г. Чита |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А19-14475/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2012 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сюхунбин Е. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2012 года по делу N А19-14475/2012 по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования (ИНН 3801004130, ОГРН 1033800515957) к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области (ИНН 3811020966, ОГРН 1033801033155) о признании незаконными решения N 421 от 31.05.2012 г.,
(суд первой инстанции судья Чемезова Т. Ю.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьего лица - Автономная Некоммерческая Дошкольная Образовательная Организация "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА" (ИНН 3801114358, ОГРН 1113800001347): не явился,
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования (далее заявитель, Комитет, КУМИ) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области (далее антимонопольный орган, УФАС) о признании незаконными решения N 421 от 31.05.2012 г.
Решением суда первой инстанции от 17 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Комитет в нарушение ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ, заключив договор аренды муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления N 2027 от 22.07.2011 г., без проведения торгов с хозяйствующим субъектом - автономной некоммерческой дошкольной образовательной организацией "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА", в отсутствие оснований, предусмотренных законодательством, обеспечил ей более выгодные условия предпринимательской деятельности на соответствующем товарном рынке, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, КУМИ обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что антимонопольным органом неправильно указано на нарушение Комитетом ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку при заключении договора аренды N 2027 от 22.07.2011 г. не требовалось проведение торгов, исходя из положений п. 4 ч.1 ст.17.1 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как Автономная Некоммерческая Дошкольная Образовательная Организация "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА" (далее АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА") относится к социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляет социально полезную деятельность, направленную на развитие гражданского общества и решение социальных проблем, осуществляет деятельность в области образования.
УФАС в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третье лицо - АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА" отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав апелляционную жалобу и отзыв на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа антимонопольным органом в отношении Комитета 24.04.2012 г. было возбуждено дело N 124 по признакам нарушения ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в заключении с хозяйствующим субъектом - АНДОО "Империя дества" договора аренды N 2027 от 22.07.2011 г. в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения торгов.
По результатам расследования решением УФАС N 421 от 31.05.2012 г. действие Комитета, выразившееся в заключении договора аренды муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, N 2027 от 22.07.2011 г., без проведения торгов с хозяйствующим субъектом - АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА", которое приводит и (или) может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с необоснованным ограничением доступа к торгам потенциальных участников аукциона и недопущением органом местного самоуправления возникновения конкурентных отношений между потенциальными арендаторами - хозяйствующими субъектами, желающими осуществлять деятельность по дневному уходу за детьми, признано нарушившим ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с вышеуказанным решением антимонопольного органа, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 14, ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Статьей 209 ГК РФ установлено ограничение собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, если эти действия нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
Частью 3 ст. 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в муниципальной собственности.
Из указанных норм права следует, что совершение сделок с имуществом, в том числе, и передача данного имущества в пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, которое включает в себя и антимонопольное законодательство.
Из материалов дела следует и по существу не оспаривается заявителем, что 23 июня 2011 года АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА" обратилось в Комитет с заявлением о заключении договора аренды нежилого здания сроком на 10 лет, расположенного по адресу: г. Ангарск, 30 квартал, д. 12.
Постановлением N 1256-па от 11.07.2011 г. АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА" было предоставлено в аренду сроком на 10 лет нежилое здание общей площадью 814,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Ангарск, 30 квартал, д. 12; здание склада, общей площадью 71,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Ангарск, 30 квартал, строение 12/1, для осуществления деятельности по дневному уходу за детьми.
22 июля 2011 года между КУМИ и АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА" заключен договор аренды объектов нежилого фонда N 2027 сроком действия с 22.06.2011 г. по 21.07.2021 г.
В соответствии с данным договором в аренду переданы объекты муниципального имущества: нежилое здание общей площадью 814,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Ангарск, 30 квартал, д. 12; здание склада, общей площадью 71,5 кв. м., расположенное по адресу: г. Ангарск, 30 квартал, строение 12/1.
Согласно п. 2.1.2. Положения о порядке предоставления в аренду муниципального имущества Ангарского муниципального образования, утвержденного Решением Думы Ангарского МО от 01.06.2009 г. N 649-57рД, муниципальное имущество АМО предоставляется в аренду без проведения торгов (конкурса или аукциона) при передаче муниципального имущества лицам, не являющимся хозяйствующими субъектами (на которых не распространяется Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона N 7-ФЗ от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях" социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1, 3 ст. 31.1, ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности, в том числе: деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.
Оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в следующих формах: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций.
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
В соответствии с п. 2 ст. 31.1 Федерального закона РФ от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", для признания некоммерческих организаций социально ориентированными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с предусмотренными настоящей статьей видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела документов следует, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА" является дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию), дополнительными видами деятельности являются дополнительное образование детей, прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности у АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА" отсутствует.
Согласно пункту 2.1, 2.2 устава АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА", целями создания Организации является развитие дошкольного образования: оказание образовательных услуг для детей от 1 года до 7 лет; оказание консультационной помощи семьям, имеющим детей; оказание помощи ребенку в его адаптации к социальным условиям: оказание иных образовательных услуг.
Основными задачами являются: обеспечение интеллектуального, личностного, художественно-эстетического и физического развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; охрана жизни и укрепление здоровья детей; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка; оказание помощи семье в воспитании детей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; обеспечение широкого доступа к дополнительному образованию для детей и их родителей; гармоничное развитие личности.
Видами деятельности являются: групповая и индивидуальная работа с детьми по развитию навыков, необходимых для обучения в начальной школе; раннее обучение детей грамоте, элементарным математическим представлениям, рисованию, ритмике, музыке и т.д.: подготовка руки к письму; обучение работе с природными материалами, бумагой, тканью; обучение рисунку, знакомство с русскими художниками; обучение иностранному языку дифференцированное для различных возрастных групп обучающихся: педагогическое консультирование детей и их родителей путем привлечения соответствующих специалистов; обучение и коррекционные тренинги для детей, имеющих особые образовательные потребности; обучение здоровому образу жизни; деятельность по охране здоровья; содействие в оказании услуг репетитора, няни, гувернера, домашнего обучения; организация индивидуальной работы с ребенком и его родителями психолога, логопеда, дефектолога, и др. педагогов; разработка и реализация новых программ дошкольного образования на основе рекомендованных Министерством образования Российской Федерации; взаимодействие с организациями и объединениями, занимающимися проблемами обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Таким образом, АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА" оказываются возмездные услуги по содержанию детей (присмотр, уход, питание), а также услуги по организации занятий по развитию физических, умственных и творческих способностей, занятий по подготовке к школе, занятий по развитию художественных способностей ребенка.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенного в действие Постановлением Госстандарта России N 454-ст от 06.11.2001 г., в группу 85 "Здравоохранение и предоставление социальных услуг" входит предоставление социальных услуг без обеспечения проживания (код 85.32), которое включает: дневной уход за детьми (детские ясли, сады), в том числе дневной уход за детьми с отклонениями в развитии.
То есть, в группировку услуг в области образования по коду ОКВЭД - 80.10.1 услуги по уходу за детьми в дневное время не входят.
Учитывая изложенное, а так же то, что ни в Уставе АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА", ни в выписке из ЕГРЮЛ не предусмотрен такой вид деятельности, осуществляемый АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА", как уход за детьми в дневное время, тогда как в силу положений ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" поддержка социально ориентированным некоммерческим организациям может быть оказана только при условии осуществления ими перечисленных в данной статье видов деятельности в соответствии с учредительными документами, а так же, что Комитетом и третьим лицом не представлены доказательства издания уполномоченным органом местного самоуправления нормативного акта, которым деятельность по дневному уходу за детьми отнесена к социально ориентированной и направленной на решение социальных проблем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о несоответствии осуществляемой АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА" деятельности по дневному уходу за детьми, критериям деятельности по смыслу статьи 31.1 Федерального закона РФ от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В связи с чем, противоположные доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Таким образом, учитывая изложенное, антимонопольный орган и суд первой инстанции обоснованно пришли к выводу, что при заключении Комитетом договора N 2027 от 22.07.2011 г. аренды муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения торгов с хозяйствующим субъектом - АНДОО "ИМПЕРИЯ ДЕТСТВА", в отсутствие оснований, предусмотренных законодательством, является нарушением ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно указал на законность решения УФАС N 421 от 31.05.2012 г.
Доводы заявителя апелляционной жалобы являлись предметом судебной оценки суда первой инстанции, данные доводы проверены и обоснованно отклонены судом, как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права применительно к обстоятельствам данного конкретного дела.
Напротив, выводы суда первой инстанции о законности решения УФАС N 421 от 31.05.2012 г. основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, ни антимонопольным органом, ни судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы, отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2012 года по делу N А19-14475/2012, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2012 года по делу N А19-14475/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14475/2012
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского муниципального образования
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: Автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация "Империя Детства"