г. Чита |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А19-14543/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2012.
Полный текст постановления изготовлен 26.12.2012.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Клочковой Н.В., Бушуевой Е.М,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петелиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2012 года по делу N А19-14543/2012 по иску Заместителя прокурора Иркутской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772 ИНН 3808214087 664025, Город Иркутск, Улица Российская, 17) к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (666654, Иркутская обл., Усть-Илимский р-н, ОГРН 1083817000013 ИНН 3817032982), Областному государственному автономному учреждению "Северный лесхоз" (666661, Иркутская обл., Усть-Илимский р-н, Железнодорожный п, 1-й кв-л, 4, 2 ОГРН 1033802006094 ИНН 3841001921) о признании договора недействительным (суд первой инстанции: Кулик Е.Н.),
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель не явился, извещен,
от Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству - Краснова А.Н., представитель по доверенности от 18.12.2012, от Областного государственного автономного учреждения "Северный лесхоз" - представитель не явился, извещен,
установил:
Заместитель прокурора Иркутской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству и Областному государственному автономному учреждению "Северный лесхоз" о признании договора от 12.01.2011 N 1 недействительным.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2012 года исковые требования удовлетворены, договор на выполнение работ по охране, защите и
воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Северного лесничества от 12.01.2011 N 1, заключенный между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству и Областным государственным автономным учреждением "Северный лесхоз" признан недействительным. С Областного государственного автономного учреждения "Северный лесхоз" в доход федерального бюджета взыскано 2 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
С принятым судебным актом не согласен ответчик - Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству, обратился с апелляционной жалобой. Полагает, что данное решение суда незаконно и подлежит отмене. Указывает на то, что в соответствии с подпунктом 14 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, размещение заказа осуществлено у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Цена оспариваемого договора составила 96 294 рубля. Нормы Приказа Министерства регионального развития от 05.07.2010 N 270, касающиеся проведения аукциона (конкурса), относятся только к тем договорам, по которым в соответствии с Законом N 94-ФЗ, проведение конкурса (аукциона) обязательно, к остальным же заказам (договорам) в т.ч. и на размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчёта наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке не применяются. Считает, что при заключении договора N 1 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Северного лесничества от 12.01.2011 нарушений законов и иных нормативно-правовых актов допущено не было.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал на несостоятельность доводов ответчика.
Представитель ответчика в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 12.01.2011 Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (заказчик) и Областное государственное автономное учреждение "Северный лесхоз" (подрядчик) подписали договор N 1 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Северного лесничества, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ, содержание, объем, стоимость, место выполнения, сроки и требования к выполнению и качеству которых стороны согласовали в приложении N 1 к настоящему договору, а заказчик обязался передать лесные насаждения для заготовки древесины с предельным объемом 200 000 куб.м. стоимостью 2 126 000 руб. 00 коп.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что оспариваемый договор заключен без проведения торгов в нарушение статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, исходя из того, что договор от 12.01.2012 не соответствует требованиям части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и положениям Приказа Минэкономразвития России от 05.07.2010 N 270, удовлетворил иск.
Апелляционный суд полагает, что основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормам материального права, ссылка на которые в судебном акте имеется. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены решения, судом не допущено.
Частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Согласно частям 2, 3 статьи 19 ЛК РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключается договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с частью 5 статьи 19 ЛК РФ особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития от 05.07.2010 N 270 утверждены особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров (далее - Приказ N 270), которыми предусмотрено, что размещение заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины должно осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления (далее - заказчики) на весь комплекс работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (лесопарка) или лесного участка (за исключением авиационных работ по охране и защите лесов, работ по тушению пожаров).
Согласно пункту 2 приказа N 270 в извещении о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсной документации или документации об аукционе указывается предельный объем заготовки древесины при выполнении указанных работ.
Также в конкурсной документации или документации об аукционе, помимо условий государственного или муниципального контракта, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" должны быть указаны положения, определяющие:
а) местоположение лесных насаждений (лесничество, лесопарк, лесной квартал, лесотаксационный выдел), где планируется вырубка лесных насаждений;
б) стоимость (цена) подлежащих выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, установленная по результатам проведенного конкурса или аукциона, а также плата за заготовку древесины, размер которой определяется в соответствии со статьей 76 Лесного кодекса Российской Федерации на основании предельного объема заготовки древесины и ставок платы за заготовленную древесину.
Судом при системном толковании содержания части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров следует, правомерно указано на то, что заготовка древесины неразрывно связана с выполнением работ по охране, защите, воспроизводству лесов, входит в состав данных работ, сведения об условиях продажи лесных насаждений для заготовки древесины включаются в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе. Само по себе требование о включении в извещение о проведении конкурса или аукциона, а также в конкурсную документацию или документацию об аукционе сведений о размере платы за заготовку древесины, означает что такая плата должна учитываться при определении характеристик проводимого конкурса.
Следовательно, установив в спорном случае в одностороннем порядке и без проведения торгов стоимость работ по охране, защите, воспроизводству лесов без учета стоимости лесных насаждений, подлежащих продаже в ходе выполнения указанных работ, территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству, тем самым, нарушило требования части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации и Особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключения договоров, а также требования статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 7. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
При толковании условий указанных правовых норм следует принимать во внимание требования части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку иное толкование фактически допускает без проведения торгов одновременное заключение договора на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений, что противоречит статьям 77, 19 Лесного кодекса РФ.
Кроме того, Приказ Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 г. N 270, устанавливающий особенности размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения договоров, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ, и являющийся специальным нормативным правовым актом, регулирующим спорные правоотношения, по отношению к нормам Федерального закона N 94-ФЗ, также не предусматривает возможности заключения соответствующих договоров без соблюдения публичных процедур.
Из анализа приведенных норм в их совокупности и системной взаимосвязи следует, что контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с элементами купли-продажи лесных насаждений может быть заключен только по результатам торгов в виде конкурса либо аукциона.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Таким образом, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что договор от 12.01.2011 N 1 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Северного лесничества заключенный в отсутствие публичных процедур установленных законом не соответствует требованиям статьи 19 ЛК РФ, Федеральному закону N 94-ФЗ, Приказу Минэкономразвития РФ от 05.07.2010 г. N 270; в связи с чем, является недействительной (ничтожной) сделкой, не порождающей правовых последствий для сторон с момента её заключения согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
В этой связи суд правомерно удовлетворил исковые требования.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 октября 2012 года по делу N А19-14543/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Скажутина Е.Н. |
Судьи |
Бушуева Е.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14543/2012
Истец: Прокуратура Иркутской области, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом (Росимущество) Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Ответчик: Областное государственное автономное учреждение "Северный лесхоз", Территориальное управление агенства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству, Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству