г. Москва |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А41-20082/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Мордкиной Л.М., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Алчаковым В.Х.,
при участии в заседании:
от Степеренковой Людмилы Николаевны - не явились, извещены;
от Администрации Чеховского муниципального района Московской области - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Чеховского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06 сентября 2012 года по делу N А41-20082/12, принятое судьей Нечаевой С.В. по исковому заявлению (заявлению) Степеренковой Людмилы Николаевны к Администрации Чеховского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия и обязании вынести решение,
УСТАНОВИЛ:
Степеренкова Людмила Николаевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточненных требований заявленных в соответствии со статьей 49 АПК РФ и принятых судом к своему производству) к Администрации Чеховского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация)
-о признании незаконным бездействия ответчика выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым N 50:31:0040808:23, площадью 80 кв.м., с разрешенным использованием под размещение торгового павильона, расположенного по адресу Московская область, г. Чехов, Привокзальная площадь, 6-1.
- об обязании Администрации Чеховского муниципального района вынести решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым N 50:31:0040808:23, площадью 80 кв.м. с разрешенным использованием под размещение торгового павильона, расположенного по адресу Московская область, г. Чехов, Привокзальная площадь, 6-1 и направить проект договора купли - продажи вышеуказанного земельного участка Степеренковой Людмиле Николаевне в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 сентября 2012 года требования Степеренковой Людмилы Николаевны удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке.
В качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции заявитель апелляционной жалобы указывает на нарушение норм материального права.
Стороны в судебное заседание представителей не направили, заявитель отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником торгового павильона общей площадью 130,5 кв.м. расположенного по адресу: Московская область, г.п. Чехов, Привокзальная площадь, д. 6-1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 мая 2007 года 50НБN 236249 (л.д. 9). Данное обстоятельство так же подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.06.2012 N 31/019/2012-14.
01 марта 2006 года, индивидуальный предприниматель Степеренкова Людмила Николаевна (арендатор) и Администрация Чеховского муниципального района Московской области (арендодатель) заключили Договор аренды земельного участка N 1399 общей площадью 80 кв.м. с кадастровым номером 50:31:0040808:0023, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, Привокзальная площадь, д. 6-1.
06 апреля 2006 года, Договор аренды земельного участка N 1399 от 01.03.2006 года, зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Московской области за номером 50-50-31/010/2006-274.
18 апреля 2011 года, индивидуальный предприниматель Степеренкова Людмила Николаевна (арендатор) и Администрация Чеховского муниципального района Московской области (арендодатель) заключили Договор аренды земельного участка N 514 общей площадью 80 кв.м. с кадастровым номером 50:31:0040808:0023, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, Привокзальная площадь, д. 6-1. Срок Договора аренды земельного участка установлен до 01 июня 2011 года (пункт 2.1 Договора).
27 октября 2011 года, индивидуальный предприниматель Степеренкова Людмила Николаевна (арендатор) и Администрация Чеховского муниципального района Московской области (арендодатель) заключили Договор аренды земельного участка N 557 общей площадью 80 кв.м. с кадастровым номером 50:31:0040808:0023, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, Привокзальная площадь, д. 6-1. Срок Договора установлен сторонами - 6 месяцев с 28 сентября 2011 года по 29 марта 2012 года (пункт 2.1. Договора).
16 января 2012 года и 21 января 2012 года, Степеренкова Людмила Николаевна обратилась к главе Чеховского муниципального района Московской области с заявлением о выкупе земельного участка, находящегося под объектом недвижимости, принадлежащем на праве собственности заявителю.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.06.2012 года N 31-/019/2012-13, не усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 50:31:0040808:0023, категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Чехов, Привокзальная площадь, д. 6-1, имеет ограничение в обороте, запрет приватизации установленный федеральным законом, либо резервирование для государственных или муниципальных нужд.
По требованию Администрации заявителем представлено письмо Администрации города Чехова от 30.01.2012 N ЮЛ-2012-0017 об отсутствии возражений против предоставления в собственность за плату испрашиваемого земельного участка (л.д. 16).
Однако, по истечении установленного законом срока, ответа от Администрации не последовало.
Посчитав, что данное бездействие является незаконным и подлежит признанию незаконным заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области.
Статьями 28, 29 ЗК РФ установлено, что решение о предоставлении земельного участка принимается на основании заявления, поданного в письменном виде в орган местного самоуправления.
В силу статьи 29 ЗК РФ в совокупности с положениями статьи 11 этого же Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 4 ст. 28), а именно:
-изъятия земельных участков из оборота;
-установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
-резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.
Земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ, а именно не занят: государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Земельный участок также не ограничен в обороте по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, а именно не находится: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, для реализации права на приобретение в собственность земельного участка заявитель должен подтвердить только право собственности на объект недвижимости.
В силу пункта 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник задания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (5 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установлено, что распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Таким образом, в соответствии с пунктами 5, 6 статьи 36 ЗК РФ, орган местного самоуправления обязан в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении в собственность земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность, и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить проект договора купли-продажи направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9. 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 Постановления Пленума от 24.03.2005 N 11 разъяснено, что основаниями для отказа в приватизации участка являются его ограничение в обороте, запрет приватизации, установленный федеральным законом, либо его резервирования для государственных или муниципальных нужд.
Однако Администрацией Чеховского муниципального района Московской области таких доказательств не предоставлено.
Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемого земельного участка в государственном земельном кадастре не содержится, законом или судом не установлено.
В своей апелляционной жалобе Администрация указывает, что заявитель не представил доказательств того, что ему необходим для эксплуатации принадлежащего ему здания, а так же осуществления хозяйственной деятельности земельный участок с испрашиваемой площадью.
Апелляционный суд считает данный довод не состоятельным ввиду нижеследующего.
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание то, что разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040808:23 является "под размещение торгового павильона", а сам торговый павильон является строением общей площадью 130, 50 кв.м., арбитражный суд приходит к выводу, что площадь данного земельного участка 80, 0 кв.м. необходима для использования торгового павильона.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 сентября 2012 года по делу N а41-20082/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Чеховского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Л.М. Мордкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20082/2012
Истец: Степеренкова Л. Н.
Ответчик: Администрация Чеховского муниципального района
Третье лицо: Администрация Чеховского муниципального района Московской области