г. Челябинск |
|
25 декабря 2012 г. |
Дело N А34-3107/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе на решение Арбитражного суда Курганской области от 24 сентября 2012 года по делу N А34-3107/2012 (судья Григорьев А.А.).
Открытое акционерное общество "КЭМО" (далее - заявитель, ОАО "КЭМО", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее - заинтересованное лицо, РО ФСФР в УрФо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.06.2012 N 62-12-213/пн о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением арбитражного суда от 24.09.2012 (резолютивная часть объявлена 17.09.2012) заявленные требования удовлетворены.
Заинтересованное лицо не согласилось с решением арбитражного суда и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы РО ФСФР в УрФо указывает на отсутствие оснований для признания вмененного обществу правонарушения малозначительным.
По мнению административного органа совершенное правонарушение не отвечает признакам исключительности обстоятельств совершения правонарушения и критериям признания правонарушения малозначительным.
В данном случае угроза охраняемым общественных отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. В предписании указаны точные и определенные действия, которые должны быть предприняты заявителем по надлежащему исполнению, однако общество не предприняло все достаточных и необходимых мер для исполнения предписания в установленный срок.
Состав правонарушения по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ является формальным, посягает на установленный государством публично-правовой порядок управления. Характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, не входит в перечень доказывания по делам об административных правонарушениях с формальным составом.
Судом неправомерно указано на малозначительность правонарушения по причине тяжелого материального положения общества.
До судебного заседания от заявителя в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 09.02.2012 по 11.03.2012 была проведена камеральная проверка деятельности ОАО "КЭМО" на соответствие законодательству Российской Федерации о ценных бумагах и соблюдение прав инвесторов.
По итогам камеральной проверки 11.03.2012 Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе составлен акт (т. 4, л.д. 182-187).
В связи с выявленными нарушениями, по итогам камеральной проверки 12.03.2012 Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе направило в адрес ОАО "КЭМО" предписание об устранении нарушений действующего законодательства (т. 4, л.д. 179-181).
Заместителем начальника отдела по контролю за раскрытием информации участниками рынка ценных бумаг Регионального отделения ФСФР по Уральскому Федеральному округу 30.05.2012 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса. Протокол составлен в отсутствие законного представителя ОАО "КЭМО", надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Административным органом вынесено постановление 15.06.2012 N 62-12-213/пн о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 19.5 Кодекса в виде наложения штрафа в сумме 500 000 руб. При рассмотрении дела об административном правонарушении присутствовал представитель по доверенности Варкентин Л.И.
Не согласившись с таким постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение об удовлетворении требований общества, суд первой инстанции руководствовался выводами о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, однако пришел к выводу о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки данности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011N 717 (далее - Положение N 717).
Согласно пункту 5.4.15 Положения N 717 ФСФР выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, субъектам страхового дела, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, кредитным потребительским кооперативам, микрофинансовым организациям, иным физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также саморегулируемым организациям, созданным в соответствующей сфере деятельности.
В силу пункта 6.1 Положения N 717 ФСФР запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам.
Региональное отделение, являющееся территориальным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, наделено правом направления коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации предписаний в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.
Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что заявитель не раскрыл в ленте новостей сведения о раскрытии обществом на странице в сети Интернет списков аффилированных лиц за 1,2,3 кварталы 2011 года, не исполнив предписание в полном объеме.
Судом установлено, что ОАО "КЭМО" обязанность по надлежащему исполнению предписания в установленный срок не исполнена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действия общества образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом в материалы дела доказательств невозможности надлежащего исполнения предписания, не представлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что заявителем были предприняты все необходимые и достаточные меры для недопущения административного правонарушения, судом не установлено и из материалов дела не усматривается.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции полагает доказанной вину общества в совершении вмененного ему правонарушения.
Таким образом, оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава правонарушения не имеется.
Суд апелляционной инстанции относится критически к доводам подателя жалобы об отсутствии оснований для квалификации вменяемого правонарушения как малозначительного.
Согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на невозможность признания в качестве оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ тяжелого имущественного положения лица, привлекаемого к ответственности, а также на формальный состав вменяемого административного правонарушения, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, на что указано в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях".
При применении статьи 2.9 КоАП РФ суд учитывает, что законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Оценив характер правонарушения, отсутствие вредных последствий для государства и конкретных граждан, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд первой инстанции посчитал возможным применить в рассматриваемой ситуации положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Такой вывод суда первой инстанции соответствует материалам дела и не противоречит закону, а потому оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и привлечении к ответственности, влекущих признание незаконным и отмену постановления по делу об административном правонарушении, административным органом не допущено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, третьим лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 24 сентября 2012 года по делу N А34-3107/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3107/2012
Истец: ОАО "КЭМО"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе