г. Москва |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А41-7194/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: Черняева В.И., доверенность от 20.12.2012 N 89,
от третьих лиц:
от администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, государственного учреждения "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник", Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - не явились, извещены,
от Министерства культуры Российской Федерации - Рысева Е.В., доверенность от 03.09.2012 N 105-43 "Д",
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива "Доступное жилье" (ИНН: 5042092274) на решение Арбитражного суда Московской области от 21.09.2012 по делу N А41-7194/12, принятое судьей Васильевой Е.В., по заявлению жилищно-строительного кооператива "Доступное жилье" к администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, при участии в качестве третьих лиц администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, государственного учреждения "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник", Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, об оспаривании отказа и обязании осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Доступное жилье" (далее - кооператив, заявитель, ЖСК "Доступное жилье") обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просит:
- признать незаконным отказ администрации в выдаче ордера на проведение земляных работ, выраженный в письме от 09.11.2011 N 18-17/179арх/0 за подписью руководителя администрации Калмыкова Ю.А.;
- обязать администрацию выдать ЖСК "Доступное жилье" ордер на проведение земельных работ, обозначенных в заявлении от 26.09.2011.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, государственное учреждение "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник", Министерство культуры Российской Федерации (далее - министерство), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ЖСК "Доступное жилье" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 19.11.2009 N 2274-ПГ (в редакции постановления от 08.04.2010 N 513-ПГ) ЖСК "Доступное жилье" предоставлен на праве аренды, сроком на 49 лет, земельный участок площадью 445 004 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером 50:05:0070306:161, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Сергиев Посад, в районе ул. Советская, центральная часть кадастрового квартала 50:05:0070306, под малоэтажное строительство в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 27.10.2009 N5005/212/09-26759.
В дальнейшем между администрацией муниципального района и ЖСК "Доступное жилье" заключен договор о праве аренды указанного земельного участка, зарегистрированный Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 28.06.2011.
26 сентября 2011 года ЖСК "Доступное жилье" обратилось к руководителю администрации г. Сергиев Посад с заявлением о выдаче ордера на проведение земельных работ по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г. Сергиев Посад в районе ул. Советская, для организации и проведении работ по уличному освещению (исх. б/н).
В ответ на данное обращение руководитель администрации письмом от 09.11.2011 N 18-17/179арх/0 сообщил, что согласно приказу Федеральной службы по соблюдению законодательства в области охраны культурного наследия от 22.04.2011 N 262 границы и территории земельного участка, на котором планируется проведение земляных работ, относятся к зоне охраняемого природного ландшафта - Л7. К данному земельному участку, согласно разделу 4 приложения 8 названного приказа применяются требования зон охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде", в связи с чем проведение земельных работ в целях организации и проведения работ по уличному освещению не представляется возможным.
Не согласившись с отказом администрации от 09.11.2011 N 18-17/179арх/0, кооператив обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемый отказ соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Обжалуя решение суда первой инстанции, кооператив указывает, что положения приказа Федеральной службы по соблюдению законодательства в области охраны культурного наследия от 22.04.2011 N 262 не подлежат применению, поскольку указанный акт не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован в установленном законом порядке.
В судебное заседание апелляционного суда ЖСК "Доступное жилье", администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, государственное учреждение "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представители администрации городского поселения и министерства в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителей администрации и министерства, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование отказа в выдаче ордера на проведение земельных работ по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г. Сергиев Посад в районе ул. Советская, администрация сослалась на приказ Федеральной службы по соблюдению законодательства в области охраны культурного наследия от 22.04.2011 N 262, которым утверждены:
- границы территории и зон охраны комплекса объектов культурного наследия федерального значения, входящих в состав включенного в Список всемирного наследия "Ансамбля Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде";
- конкретные требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах зон охраны комплекса объектов культурного наследия федерального значения, входящих в состав включенного в Список всемирного наследия "Ансамбля Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде".
Названным приказом предписано внести в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сведения о наличии зон охраны объекта всемирного наследия "Ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде".
В приложении N 7 к приказу описаны границы зон охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия "Ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде", которая состоит из 9 участков, участок Л7, содержит номера поворотных точек границ зон охраны, номера точек.
Приложение N 3 к данному приказу содержит таблицу координат поворотных точек границ территории и зон охраны объекта всемирного наследия "Ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде", в котором при описании участка 7 Р3 указаны номера поворотных точек границ зон охраны объекта, в том числе 460, 461, 462, 463, 465, 466, 467, 468, 469. 470, 471, 472, 473, 474, 475, 476, 477, 478 (лист 79-80 приказа 262).
В разделе В2 представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка от 27.10.2009 N 5005/212/09-26759 с кадастровым номером 50:05:0070306:161, принадлежащего заявителю на праве аренды, указаны номера поворотных точек данного земельного участка, а именно: 460, 461, 462, 463, 464, 465, 466, 467, 468, 469. 470, 471, 472, 473, 474, 475, 476, 477, 478.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В дальнейшем указанная информация вносится в состав сведений государственного кадастра недвижимости как описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Но основании изложенного, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что описание границ земельного участка с поворотными точками 460, 461, 462, 463, 464, 465, 466, 467, 468, 469. 470, 471, 472, 473, 474, 475, 476, 477, 478, имеющего кадастровый номер 50:05:0070306:161, который предоставлен заявителю на праве аренды, описан в приложении N 3 к приказу Федеральной службы по соблюдению законодательства в области охраны культурного наследия от 22.04.2011 N 262.
В приложении N 8 к приказу Федеральной службы по соблюдению законодательства в области охраны культурного наследия от 22.04.2011 N 262 установлены конкретные требования к режимам использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта всемирного наследия "Ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде".
Так в разделе 3 приложения N 8 к Приказу от 22.04.2011 N262 установлен запрет на проведение всех видов земляных и строительных работ без предварительного археологического воздействия.
Раздел 4 приложения N 8 к Приказу от 22.04.2011 N 262 устанавливает требования к градостроительному регламенту в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия "Ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде", согласно которым градостроительным регламентом должно предусматриваться, в том числе: запрещение возведения новых объектов капитального строительства, за исключением объектов, предназначенных для обеспечения санитарных норм содержания городской садово-парковой зоны, при этом градостроительным регламентом может разрешаться: использование земель в качестве территорий общего пользования рекреационного значения; восстановление основных характерных панорам и секторов обзора объекта всемирного наследия с береговых склонов оврагов и в створах долин р. Кончуры и р. Вондюги; благоустройство территории с устройством пешеходных зон; реконструкция существующих инженерных сетей; прокладка новых инженерных сетей только в подземных коллекторах с восстановлением ландшафта.
При указанных обстоятельствах администрация отказала заявителю в выдаче ордера на проведение земельных работ на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0070306:161, поскольку указанный земельный участок относится к зоне охраняемого природного ландшафта.
Довод заявителя о том, что положения приказа Федеральной службы по соблюдению законодательства в области охраны культурного наследия от 22.04.2011 N 262 не подлежат применению к рассматриваемым правоотношениям, поскольку указанный акт не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован в установленном законом порядке, не может служить основанием для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия.
Приказ Росохранкультуры от 21.06.2010 N 100 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению паспорта объекта культурного наследия" предусматривает, что к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации в смысле статьи 24 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" относятся объекты культурного наследия федерального значения - объекты недвижимого имущества, прямо поименованные в соответствующем Указе Президента Российской Федерации или акте Правительства Российской Федерации (архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения.
Пунктом 4 статьи 99 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого отказа администрации городского поселения Сергиев Посад.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.09.2012 по делу N А41-7194/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7194/2012
Истец: ЖСК "Доступное жилье"
Ответчик: Администрация городского поселения Сергиев Посад Московская область
Третье лицо: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Администрация Сергиево-Посадского района, ГУ Московская область "Сергиево- Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник", ГУК МО "Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник", Министерство культуры РФ, Минкультуры РФ, Территориальное управление Росимущества по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Московской области, ТУ Росимущество в МО, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Финансовое управление Администрации Сергиево-Посадского муниципального района, Администрация городского поселения Сергиев Посад Сергиево -Посадского МУ р-она