуровского месторождения и рекультивации занимаемых ими земель, поскольку из её содержания следует, что все семь шламовых амбаров куста скважин N 520 выведены из эксплуатации, земли рекультивированы.
Таким образом, вывод административного органа и суда первой инстанции о том, что ООО "Заполярнефть" допустило захоронение отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте и не осуществило ликвидацию шламовых амбаров, не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам.
При этом апелляционный суд соглашается и с доводом подателя апелляционной жалобы относительно необоснованного указания судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте на представление ООО "Заполярнефть" в подтверждение своих доводов постановлений, вынесенных Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре, от 29.02.2012 о прекращении производств по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку такие доказательства ООО "Заполярнефть" в рамках настоящего дела в арбитражный суд не представлялись и заявитель на них не ссылался в обоснование своих требований.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре ссылается на то, что общество не произвело необходимых работ по переработке буровых отходов с целью их обезвреживания.
Однако данная ссылка заинтересованного лица является несостоятельной, поскольку, как уже было отмечено выше, ООО "Заполярнефть" санкционированно размещало отходы бурения (буровой шлам) в отведенных для этих целей объектах - шламовых амбарах.
Кроме того, заявителем были проведены мероприятия по рекультивации шламовых амбаров в соответствии с проектной документацией, что подтверждается имеющимися в материалах настоящего дела документами, о которых шла речь выше.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления ООО "Заполярнефть", мотивированное нарушением обществом указанных выше требований природоохранного законодательства, подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела) с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления ООО "Заполярнефть" в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2012 по делу N А75-3069/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Заполярнефть", удовлетворить.
Признать недействительными предписание N 329-ОК/16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 23.12.2011, вынесенное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в отношении общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть".
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600006179, ИНН 8601024089) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (ОГРН 1038900944180, ИНН 8905031779) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3069/2012
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Заполярнефть"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6097/12
15.10.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7521/12
22.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7521/12
26.06.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3069/12