город Ростов-на-Дону |
|
13 декабря 2012 г. |
дело N А32-8206/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей И.Г. Винокур, Л.А. Захаровой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "Ейский портовый элеватор": Фролов Анатолий Анатольевич, паспорт, по доверенности от 28.08.2012,
от Департамента Росприроднадзора: Шевченко Екатерина Андреевна, удостоверение, по доверенности от 22.10.2012 N 07/5192,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2012 по делу N А32-8206/2012, принятое судьей Руденко Ф.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Ейский портовый элеватор"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ейский портовый элеватор" (далее - ОАО "Ейский портовый элеватор") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЮФО) о признании незаконным и отмене постановления от 14.03.2012 N 0033/03/0011/85/2012 о привлечении ОАО "Ейский портовый элеватор" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Решением суда от 28.09.2012 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что материалами дела не доказано наличие вины общества в совершенном правонарушении.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент Росприроднадзора обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что обществом не разрабатывался и не представлялся на согласование проект строительства ливневой канализации с очистными сооружениями на существующих причалах.
Представитель Департамента Росприроднадзора по ЮФО в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований общества.
Представитель ОАО "Ейский портовый элеватор" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Краснодарским транспортным прокурором вынесено постановление от 17.02.2012 о возбуждении в отношении ОАО "Ейский портовый элеватор" дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
В постановлении указано, что Краснодарской транспортной прокуратурой 08.02.2011 года совместно со специалистом Департамента Росприроднадзора по ЮФО, проведена проверка соблюдения требований экологического законодательства в деятельности ОАО "Ейский портовый элеватор".
В ходе проверки установлено, что ОАО "Ейский портовый элеватор" осуществляет свою деятельность по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Пляжная, 8. Основным видом деятельности предприятия является проведение погрузо-разгрузочных работ на морском транспорте, складские операции, а также закупка, приемка, послеуборочная обработка, обеспечение сохранности и реализация в установленном порядке зерна, маслосемян, сортовых семян, зерновых и масличных культур.
Для осуществления хозяйственной деятельности ОАО "Ейский портовый элеватор" занимает земельный участок общей площадью 9,92 га. в 500 метровой водоохранной зоне Таганрогского залива Азовского моря. При этом, в районе грузового причала по перевалке зерновых грузов, отсутствует система ливневой канализации. Во время выпадения осадков ливневые стоки с данной территории попадают в акваторию порта, что влечет за собой загрязнение водного объекта.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении государственным инспектором по Южному федеральному округу Департамента Росприроднадзора по ЮФО вынесено постановление от 14.03.2012 N 0033/03/0011/85/2012 о привлечении ОАО "Ейский портовый элеватор" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьей 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу с пунктом 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (часть 2 статьи 55 Кодекса).
Подпунктом 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса РФ запрещается при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Как следует из материалов дела, в том числе постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в нарушение приведенных положений экологического законодательства ОАО "Ейский портовый элеватор" осуществляет хозяйственную деятельность в водоохранной зоне Таганрогского залива Азовского моря при отсутствии ливневой канализации, вследствие чего в акваторию залива попадают ливневые стоки, которые могут повлечь загрязнение водного объекта.
Таким образом, наличие в действиях ОАО "Ейский портовый элеватор" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, является доказанным.
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, материалы административного производства не содержат надлежащих доказательств вины общества в совершенном правонарушении.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что с учетом обстоятельств совершения правонарушения обществом "Ейский портовый элеватор" предпринимаются все возможные и необходимые меры для недопущения правонарушения, а также избежания загрязнения акватории Таганрогского залива Азовского моря.
Из материалов дела следует, что ОАО "Ейский портовый элеватор" с момента создания в течение длительного времени (более 10 лет, несколько десятилетий с учетом деятельности правопредшественника) осуществляет уставную деятельность на территории, входящей в общую территорию Ейского морского порта.
Сооружения элеватора были спроектированы и введены в эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства, действующего на момент начала эксплуатации элеватора.
Построение системы сборы и отведения сточных вод в настоящее время предполагает реконструкцию существующих сооружений.
В целях соблюдения природоохранного законодательства обществом был заказан и разработан проект строительства зернового терминала с двумя причалами, транспортного терминала по перевалке жидких неопасных грузов.
Указанный проект предусматривал расширение деятельности терминала, а также строительство современной и эффективной системы отведения и очистки сточных вод (л.д. 72-93 том 1).
Реализация указанного проекта оказалась невозможной вследствие отказа Экспертного межведомственного инвестиционного Совета при администрации Краснодарского края (л.д. 94).
При повторном рассмотрении вопроса о размещении терминала Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края указал, что производственная территория ОАО "Ейский портовый элеватор" включена в границы второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта г. Ейска, вследствие чего на данной территории запрещается размещения объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха.
Кроме того, Департамент указал, что проектом "Корректировка генерального плана развития Ейского городского поселения Ейского района" не предусмотрены мероприятия по развитию и модернизации существующей территории предприятия, расположенного в городе Ейске по ул. Пляжной, 8 (л.д. 98 том 1).
Таким образом, включение производственной территории элеватора в границы второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта г. Ейска исключает как возможность строительства на данной территории объектов производственного назначения, так и реконструкцию существующих.
В целях разъяснения возможности строительства ливневой канализации при указанных требованиях (запретах) закона ОАО "Ейский портовый элеватор" обращалось за разъяснениями, в том числе в Департамент Росприроднадзора по ЮФО, в Департамент природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края, а также в Транспортную прокуратуру и Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края.
ОАО "Ейский портовый элеватор" также обращалось в Департамент природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края и в Администрацию Ейского городского поселения муниципального образования Ейского района по вопросу получения разрешения на строительство ливневой канализации.
Письмом от 24.08.2012 N 01-2424/1217 глава Ейского городского поселения Ейского района указал обществу на необходимость сбора документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе положительного заключения экологической экспертизы проектной документации.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что обществом "Ейский портовый элеватор" принимаются все необходимые меры по приведению эксплуатируемых сооружений и условий осуществления деятельности в соответствие с требованиями экологического законодательства, в том числе Водного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении требований ОАО "Ейский портовый элеватор", поскольку у Департамента Росприроднадзора по ЮФО отсутствовали основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Таким образом, решение суда от 28.09.2012 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28 сентября 2012 года по делу N А32-8206/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8206/2012
Истец: ОАО "Ейский портовый элеватор"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования(Росприроднадзор) по Южному округу
Третье лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу