Тула |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А09-7774/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Байрамовой Н.В., Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коломиец В.Н., рассмотрев в судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционную жалобу Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2012 по делу N А09-7774/2012, принятое по заявлению Брянской городской администрации (г. Брянск, ИНН 3201001909, ОГРН 1023202743574) к государственному инспектору отделения ДИиОД ОГИБДД УМВД России по городу Брянску (г. Брянск) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, при участии представителей заявителя - Брянской городской администрации - Козловой Н.А. (доверенность от 12.12.2011 N 1/06-2213, установил следующее.
Брянская городская администрация (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к отделению ДИиОД ОГИБДД УМВД России по городу Брянску (далее - отделение, административный орган) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 01.08.2012 N 32 АА 056091.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 05.07.2012 инспектором отделения были выявлены следующие нарушения: Брянской городской администрацией не соблюдены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании участка дороги г. Брянска, внутриквартального проезда от проспекта Московского в направлении домов N 156 N 160 в Фокинском районе г. Брянска, который не включен в перечень объектов улично-дорожной сети г. Брянска, утвержденный постановлением Брянской городской администрации, при этом допущено образование просадок, выбоин и иных повреждений дорожного покрытия, размеры которых превышают предельно допустимые параметры, предусмотренные пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, не приняты меры по устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на указанном участке автодороги, о чём был составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог от 05.07.2012.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом ОГИБДД УМВД России по г. Брянску в отношении Брянской городской администрации протокола от 25.07.2012 N 32 АА 185 694 об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом.
Постановлением от 01.08.2012 N 32 АА 056091 по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая, что постановление не соответствует закону, нарушает ее права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях администрации состава вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная инстанция находит данный вывод ошибочным.
В силу частей 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 12.34 Кодекса несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу пункта 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на основании пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 Закона N 131-ФЗ).
Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) также относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Анализ названных норм позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на наличие у органов публичной власти статуса юридического лица, они, в первую очередь, исполняют функции осуществления государственной власти или местного самоуправления, организационно-распорядительные, управленческие и иные властные функции, а не функции хозяйствующего субъекта.
В этой связи допущение органом публичной власти в ходе своей основной деятельности нарушения определенных правил и норм не может быть квалифицировано как административное правонарушение, совершенное им как юридическим лицом.
Привлечение органа публичной власти к административной ответственности в качестве юридического лица возможно только в случае, когда он нарушает соответствующие правила и нормы именно как юридическое лицо в процессе своей внутренней финансово-хозяйственной деятельности.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса, являются в числе иных юридические лица, ответственные за соблюдение правил ремонта и содержание дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, а также за своевременное устранение помех для движения.
В рассматриваемом случае орган местного самоуправления в пределах своей компетенции организовал осуществление дорожной деятельности. Так, Брянский городской Совет народных депутатов решением от 28.04.2006 N 403 возложил исполнение муниципальных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства на отраслевой орган Брянской городской администрации - комитет по жилищно-коммунальному хозяйству (пункт 1.1 Положения).
К основным задачам комитета пунктом 2.2 Положения отнесена организация содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных искусственных инженерных сооружений, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных и инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Следовательно, администрация не является тем юридическим лицом, на которое непосредственно возложена обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, поэтому не может являться субъектом вменяемого ей правонарушения.
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса отсутствие состава административного правонарушения, а именно совокупности всех его элементов, исключает производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 31.10.2012 по делу N А09-7774/2012 отменить.
Требования Брянской городской администрации удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление отделения Дорожной инспекции и организации движения отдела ГИБДД УМВД России по городу Брянску от 01.08.2012 N 32 АА 056091 по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7774/2012
Истец: Брянская городская администрация
Ответчик: Государственный инспектор отделения ДИиОД ОГИБДД УМВД России по городу Брянску , старший лейтенант полиции Наумов Сергей Александрович
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2014 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6102/12
30.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3765/13
25.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3765/13
25.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6102/12
30.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6102/12
31.10.2012 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-7774/12