город Ростов-на-Дону |
|
20 декабря 2012 г. |
дело N А32-16257/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей И.Г. Винокур, Л.А. Захаровой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от предпринимателя Бесчастной С.В.: представитель Волошин Анатолий Иванович, паспорт, по доверенности от 05.06.2012,
от Управления Россельхознадзора: Дикий Евгений Александрович, удостоверение, по доверенности от 03.07.2012 N 09-08/128, Касьяненко Александр Леонидович, удостоверение, по доверенности от 11.07.2012 N 09-08/134,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.08.2012 по делу N А32-16257/2012, принятое судьей Бутченко Ю.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Бесчастной Светланы Владимировны к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бесчастная Светлана Владимировна (далее - предприниматель Бесчастная С.В.) обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление Россельхознадзора по КК и РА) о признании незаконным протокола об административном правонарушении от 05.06.2012 N 22В14/1321; признании незаконным акта проверки от 05.06.2012 N 08-15/ВП-712; признании незаконным и отмене постановления от 06.06.2012 N22В-14/1321 о привлечении предпринимателя Бесчастной С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением суда от 21.08.2012 признано незаконным и отменено постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности. Решение мотивировано тем, что материалами дела не подтверждено наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения. В части требований об оспаривании акта проверки и протокола об административных правонарушениях производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Россельхознадзора обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что предприниматель осуществляет заготовку продуктов и сырья животного происхождения для дальнейшего их использования в производстве и переработке, т.е. для приготовления блюд в организации общественного питания (кафе).
Представитель Управления Россельхознадзора в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований предпринимателя.
Представитель предпринимателя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 09 час. 25 мин. 13.12.2012. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 05.06.2012 государственным инспектором ветнадзора Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в отношении предпринимателя Бесчастной С.В. составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
В протоколе указано, что в ходе проведенной 05.06.2012 по адресу Краснодарский край, Федеральная автодорога М-4 "Дон" 1390 км+500-м слева, проверки установлено, что предпринимателем Бесчастной С.В. не представлен договор на утилизацию и уничтожение биологических отходов, не представлены документы, подтверждающие утилизацию биологических отходов, образующихся в результате деятельности кафе, что является нарушением п.п. 1.1, 1.2 и 1.8 "Ветеринарно-санитарных правил по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов", утвержденных Главным госветинспектором РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении государственным инспектором ветеринарного надзора Краснодарского межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вынесено постановление от 06.06.2012 N 22В-14/1321 о привлечении предпринимателя Бесчастной С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 1 ст. 10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон N 4979-1) государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
На основании статьи 15 Закона N 4979-1 продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Статья 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" закрепляет обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан - владельцев животных и производителей продуктов животноводства, а именно: ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
- осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
- соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
- предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
- до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
- соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
- выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В соответствии с пунктом 1.1 "Ветеринарно-санитарных правил по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов", утвержденных Главным госветинспектором РФ от 04.12.1995 N 13-7-2/469, ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила") являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.
Согласно пункту 1.2 Правил биологическими отходами являются:
- трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
- абортированные и мертворожденные плоды;
- ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
- другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Пунктом 1.8 Правил установлено, что категорически запрещается сброс биологических отходов в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для захоронения.
Судом установлено, что основным видом деятельности предпринимателя является деятельность гостиниц, деятельность по организации отдыха и развлечений, розничная торговля вне магазинов, аренда легковых автомобилей, физкультурно-оздоровительная деятельность, деятельность ресторанов и кафе, сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества, прокат бытовых изделий и предметов личного пользования, а также деятельность танцплощадок и дискотек.
По адресу: Краснодарский край, Федеральная автодорога М-4 "Дон" 1390 км+500-м слева, предприниматель осуществляет деятельность общественного питания (кафе).
В материалы дела не представлены доказательства наличия у предпринимателя по указанному адресу животных и производства им продуктов животноводства. Доказательств того, что предприниматель является владельцем животных или занимается производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения, административный орган не представил.
Управлением не представлены доказательства, подтверждающие нахождение на территории, используемой предпринимателем, биологических отходов в смысле Правил от 04.12.1995 N 13-7-2/469.
Накопление и размещение биологических отходов не зафиксировано документально.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что на предпринимателя не распространяются требования Ветеринарных правил от 04.12.1995 N 13-7-2/469.
Таким образом, у Управления Россельхознадзора отсутствовали основания для составления в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности в связи с вменением нарушений Ветеринарных правил от 04.12.1995 N 13-7-2/469.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы Управления Россельхознадзора о том, что предприниматель осуществляет заготовку продуктов и сырья животного происхождения для дальнейшего их использования в производстве и переработке, т.е. для приготовления блюд в организации общественного питания (кафе).
При этом Управление исходит из того, что отходы, образующиеся в процессе приготовления пищи из сырья животного происхождения, относятся к указанным в пункте 1.2 Правил другим отходам, получаемым при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождении.
В соответствии с пунктом 1.11 Ветеринарных правил от 04.12.1995 N 13-7-2/469 правила определяют условия:
- сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции;
- нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;
- предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;
- охраны окружающей среды от загрязнения.
В материалах дела отсутствуют доказательства осуществления предпринимателем деятельности животноводческого комплекса (фермы), фермерского, личного, подсобного хозяйства, либо осуществления деятельности в месте скопления, кочевий (прогона) животных, транспортировки животных и животноводческой продукции.
Управлением Россельхознадзора также в материалы дела не представлено доказательств использования предпринимателем при приготовлении пищи в кафе сырья животного происхождения, не прошедшего надлежащего ветеринарного контроля, зараженного сырья, либо использования сырья неизвестного происхождения.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства осуществления предпринимателем деятельности, подпадающей под регулирование Ветеринарными правилами от 04.12.1995 N 13-7-2/469, и соответственно их нарушение, образующее состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.6 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом
Постановление от 06.06.2012 N 22В-14/1321 является незаконным и подлежит отмене как принятое при отсутствии правовых оснований и доказательств события и состава правонарушения.
Решение о прекращении производства по делу в части оспаривания протокола об административном правонарушении и акта проверки сторонами по делу не обжаловано.
Таким образом, решение суда от 21.08.2012 является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 августа 2012 года по делу N А32-16257/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16257/2012
Истец: ИП Бесчастная Светлана Владимировна
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по КК и Республике Адыгея, г. Краснодар