Тула |
|
21 декабря 2012 г. |
Дело N А68-10240/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Байрамовой Н.Ю. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коломиец В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.10.2012 по делу N А68-10240/11 (судья Коновалова О.А.), принятое по заявлению Межрайонной ИФНС России N 1 по Тульской области (Тульская обл., г. Узловая, ОГРН 1047103260005, ИНН 7117014255) к ФГКУ УВО УМВД России по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1127154023314, ИНН 7107537591) о взыскании 8 783 240 рублей 22 копеек, при участии представителей заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Тульской области - Туренка В.А. (доверенность от 10.10.2011 N 03-17/07480) и ответчика - ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области" - Гуреевой Е.Л. (доверенность от 08.11.2012), установил следующее.
Межрайонная ИФНС России N 1 по Тульской области (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Государственному учреждению Российской Федерации "Отдел вневедомственной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Богородицкий" (далее - учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по налогу на прибыль, пени и штрафу в общей сумме 8 783 240 рублей 22 копеек.
Определением от 30.08.2012 в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд произвел замену ответчика - Государственного учреждения Российской Федерации "Отдел вневедомственной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Богородицкий" на его правопреемника - на Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.10.2012 заявленные требования удовлетворены в части взыскания в доход бюджета налога на прибыль в сумме 6 738 753 рублей, пеней по налогу на прибыль в сумме 1 370 611 рублей 92 копеек, штрафа в сумме 6 000 рублей, всего 8 115 364 рублей 92 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Инспекция представила письменные пояснения на апелляционную жалобу, изложенные в отзыве. Просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка государственного учреждения Российской Федерации - "Отдел вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по муниципальному образованию "Богородицкий район", результаты которой оформлены актом от 11.07.2011 N 16.
По результатам рассмотрения акта проверки и возражений на акт инспекцией вынесено решение от 16.08.2011 N 07-41 о привлечении учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за неуплату налога на прибыль за 2008, 2009, 2010 годы в связи с занижением налоговой базы в виде штрафа в сумме 673 875 рублей 30 копеек.
Кроме того, налогоплательщику предложено уплатить пени по налогу на прибыль в сумме 1 370 611 рублей 92 копеек и недоимку по налогу на прибыль в сумме 6 738 753 рублей.
Указанное решение заявитель обжаловал в апелляционном порядке в УФНС по Тульской области, решением которого от 01.12.2011 N 193 ненормативный акт инспекции оставлен без изменения.
В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ инспекция направила требование N 5855 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.09.2011.
Поскольку в добровольном порядке требование налогового органа учреждением не исполнено, инспекция, учитывая, что ответчик является бюджетным учреждением, обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога на прибыль организаций, а также пени и штрафа в общем размере 8 783 240 рублей 22 копеек.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции признал требования налогового органа обоснованными.
Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт, правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Тульской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, апелляционная инстанция соглашается с таким выводом по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" требование об уплате налога представляет процесс досудебного урегулирования спора. Досудебное урегулирование спора состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки и основания для ее возникновения, даты, с которой начинается начисление пени, и ставки пеней.
В силу пункта 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 пункту 5 статьи 46 НК РФ взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ взыскание задолженности с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
Пунктом 8 статьи 45 НК РФ установлено, что предусмотренные настоящей статьей правила применяются также в отношении сборов, пеней и штрафов.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.
Из приведенных норм права следует, что законом не предусмотрено взыскание недоимки по налогам и сборам, а также пеням с бюджетных счетов получателей бюджетных средств в бесспорном порядке. Право на взыскание с бюджетного учреждения задолженности по налогам и пеням может быть реализовано налоговым органом только в судебном порядке.
Подразделение вневедомственной охраны, финансируемое за счет средств федерального бюджета, в соответствии с нормами гражданского и бюджетного законодательства относится к бюджетным учреждениям.
Таким образом, поскольку учреждение является бюджетополучателем, имеет лицевые счета, то взыскание с него задолженности по налогам и пеням может быть реализовано налоговым органом только в судебном порядке.
Рассматривая вопрос о взыскании налогов, пеней и штрафов в судебном порядке, суд обязан проверить соблюдение налоговым органом порядка и сроков такого взыскания.
Как усматривается из материалов дела, по результатам проверки налоговым органом вынесено решение от 16.08.2011 N 07-41, в соответствии с которым ГУ РФ "Отдел вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по муниципальному образованию "Богородицкий район" начислены налог на прибыль в сумме 6 738 753 рублей, пени по налогу на прибыль в сумме 1 370 611 рублей 92 копеек и штраф в сумме 673 875 рублей 03 копеек.
Обоснованность решения от 16.08.2011 N 07-41 в части доначисления налогоплательщику налога на прибыль организаций в размере 6 738 753 рублей и пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций в размере 1 370 611 рублей 92 копеек подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тульской области от 05.03.2012 по делу N А68-12726/11.
Привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ также признано правомерным, однако суд посчитал возможным применить положения статьи 112 НК РФ и снизить размер штрафа до 6000 рублей.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах, ввиду неисполнения требования и при наличии у налогоплательщика открытого лицевого счета по учету средств федерального бюджета и средств от приносящей доход деятельности суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика недоимку по налогу на прибыль организаций в сумме 6 738 753 рублей, пени в сумме 1 370 611 рублей 92 копеек и штраф в размере 6000 рублей.
Давая оценку доводу учреждения о том, что получение прибыли возможно лишь при осуществлении определенных затрат на ее получение, а за 2008 - 2010 годы расходы превышали доходы, что исключает возникновение налогооблагаемой прибыли, и отклоняя его, суд первой инстанции правомерно указал на то, что расходы налогоплательщика осуществляются за счет федерального бюджета и не могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Довод апелляционной жалобы о том, что средства, поступающие по договорам охраны имущества, подлежат зачислению в федеральный бюджет, в связи с чем налогоплательщик как юридическое лицо доход не получает, отклоняется судом, как основанный на неверном толковании норм материального права.
По смыслу статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В рассматриваемом случае для целей налогообложения принципы определения доходов содержатся в статье 41 НК РФ, где под доходом понимается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 136), определяющего доходы как поступления, полученные в результате использования имущества, которые принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества, на рассматриваемый случай не распространяются, поскольку согласно части 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, гражданское законодательство не применяется.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном применении налоговым органом Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в связи с тем, что они не относятся к законодательству о налогах и сборах, не может быть принят во внимание судом по следующим основаниям.
Обязанность по уплате налога на прибыль подразделениями вневедомственной охраны возникает в силу положений налогового законодательства, а именно: статей 247, 249, 321.1 НК РФ.
В рассматриваемом случае положения федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (статья 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ, статья 6 Федерального закона N 204-ФЗ от 24.11.2008), примененные налоговым органом, определяют особенности использования средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями.
Данная норма позволила суду сделать вывод, что уплата налога на прибыль должна быть произведена до перечисления полученных от осуществления услуг по охране имущества средств в федеральный бюджет.
Доводы жалобы о наличии обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренных статьей 111 НК РФ, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку указываемые налогоплательщиком разъяснения касаются порядка учета расходов организаций, которым оказываются услуги по охране объектов, а не порядка налогообложения доходов, получаемых органами вневедомственной охраны.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права, при этом не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Однако наличие статуса государственного органа само по себе не является основанием для освобождения подразделения вневедомственной охраны от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, поскольку такой орган может действовать как в сфере властных, публичных отношений, так и в области хозяйственных отношений как учреждение (статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, учреждение, являясь самостоятельным юридическим лицом в организационно-правовой форме учреждения, вправе осуществлять хозяйственную деятельность, приносящую доход и соответствующую целям его деятельности.
Данные подразделения финансируются не только из федерального бюджета, но и за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности, и могут самостоятельно распоряжаться полученным доходом.
Оспаривание ненормативного акта налогового органа не представляет собой случая защиты государственных и (или) общественных интересов иным органом. Поэтому подразделения вневедомственной охраны не освобождаются от уплаты государственной пошлины по указанным делам ни на основании подпункта 1, ни на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Указанная позиция соответствует постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 5658/10 по делу N ВА73-13725/2009.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Управлением государственная пошлина не была уплачена, а на момент рассмотрения дела суд апелляционной инстанции не располагает доказательствами уплаты госпошлины в установленном размере, она подлежит взысканию.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 29.10.2012 по делу N А68-10240/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации" (300012, г. Тула, ул. М. Тореза, д. 11, ОГРН 1127154023314, ИНН 7107537591) в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-10240/2011
Истец: МИФНС России N1 по Тульской области
Ответчик: ФГКУ "УВО УМВД РФ"
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2014 Определение Арбитражного суда Тульской области N А68-10240/11
21.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6093/12
30.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6093/12
29.10.2012 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-10240/11