г. Чита |
|
26 декабря 2012 г. |
дело N А58-1871/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сахабулт-Нерюнгри" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2012 года (согласно определения суда от 26.06.2012 об исправлении опечатки) по делу N А58-1871/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сахабулт-Нерюнгри" (ОГРН 1101434002515, ИНН 1434041844) к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1031402047005, ИНН 1435054074) о признании решения недействительным,
при участии третьего лица: Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1021401068920, ИНН 1435050030)
(суд первой инстанции: судья Евсеева Е.А)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Сахабулт-Нерюнгри" - не явился, извещен;
от Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) - не явился, извещён;
от третьего лица: Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) - не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сахабулт-Нерюнгри" (далее - ООО "Сахабулт-Нерюнгри", заявитель или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (далее - МВД по РС(Я), лицензирующий орган) с заявлением о признании решения об отказе в выдаче лицензии на торговлю патронами к гражданскому оружию недействительным и обязании выдать лицензию на право торговли патронами к гражданскому оружию.
Определением суда первой инстанции от 29.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне МВД РС(Я) привлечено Министерство по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (далее - МЧС по РС(Я)).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2012 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Сахабулт-Нерюнгри" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, вынесенного при применении закона не подлежащего применению. По мнению ООО "Сахабулт-Нерюнгри" со стороны ответчика имело место злоупотребление правом, что является недопустимы в силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации" и Письмом МЧС России от 18.05.2012 N 19-2-4-1940 "О правилах пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03)" у Общества не было препятствий для получения лицензии на право торговли патронами. МВД по РС(Я) скрыло эти факты от суда и настаивало на своей позиции, основывающейся на не опубликованных актах МЧС России и актах, действие которых ограничивалось вновь принятыми законами и новыми правилами.
МВД по РС(Я) в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
МЧС по РС(Я) отзыв на апелляционную жалобу не представил.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Сахабулт-Нерюнгри" зарегистрировано в едином государственной реестре юридических лиц - 1101434002515 (том 1, л. д. 62-65).
Заявитель обратился в лицензирующий орган с заявлением от 05.12.2011 для получения лицензии на право торговли гражданским оружием в количестве 200 единиц и патронами в количестве 15 000 единиц (вход N 4265 от 28.12.2011) с приложением документов, в том числе акта обследования и приложения к акту.
Согласно акту обследования помещения от 25.05.2011 комиссия установила допустимые нормы хранения: огнестрельное оружие до 200 ед., газовое оружие до 50 ед., в хранении патронов и пороха отказано.
Согласно приложению к акту обследования помещения от 11.10.2011 комиссией решено: признать соответствие помещения для хранения, торговли, использования оружия и патронов к нему; установить допустимые нормы хранения: огнестрельное оружие до 200 ед., газовое оружие до 50 ед., патронов до 15 000 ед.
Сопроводительным письмом от 09.12.2011 N 67/1475 лицензирующий орган направил акт обследования помещения в Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС РФ по РС(Я) для правовой оценки на соответствие требованиям Правил пожарной безопасности.
Письмом от 13.01.2012 N 43-2-1 Управление надзорной деятельности сообщило о том, что хранение и реализация патронов в магазине, расположенном на первом этаже жилого здания не допускается.
Рассмотрев представленные заявителем документы и иные материалы, на основании заключения, утвержденного заместителем начальника полиции МВД по РС(Я) 26.01.2012, лицензирующим органом заявителю выдана лицензия от 26.01.2012 ЛТО 0027401 на право торговли гражданским оружием в количестве 200 единиц и оружием самообороны в количестве 50 единиц, в выдаче лицензии на право торговли патронами отказано. Отказ в выдаче лицензии оформлен в виде уведомления от 26.01.2012 N 4265, согласно которому в связи с обстоятельствами, предусмотренными ст.9.1, 10, 18 Федерального закона "Об оружии", принять положительное решение о выдаче лицензии (разрешения) не представляется возможным.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого отказа правильным, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) производство оружия и основных частей огнестрельного оружия, производство патронов к оружию и составных частей патронов, торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговля патронами к оружию, коллекционирование и экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия, Положения о лицензировании торговли патронами к оружию, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 482 (далее - Положение о лицензировании), лицензирование торговли оружием и патронами к нему осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 12.04.1999 N 288 (далее - Инструкция) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации осуществляют выдачу лицензий и разрешений, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а также лицензий: на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 30 Инструкции при наличии обстоятельств, препятствующих выдаче лицензии, выносится соответствующее мотивированное заключение за подписью лица, осуществлявшего рассмотрение заявления и поступивших материалов, которое утверждается одним из руководителей органа внутренних дел, имеющим право подписи лицензий. На основании мотивированного заключения заявителю направляется письменное уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием конкретных норм законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, повлекших принятие отрицательного решения.
Приказом Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия) от 19.09.2011 N 569 утверждено Положение о Центре лицензионно-разрешительной работы МВД по РС(Я), осуществляющий в том числе выдачу организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на осуществление деятельности по торговле оружием и основными частями огнестрельного оружия и патронов к нему.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, отказ в выдаче лицензии, оформленный в виде уведомления от 26.01.2012 N 4265, за подписью начальника ЦЛРР МВД по РС(Я) Соловьева В.В. принят надлежащим органом в рамках предоставленных ему полномочий.
В соответствии со статьей 18 Закона об оружии торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему. Юридические лица, имеющие право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, обязаны в том числе обеспечивать сохранность оружия и безопасность его хранения.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий (статья 9 Закона об оружии).
В соответствии со статьей 22 Закона об оружии гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Закона об оружии постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 55 Правил оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах.
При этом объемы хранения патронов, дымного или бездымного пороха в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности, но не более 50 килограммов расфасованного для розничной торговли дымного или бездымного пороха.
В рамках предписаний МВД России Приказом от 12.04.1999 N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 15 Инструкции при получении лицензии на торговлю или коллекционирование оружия и патронов руководителю юридического лица необходимо представить, в том числе акты комиссионных обследований помещений, предназначенных для хранения и размещения оружия и патронов, сотрудниками лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел с привлечением представителей государственного санитарно-эпидемиологического, пожарного и архитектурного надзоров, а также специалистов Минкультуры России (при выдаче лицензий на коллекционирование) (подпункт "д").
Согласно пункту 21 Инструкции перед выдачей или продлением срока действия лицензий на торговлю оружия и патронов к нему проводятся комиссионные обследования условий его хранения, технической укрепленности объектов, организации охранных мероприятий, наличия учетной документации. По результатам обследования помещений юридических лиц - объектов хранения оружия и патронов составляется акт (приложение 42), в котором указывается разрешенное к хранению количество оружия и патронов, а также наличие условий для их размещения (в сейфах, шкафах, пирамидах, ящиках, на стеллажах) и оборудование помещений средствами охранно-пожарной сигнализации.
Осмотр помещений, зданий и сооружений осуществляется в присутствии руководителя юридического лица либо его заместителя, а осмотр оружия и патронов - в присутствии лица, ответственного за их сохранность (пункт 192).
В случаях необходимости к обследованию помещений, зданий и сооружений органами внутренних дел могут привлекаться работники органов архитектурного надзора либо других уполномоченных органов, к компетенции которых отнесено обеспечение безопасности соответствующих объектов (пункт 194).
Объемы хранения оружия и патронов для оружейных комнат и складских помещений определяются в ходе комиссионных обследований сотрудниками органов внутренних дел исходя из установленных требований: а) противопожарной безопасности; б) размещения оружия и патронов в сейфах, шкафах, пирамидах, ящиках и на стеллажах; в) хранения порохов (пункт 195).
Согласно пункту 174 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) продажу боеприпасов (порох, капсюли, снаряженные патроны) и пиротехнических изделий следует осуществлять в специализированных магазинах или специализированных отделах (секциях). При этом отделы (секции) по продаже боеприпасов и пиротехнических изделий должны располагаться на верхних этажах магазинов и не примыкать к эвакуационным выходам. Боеприпасы и пиротехнические изделия должны храниться в металлических шкафах, установленных в помещениях, выгороженных противопожарными перегородками. Не допускается размещение указанных шкафов в подвальных помещениях (пункт 175). Непосредственно в зданиях магазинов разрешается хранить не более одного ящика дымного пороха (50 кг), одного ящика бездымного пороха (50 кг) и 15 тыс. снаряженных патронов (пункт 178).
Исходя из положений вышеуказанных норм, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что акты комиссионных обследований помещений, предназначенных для хранения и размещения оружия и патронов, составляются сотрудниками лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел с привлечением представителей государственного санитарно-эпидемиологического, пожарного и архитектурного надзоров; форма акта утверждена Инструкцией; объемы хранения оружия и патронов для оружейных комнат и складских помещений определяются в ходе комиссионных обследований сотрудниками органов внутренних дел, в том числе исходя из требований противопожарной безопасности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, магазин ООО "Сахабулт-Нерюнгри" находится на первом этаже 9-этажного жилого дома, по адресу: г. Нерюнгри, дом 37.
Основным доводом заявителя является несогласие с толкованием лицензируемым органом пункта 174 ППБ 01-03. Заявитель считает, что поскольку сам по себе магазин является одноэтажным, то есть на верхних этажах здания отсутствуют иные магазины, то требования пункта 174 ППБ 01-03 им соблюдены.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания (сооружения, строения, пожарные отсеки и части зданий, сооружений, строений - помещения или группы помещений, функционально связанные между собой) по классу функциональной пожарной опасности в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, строении, возможности пребывания их в состоянии сна подразделяются на: 1) Ф1 - здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей; 2) Ф2 - здания зрелищных и культурно-просветительных учреждений; а) Ф3.1 - здания организаций торговли; 4) Ф4 - здания научных и образовательных учреждений, научных и проектных организаций, органов управления учреждений, 5) Ф5 - здания производственного или складского назначения.
В соответствии с пунктом 174 раздела VII "Объекты торговли" ППБ 01-03 продажу боеприпасов (порох, капсюли, снаряженные патроны) и пиротехнических изделий следует осуществлять в специализированных магазинах или специализированных отделах (секциях). При этом отделы (секции) по продаже боеприпасов и пиротехнических изделий должны располагаться на верхних этажах магазинов и не примыкать к эвакуационным выходам.
С учетом указанных норм права суд первой инстанции пришел к обоснованному и мотивированному выводу о том, что в силу пункта 174 ППБ 01-03 продажа патронов должна осуществляться в специализированных магазинах или специализированных отделах (секциях), то есть объектах торговли, которые могут располагаться на верхних этажах магазинов и не примыкать к эвакуационным выходам. При этом положения указанного пункта, не допускают продажу патронов в зданиях, предназначенных для постоянного проживания и временного пребывания людей.
Судом первой инстанции также обоснованно указано, что ссылки заявителя на пункт 115 Правил противопожарного режима в Российской Федерации подтверждают выводы лицензируемого органа, но никак не заявителя. В силу указанного пункта на объектах организаций торговли запрещается, в том числе осуществлять продажу легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов (в том числе баллонов с газом, лакокрасочных изделий, растворителей, товаров в аэрозольной упаковке), пороха, капсюлей, патронов, пиротехнических и других взрывоопасных изделий, если объекты организаций торговли размещены в зданиях, не являющихся зданиями класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 (здания организаций торговли), определенного в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой пришел к правильному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2012 года по делу N А58-1871/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-1871/2012
Истец: ООО "Сахабулт-Нерюнгри"
Ответчик: Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия), УБОП МВД по РС(Я)
Третье лицо: Министерство по делам ГО,ЧС и ЛПСБ РС(Я), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий "